Типовые договорыТиповые договоры



Активные юристыАктивные юристы

Телефон: +7 905 942-69-48
не в сети
Фото юриста
Лакоткина Юлия Анатольевна
г. Ужур Красноярский край ( СИБИРЬ)
ответов за неделю: 11
Телефон: 8 923 308 00 82
Телефон: 9060684949


Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 6-АПГ15-5

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 17 июня 2015 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция
Категория Гражданские дела
Докладчик Корчашкина Тамара Егоровна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № 6-АПГ15-5

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Москва 17 июня 2015 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации составе в

председательствующегоАлександрова В.Н.
судейКорчашкиной Т.Е. и Абакумовой И.Д.,
при секретареКостереве Д.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Горшкова С С об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости по апелляционной жалобе Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» на решение Рязанского областного суда от 5 марта 2015 г., которым заявление Горшкова С.С. удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Горшков С.С. обратился в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, из категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с разрешенным использованием: для обслуживания и эксплуатации зданий молокозавода: - с кадастровым номером , общей площадью кв.м, расположенного по адресу: район, примерно в по направлению на ; - с кадастровым номером , общей площадью кв.м, расположенного по адресу: район, примерно в м. по направлению на ; - с кадастровым номером , общей площадью кв.м, расположенного по адресу: район, примерно в м. по направлению на ; - с кадастровым номером , общей площадью кв.м, расположенного по адресу: район, примерно в м. по направлению на .

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области (далее - Управление Росреестра по Рязанской области), Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра» по Рязанской области), министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области, Правительство Рязанской области, администрация МО - Скопинский муниципальный район Рязанской области.

Рязанским областным судом постановлено приведённое выше решение, об отмене которого и о принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления просит в апелляционной жалобе ФГБУ «ФКП Росреестра».

По мнению автора жалобы, при вынесении решения судом допущены нарушения норм материального и процессуального права, выразившиеся в следующем. ФГБУ «ФКП Росреестра» не являлось заказчиком работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населённых пунктов, не утверждало оспариваемые результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов. Всю юридическую ответственность за результаты кадастровой оценки земельных участков населенных пунктов Рязанской области несет орган, утвердивший в установленном законом порядке результаты такой оценки - министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области. В связи с этим оспаривание кадастровой стоимости земельных участков, установление их рыночной стоимости и последующее исполнение решения суда не затрагивают права и обязанности данного государственного органа.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Удовлетворяя заявление, суд исходил из вывода о том, что Горшков С.С. является субъектом правоотношений по установлению кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости и рыночная стоимость объектов недвижимости определена в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в сфере оценочной деятельности.

Данный вывод суда основан на анализе действующего законодательства и материалов дела, и оснований для признания его неправильным не имеется.

Статьёй 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формой платы за использование земли является, в том числе, земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость). Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пп. 1, 2 и 5).

Статьёй 66 ЗК РФ закреплено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением установленных законом случаев. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) регламентированы правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам.

Статьёй 24.18 Закона об оценочной деятельности за физическими лицами закреплено право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть определена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

При этом под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (ст. 3 Закона об оценочной деятельности).

Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определённой стоимости, является отчёт об оценке объекта (далее — отчёт).

Оценщик имеет право самостоятельно применять методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки (ст. 14 Закона об оценочной деятельности).

Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, предусмотренными этим законом, признаётся достоверной и рекомендуемой, если не установлено иное (ст. 12 Закона об оценочной деятельности).

В соответствии с положениями ст. 24.18 и 24.20 Закона об оценочной деятельности установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой оценки. Сведения об изменении кадастровой оценки на основании решения суда подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Как установлено судом и следует из материалов дела, Горшков С.С. является собственником земельных участков: - с кадастровым номером , общей площадью кв.м, расположенного по адресу: район, примерно в м. по направлению на ; - с кадастровым номером , общей площадью кв.м, расположенного по адресу: область, район, примерно в м. по направлению на ; - с кадастровым номером , общей площадью кв.м, расположенного по адресу: район, примерно в м. по направлению на ; - с кадастровым номером , общей площадью кв.м, расположенного по адресу: район, примерно в . по направлению на .

Указанные земельные участки из категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с разрешенным использованием: для обслуживания и эксплуатации зданий молокозавода, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права № , № , № , № от 10 сентября 2009 г.

В судебном заседании Горшков С.С. уточнил свои требования и просил установить кадастровую стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 г. в связи с принятием министерством имущественных и земельных отношений Рязанской области постановления от 1 октября 2014 г. № 12-П «Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Рязанской области», которым утверждена кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января 2014 г. Постановление вступило в силу с 1 января 2015 г.

В соответствии с указанным постановлением кадастровая стоимость земельных участков, принадлежащих Горшкову С.С, составила: - с кадастровым номером - лей, - с кадастровым номером ,- рублей, - с кадастровым номером , - рублей, - с кадастровым номером - рублей.

По ходатайству заявителя судом первой инстанции назначалась судебная экспертиза для определения рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 1 января 2014 г.

Согласно экспертному заключению, которое было оценено судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рыночная стоимость земельных участков составила: - с кадастровым номером - рублей, - с кадастровым номером ,- рублей, - с кадастровым номером , - рублей, - с кадастровым номером - рублей.

Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применены нормы материального и процессуального права, подлежащие применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и обоснованным.

Доводы заявителя жалобы, приведённые им в апелляционной жалобе, аналогичны доводам, заявлявшимся в суде первой инстанции, являлись предметом проверки областного суда и по мотивам, приведённым в решении, отвергнуты, как несостоятельные.

Оснований для иной правовой оценки и отмены судебного постановления Судебная коллегия не имеет.

Как отражено в пп. 1 и 5 ст. 65 ЗК РФ, п. 1 ст. 390 и п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), кадастровая стоимость земельного участка устанавливается прежде всего для целей налогообложения. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Действующее законодательство (п. 3 ст. 66 ЗК РФ) предусматривает установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, если таковая определена.

Статья 24.18 Закона в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости называет, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.

Одной из сторон отношений, связанных с проведением государственной кадастровой оценки земель, представлением результатов государственной кадастровой оценки земель, ведением государственного земельного кадастра, созданием и ведением государственного кадастра объектов недвижимости, являлось Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, которое осуществляло свою деятельность непосредственно и через свои территориальные управления во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Указанные функции и полномочия названного федерального органа исполнительной власти были регламентированы Положением о данном органе, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2004 г. №418.

Указом Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 г.

№ 1847 Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено, а его функции переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. № 457, утвердившим Положение о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, к полномочиям указанной службы отнесена организация проведения государственной кадастровой оценки земель.

Из указанного следует, что оспаривание результатов государственной кадастровой оценки земель путём установления рыночной стоимости объектов недвижимости относится к сфере публичных правоотношений.

Учитывая, что заявленные требования обоснованы несоответствием кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, участие в деле ФГБУ «ФКП Росреестра» является следствием реализации предоставленных ему полномочий.

При рассмотрении данного дела судом не допущено нарушений норм материального и норм процессуального права, в том числе и тех, которые предусмотрены законом в качестве основания для отмены судебного акта в апелляционном порядке (ст. 330 ГПК РФ).

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,

определила:

решение Рязанского областного суда от 5 марта 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» - без удовлетворения.

Председательствующий Судьи

Статьи законов по Делу № 6-АПГ15-5

ГПК РФ Статья 67. Оценка доказательств
ГПК РФ Статья 327. Порядок рассмотрения дела судом апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 328. Полномочия суда апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 329. Постановление суда апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 330. Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке
ЗК РФ Статья 65. Платность использования земли
ЗК РФ Статья 66. Оценка земли

Производство по делу

Загрузка
Наверх