Дело № 60-АД15-2

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 29 апреля 2015 г., Постановление
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, надзор
Категория Административные дела
Докладчик Никифоров Сергей Борисович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № 60-АД15-2

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Москва 29 апреля 2015 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ., рассмотрев жалобу защитника Шаповаловой Н Л , действующей на основании доверенности в интересах Кравцова А А на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов ГСИ-2 ПУ ФСБ России по Камчатскому краю от 1 июля 2013 г., решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 3 сентября 2013 г., решение судьи Камчатского краевого суда от 23 октября 2013 г. и постановление и.о. председателя Камчатского краевого суда от 30 июля 2014 г., вынесенные в отношении судна РС « » Кравцова А А по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов ГСИ-2 ПУ ФСБ России по Камчатскому краю от 1 июля 2013 г. судна РС « » Кравцов А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Решением судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 3 сентября 2013 г., оставленным без изменения решением судьи Камчатского краевого суда от 23 октября 2013 г. и постановлением и.о. председателя Камчатского краевого суда от 30 июля 2014 г., постановление должностного лица от июля 1 2013 г. изменено в части назначенного Кравцову А.А. административного наказания, размер административного штрафа снижен до 20 000 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник Шаповалова Н.Л. просит отменить постановления, вынесенные в отношении судна РС « » Кравцова А.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая их незаконными.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 данного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой.

Отношения в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов регулируются, в том числе Федеральным законом от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и Правилами рыболовства, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна в соответствии со статьей 43.1 указанного Федерального закона.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 43.1 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» Правила рыболовства являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов. Правила рыболовства обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность.

Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, действовавшие на момент вмененного административного правонарушения, были утверждены Приказом Росрыболовства от 6 июля 2011 г. № 671 (утратил силу в связи с изданием Приказа Росрыболовства от 7 ноября 2013 г. № 826).

Положениями пункта 7.8 данных Правил на капитана судна или лицо, ответственное за добычу (вылов) водных биоресурсов, в числе прочих обязанностей возложена обязанность ежедневно подавать в установленном порядке судовые суточные донесения (далее - ССД) о рыболовной деятельности (значения показателей и реквизитов, включаемые в ССД, должны строго соответствовать судовому, промысловому и технологическому журналам); обеспечивать целостность и полноту базы ССД, передаваемых в региональные информационные центры (РИЦы).

Приказом Госкомрыболовства Российской Федерации от 10 октября 1996 г. № 185 (действовавшим до 30 сентября 2013 г., утратившим силу в связи с изданием Приказа Росрыболовства от 1 октября 2013 г. № 730) «О порядке и механизме представления оперативной и статистической отчетности по добыче рыбы и переработке рыбопродукции» было утверждено Положение по функционированию отраслевой иерархической информационно-аналитической автоматизированной системы управления использованием водных биоресурсов (Информационная система «Рыболовство»).

Пунктом 4.2.1 данного Положения установлено, что все суда персонального учета обязаны безвозмездно и своевременно представлять в информационную систему «Рыболовство» (ИСР) достоверную оперативную отчетность в виде судовых суточных донесений (ССД) по инструкции, приведенной в разделе 5.5 Положения.

Значения показателей и реквизитов, включаемые в ССД, должны строго соответствовать промысловому, судовому и технологическому журналам.

В соответствии с разделом 5.5 Положения ССД содержит информацию о результатах работы судна за прошедшие отчетные сутки, которые исчисляются по судовому времени, и заполняется на основании записей из соответствующих журналов и документов по состоянию на 24.00 судового времени.

ССД передают с судов через радиоцентр, наземную спутниковую станцию или по сети передачи данных в РИЦ каждые сутки в сроки, установленные регламентом связи, радиограммой или файлом в формализованном (закодированном по правилам настоящего Положения) виде.

Согласно положениям данного раздела в блоке Ш7 ССД - «Промысловые операции» надлежит отражать следующие сведения: орудие лова; суммарный улов за сутки в центнерах по данным промыслового журнала; количество промысловых операций, выполненных данным орудием лова; время, затраченное на промысловые операции; среднюю глубину ведения промысловых операций в метрах; зону промысла в случае, когда пункт местонахождения на отчетный час и зона промысла не совпадают.

В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что в ходе проведения 1 июля 2013 г. досмотровой группой ППС « » проверки промысловой деятельности судна РС « », осуществлявшего в Северо- Охотоморской подзоне (6105.1) Охотского моря на основании соответствующего разрешения промысел (добычу) водных биологических ресурсов - краба колючего, з установлено, что в нарушение требований пункта 7.8 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна и Положения по функционированию отраслевой иерархической информационно-аналитической автоматизированной системы управления использованием водных биоресурсов судна Кравцов А.А. при подаче 30 мая, 3, 10, 11 и 18 июня 2013 г. ССД о рыболовной деятельности в означенные дни не отразил в блоке Ш7 сведения о выполненных промысловых операциях, допустив расхождение данных ССД и данных, отраженных в судовом и промысловом журналах.

Таким образом, капитан судна Кравцов А.А., являясь должностным лицом, не обеспечил соответствие включенных в ССД значений показателей судовому и промысловому журналам, а также целостность и полноту базы ССД, передаваемых в региональные информационные центры.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении, протоколом досмотра рыболовного судна РС « », копией разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, копиями промыслового и судового журналов, копиями ССД и иными материалами дела, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Довод жалобы о необоснованности привлечения Кравцова А.А. к административной ответственности, нельзя признать состоятельным.

Исходя из положений пункта 7.8 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, действовавших на момент вмененного административного правонарушения, значения показателей, включаемые в ССД, должны строго соответствовать судовому, промысловому и технологическому журналам.

Однако данные ССД за 30 мая, 3, 10, 11 и 18 июня 2013 г. о рыболовной деятельности судна РС « » не совпадают с данными, зафиксированными в судовом и промысловом журналах. Таким образом, должностным лицом не соблюдены требования пункта 7.8 названных Правил о предоставлении ССД в соответствии с данными судового и промыслового журналов.

Действия должностного лица Кравцова А.А., не исполнившего свои служебные обязанности надлежащим образом, квалифицированы по части 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами указанного Кодекса и положениями законодательства в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.

То обстоятельство, что Приказом Росрыболовства от 7 ноября 2013 г. № 826 признан утратившим силу Приказ Росрыболовства от 6 июля 2011 г. № 671 «Об утверждении Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна», а Приказом Росрыболовства от 1 октября 2013 г. № 730 признан утратившим силу Приказ Госкомрыболовства России от 10 октября 1996 г. № 185 «О порядке и механизме представления оперативной и статистической отчетности по добыче рыбы и переработке рыбопродукции», не влечет освобождение Кравцова А.А. от административной ответственности. Положения части 2 статьи 1.7 и пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации вопреки утверждению заявителя в данном случае применению не подлежат.

В соответствии с частью 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Частью 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отмены закона, установившего административную ответственность.

Вместе с тем данные нормы неприменимы к обстоятельствам по настоящему делу.

В связи с признанием утратившим силу Приказа Росрыболовства от 6 июля 2011 г. № 671 «Об утверждении Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна», не устранена обязанность капитана судна ежедневно подавать в установленном порядке ССД о рыболовной деятельности.

Приказом Минсельхоза России от 21 октября 2013 г. № 385 утверждены Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, пунктом 9.9. которых на капитана судна возложена обязанность ежедневно подавать в установленном порядке ССД о рыбопромысловой деятельности, при этом значения показателей и реквизитов, включаемые в ССД, должны строго соответствовать судовому, промысловому и технологическому журналам; обеспечивать целостность и полноту базы ССД.

Таким образом, Приказ Росрыболовства от 6 июля 2011 г. № 671 «Об утверждении Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна» и Приказ Госкомрыболовства России от 10 октября 1996 г. № 185 «О порядке и механизме представления оперативной и статистической отчетности по добыче рыбы и переработке рыбопродукции» применяются к обстоятельствам по настоящему делу в редакции, действовавшей на момент вмененного административного правонарушения.

Довод жалобы о неправильном применении норм материального права и допущенных при производстве по делу процессуальных нарушениях аналогичны по существу доводам, которые являлись предметом проверки и были обоснованно отклонены по мотивам, приведенным в соответствующих актах.

Выводы, изложенные в приложенной к настоящей жалобе копии решения судьи Камчатского краевого суда от 28 мая 2014 г., вынесенного по делу об административном правонарушении, возбужденному по тем же обстоятельствам в отношении ООО « », об отсутствии в деяниях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для разрешения данного дела не имеют преюдициального значения.

Порядок и срок давности привлечения Кравцова А.А. к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено должностному лицу Кравцову А.А. в пределах санкции части 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, которые в силу пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

постановил:

постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов ГСИ-2 ПУ ФСБ России по Камчатскому краю от 1 июля 2013 г., решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 3 сентября 2013 г., решение судьи Камчатского краевого суда от 23 октября 2013 г. и постановление и.о. председателя Камчатского краевого суда от 30 июля 2014 г., вынесенные в отношении судна РС « » Кравцова А.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Шаповаловой Н.Л., действующей на основании доверенности в интересах Кравцова А.А., без - удовлетворения.

Судья Верховного Суда Российской Федерации СБ. Никифоров б

Статьи законов по Делу № 60-АД15-2

Статья 54. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет
КоАП РФ Статья 2.4. Административная ответственность должностных лиц
КоАП РФ Статья 8.37. Нарушение правил охоты, правил, регламентирующих рыболовство и другие виды пользования объектами животного мира
КоАП РФ Статья 24.1. Задачи производства по делам об административных правонарушениях
КоАП РФ Статья 30.17. Виды постановлений, принимаемых по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов (введена Федеральным законом от 03.12.2008 N 240-ФЗ)
КоАП РФ Статья 1.7. Действие законодательства об административных правонарушениях во времени
КоАП РФ Статья 24.5. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении
КоАП РФ Статья 26.11. Оценка доказательств

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх