Типовые договорыТиповые договоры



Активные юристыАктивные юристы

Телефон: +7 905 942-69-48
не в сети
Фото юриста
Лакоткина Юлия Анатольевна
г. Ужур Красноярский край ( СИБИРЬ)
ответов за неделю: 11
Телефон: 8 923 308 00 82
Телефон: 9060684949


Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 59-АД14-3

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 22 сентября 2014 г., Постановление
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, надзор
Категория Административные дела
Докладчик Меркулов Владимир Павлович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № 59-АД14-3

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Москва 22 сентября 2014 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу защитника Ковалёвой Н В , действующей на основании доверенности в интересах Лылык А Ю , на постановление судьи Благовещенского городского суда Амурской области от 5 ноября 2013 г., решение судьи Амурского областного суда от 18 декабря 2013 г. и постановление заместителя председателя Амурского областного суда от 12 февраля 2014 г., вынесенные в отношении Лылык А Ю (далее - Лылык А.Ю.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

20 июня 2013 г. во исполнение внешнеторгового контракта от 14 февраля 2011 г., заключенного между Хэйхэской торгово- экономической компанией с ограниченной ответственностью « » и Лылык А.Ю., на таможенную территорию Таможенного союза в Российскую Федерацию через международный автомобильный пункт пропуска «Благовещенск-речпорт-грузовое» по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, ул. Лазо, 1 Благовещенского таможенного поста Благовещенской таможни в адрес Лылык А.Ю. из КНР поступил товар согласно спецификации № от 16 июня 2013 г. к контракту, международной товарно-транспортной накладной от 19 июня 2013 г., инвойсу № от 16 июня 2013 г. (л.д. 12 - 23).

27 июня 2013 г. Лылык А.Ю. представил в отдел таможенного оформления и таможенного контроля Благовещенского таможенного поста Благовещенской таможни (далее - ОТК и ТК Благовещенского таможенного поста Благовещенской таможни) по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, ул.

Лазо, 1 в электронной форме декларацию на товары (далее - ДТ), которая была зарегистрирована таможенным органом 27 июня 2013 г. за № (л.д. 8-11).

В ДТ № Лылык А.Ю. заявил к помещению под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товар семи наименований, в том числе товар: под № 2 - «плиты из феноло-альдегидных смол, предназначены для теплоизоляции», в количестве 370 шт., весом брутто 2932 кг, нетто 2858 кг, код ТН ВЭД ТС 3921 90 300 0 (плиты, листы, пленка и полосы или ленты из пластмасс), ставка ввозной таможенной пошлины 10 %, ставка НДС 18 % (л.д. 9).

В результате таможенного контроля товара, проведенного в форме таможенного досмотра, установлено, что фактически товар № 2 представляет собой «плиты из феноло-альдегидных смол с наружным слоем из фольги с двух сторон, предназначены для теплоизоляции», размер 4 м х 1,2 м, толщиной 2 см, всего 370 штук, торговая марка « » (л.д. 28 - 32).

При таких обстоятельствах таможенный орган пришел к выводу о том, что Лылык А.Ю. в ДТ № в графе 31 в отношении товара № 2 были заявлены недостоверные сведения о его описании, что повлекло занижение размера таможенных пошлин, налогов на сумму 5743,49 руб., в том числе таможенная пошлина 4867,36 руб., налог на добавленную стоимость 876,13 руб.

3 июля 2013 г. таможенным органом было вынесено решение о классификации товара № по коду ТН ВЭД ТС 7606 12 200 2 (алюминий и изделия из него, плиты, листы, полосы или ленты алюминиевые толщиной более 0,2 мм, прямоугольные (включая квадратные), из алюминиевых сплавов, окрашенные, лакированные или покрытые пластмассой, многослойные панели).

Определением старшего государственного таможенного инспектора ОТО и ТК Благовещенского таможенного поста Благовещенской таможни от 5 июля 2013 г. в отношении Лылык А.Ю. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 1 - 6).

5 августа 2013 г. уполномоченным по особо важным делам отдела административных расследований Благовещенской таможни в отношении Лылык А.Ю. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по факту заявления декларантом при декларировании товара недостоверных сведений об описании, классификационном коде товара, послуживших основанием для занижения размера таможенных платежей, подлежащих уплате (л.д. 71 - 76).

Постановлением судьи Благовещенского городского суда Амурской области от 5 ноября 2013 г., оставленным без изменения решением судьи Амурского областного суда от 18 декабря 2013 г. (л.д. 199 - 201), Лылык А.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере однократной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин и налогов в сумме 5743,49 руб. (л.д. 158 -165).

Постановлением заместителя председателя Амурского областного суда от 12 февраля 2014 г. указанные судебные акты оставлены без изменения (л.д. 211 - 220).

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник Ковалева Н.В. просит отменить постановления, вынесенные в отношении Лылык А.Ю. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая их незаконными.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения данной жалобы.

В соответствии с частью 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их наименовании, описании, классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, о стране происхождения, об их таможенной стоимости либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, влечет назначение административного наказания.

Исходя из правовой позиции, приведенной в пункте 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 г. № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, состоит в заявлении декларантом либо таможенным представителем в таможенной декларации не соответствующих действительности (недостоверных) сведений о качественных характеристиках товара, необходимых для таможенных целей, при условии, что такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.

Статьей 179 Таможенного кодекса таможенного союза установлено, что товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта.

Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.

В силу пункта 1 статьи 180 Таможенного кодекса таможенного союза при таможенном декларировании товаров в зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары, применяются различные виды таможенной декларации, в том числе декларация на товары.

з Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 181 Таможенного кодекса таможенного союза в декларации на товары в числе других сведений указываются сведения о товарах: наименование; описание; классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности; наименование страны происхождения; наименование страны отправления (назначения); описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера); количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в других единицах измерения; таможенная стоимость; статистическая стоимость.

Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза (далее - Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности) применяется для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики (статья 50 Таможенного кодекса таможенного союза).

В соответствии с пунктами 1, 2, 3, 6, 7 статьи 52 Таможенного кодекса таможенного союза товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.

Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы.

В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза.

Таможенные органы, определенные законодательством государств - членов таможенного союза, могут принимать решения и давать разъяснения по классификации отдельных видов товаров, обеспечивая их публикацию.

Такие решения или разъяснения являются обязательными при декларировании товаров на территории государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого они приняты.

В целях обеспечения единообразия толкования Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности на основании предложений таможенных органов Комиссия таможенного союза принимает и публикует решения и разъяснения по классификации отдельных видов товаров.

Согласно Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 257 (в редакции от 31 января 2013 г.) (далее - Инструкция), в графе 31 «Грузовые места и описание товаров» указываются сведения о декларируемом товаре, необходимые для исчисления и взимания таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, обеспечения соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному десятизначному классификационному коду по ТН ВЭД ТС, а также о грузовых местах.

В частности, в данной графе необходимо указать наименование (торговое, коммерческое или иное традиционное наименование) товара и сведения о производителе (при наличии сведений о нем), товарных знаках, марках, моделях, артикулах, сортах, стандартах и иных технических и коммерческих характеристиках, а также сведения о количественном и качественном составе декларируемого товара.

Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г.

№ 54 (в редакции от 16 мая 2013 г.) утверждены единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) и Единый таможенный тариф Таможенного союза - свод ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию Таможенного союза из третьих стран, систематизированных в соответствии с единой ТН ВЭД ТС.

Единый таможенный тариф Таможенного союза содержит Основные правила интерпретации товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (далее - ОНИ ТН ВЭД).

Правилом 1 ОПИ ТН ВЭД установлено, что для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам.

В случае, если в силу Правила 2 (б) или по каким-либо другим причинам имеется, рпта (ас!е, возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, классификация таких товаров осуществляется следующим образом: а) Предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием. Однако когда каждая из двух или более товарных позиций имеет отношение лишь к части материалов или веществ, входящих в состав смеси или многокомпонентного изделия, или только к части товаров, представленных в наборе для розничной продажи, то данные товарные позиции должны рассматриваться равнозначными по отношению к данному товару, даже если одна из них дает более полное или точное описание товара.

б) Смеси, многокомпонентные изделия, состоящие из различных материалов или изготовленные из различных компонентов, и товары, представленные в наборах для розничной продажи, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правила 3 (а), должны классифицироваться по тому материалу или составной части, которые придают данным товарам основное свойство, при условии, что этот критерий применим.

в) Товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правила 3 (а) или 3 (б), должны классифицироваться в товарной позиции, последней в порядке возрастания кодов среди товарных позиций, в равной степени приемлемых для рассмотрения при классификации данных товаров.

Согласно Правилу 6 для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, тшайз тШапсНз, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.

В группе 39 раздела VII ТН ВЭД ТС классифицируются пластмассы и изделия из них.

В товарную позицию 3921 включаются: плиты, листы, пленка и полосы или ленты из пластмасс, прочие.

В подсубпозиции 3921 90 300 0 классифицируются плиты, листы, пленка и полосы или ленты из пластмасс, прочие: из феноло-альдегидных смол.

Согласно примечанию 10 к группе 39 в товарных позициях 3920 и 3921 термин «плиты, листы, пленка и полосы или ленты» означает только плиты, листы, пленку и полосы или ленты (кроме включаемых в группу 54), а также блоки правильной геометрической формы с рисунком или без рисунка, или с поверхностью, обработанной другим способом, нарезанные или не нарезанные на прямоугольники (включая квадраты), но без дальнейшей обработки (даже если в результате подобных операций они становятся готовой продукцией).

В группе 76 раздела XV ТН ВЭД ТС классифицируются алюминий и изделия из него.

В товарную позицию 7606 включаются: плиты, листы, полосы или ленты алюминиевые толщиной более 0,2 мм: прямоугольные (включая квадратные).

В подсубпозиции 7606 12 200 2 классифицируются плиты, листы, полосы или ленты алюминиевые толщиной более 0,2 мм, прямоугольные (включая квадратные), из алюминиевых сплавов, окрашенные, лакированные или покрытые пластмассой, многослойные панели.

Согласно пункту (г) группы 76 раздела XV ТН ВЭД ТС в данной группе термин плиты, листы, полосы или ленты и фольга - плоские изделия (кроме необработанных изделий товарной позиции 7601), свернутые или не свернутые в рулоны и имеющие сплошное прямоугольное (кроме квадратного) поперечное сечение, со скругленными или нескругленными углами (включая «видоизмененные прямоугольники», две противоположные стороны которых представляют собой выпуклые дуги, а две другие стороны - прямолинейные, равные по длине и параллельные), с постоянной толщиной, имеющие: - прямоугольную (включая квадратную) форму с толщиной, не превышающей 0,1 ширины; - форму, отличную от прямоугольной или квадратной, любого размера, при условии, что они при этом не приобрели отличительных признаков, характерных для изделий других товарных позиций.

В товарные позиции 7606 7607 и включаются, Мег аНа, плиты, листы, полосы или ленты и фольга, имеющие рельефную поверхность (например, борозды, выступы, клетки, ромбы), а также изделия перфорированные, гофрированные, полированные или имеющие покрытие, при условии, что они при этом не приобрели отличительных признаков, характерных для изделий других товарных позиций.

В соответствии с дополнительным примечанием Таможенного союза в подсубпозиции 7606 12 200 2 термин «многослойные панели» означает плоский многослойный материал, состоящий из двух внешних алюминиевых листов с б нанесенным на них покрытием и одного или нескольких слоев наполнителя, образующего внутренний слой или сердцевину.

В соответствии с пунктом 1 статьи 183 Таможенного кодекса таможенного союза подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В силу статьи 188 Таможенного кодекса таможенного союза при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан, в том числе представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено таможенным законодательством таможенного союза.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, Лылык А.Ю. при указании сведений о товаре № 2 в графе 31 ДТ № исходил из характеристик и свойств товара, содержания коммерческих документов.

Так, в ходе судебного разбирательства установлено, что при декларировании возимого товара таможенному органу в соответствии с положениями статей 183, 188 Таможенного кодекса таможенного союза были представлены товаросопроводительные документы и сертификат соответствия, из которых следует, что спорный товар представляет собой плиты феноло-альдегидных смол, предназначены для теплоизоляции. Сведения о том, что названные плиты покрыты с двух сторон алюминиевой фольгой, содержатся в Сертификате соответствия № С-СМ.ПБ54В.00589 и инспекционном отчете № .

Данные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что при декларировании товара Лылык А.Ю. представлены достоверные сведения о свойствах и характеристиках товара.

Выводы таможенного органа о том, что товар необходимо классифицировать в подсубпозиции 7606 12 200 2 - алюминий и изделия из него, плиты, листы, полосы или ленты алюминиевые толщиной более 0,2 мм, прямоугольные (включая квадратные), из алюминиевых сплавов, окрашенные, лакированные или покрытые пластмассой, многослойные панели, являются ошибочными.

Поскольку спорный товар является многокомпонентным, состоящим из различных материалов, его классификация должна была осуществляться с учетом положений правила 3 (б) ОПИ ТН ВЭД, то есть по тому материалу или составной части, которые придают товару основное свойство, при условии, что этот критерий применим.

Товар № 2 - плиты феноло-альдегидных смол, покрытые с двух сторон алюминиевой фольгой, предназначенные для теплоизоляции, преимущественно состоят из феноло-альдегидных смол (на 80 %), следовательно, при классификации данного товара Лылык А.Ю. обоснованно в соответствии с Правилом 3 (б) ОПИ ТН ВЭД отнес его к субпозиции 3921 90 300 0.

Таким образом, классификация товара № 2, ввезенного по ДТ № , осуществлена Лылык А.Ю. правильно.

Данный вывод подтверждается решением Арбитражного суда Амурской области от 23 декабря 2013 г. № А04-7920/2013, которым решение Благовещенской таможни о классификации товара № от 3 июля 2013 г. с присвоением ему кода 7606 12 200 2 признано незаконным, не соответствующим Таможенному кодексу таможенного союза, Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза».

При таких обстоятельствах постановление судьи Благовещенского городского суда Амурской области от 5 ноября 2013 г., решение судьи Амурского областного суда от 18 декабря 2013 г. и постановление заместителя председателя Амурского областного суда от 12 февраля 2014 г. подлежат отмене.

Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

постановил:

жалобу защитника Ковалевой Н.В. удовлетворить.

Постановление судьи Благовещенского городского суда Амурской области от 5 ноября 2013 г., решение судьи Амурского областного суда от 18 декабря 2013 г.

и постановление заместителя председателя Амурского областного суда от 12 февраля 2014 г., вынесенные в отношении Лылык А.Ю. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Верховного Суда Российской Федерации В.П.Меркулов

Статьи законов по Делу № 59-АД14-3

КоАП РФ Статья 16.2. Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров
КоАП РФ Статья 24.5. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении

Производство по делу

Загрузка
Наверх