Дело № 60-АПГ13-3

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 5 июня 2013 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, апелляция
Категория Административные дела
Докладчик Хаменков Владимир Борисович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №60-АПГ13-3

от 5 июня 2013 года

 

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Агентства лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края на решение Камчатского краевого суда от 19 февраля 2013 г., которым удовлетворено заявление Камчатского межрайонного природоохранного прокурора о признании недействующим постановления Губернатора Камчатского края от 27 июля 2012 г. № 146 «Об утверждении лимитов добычи охотничьих ресурсов и квот добычи охотничьих ресурсов, за исключением таких лимитов и квот в отношении охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, для Камчатского края на период с 01 августа 2012 года до 01 августа 2013 года».

председательствующего судей

Хаменкова В.Б.,

Анишиной В.И. и Ксенофонтовой О.А.

при секретаре

Строилове А.М.

 

установила:

 

27 июля 2012 года губернатором Камчатского края принято постановление № 146 «Об утверждении лимитов добычи охотничьих ресурсов и квот добычи охотничьих ресурсов, за исключением таких лимитов и квот в отношении охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, для Камчатского края на период с 01 августа 2012 года до 01 августа 2013 года».

Пунктом 1 постановления утверждены лимиты добычи охотничьих ресурсов за исключением таких лимитов в отношении охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, для Камчатского края на период с 1 августа 2012 года до 1 августа 2013 года; пунктом 2 постановления утверждены квоты добычи охотничьих ресурсов за исключением таких квот в отношении охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, для Камчатского края на период с 1 августа 2012 года до 1 августа 2013 года.

Камчатский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением, в котором просил признать недействующими со дня принятия отдельные положения названного выше постановления, ссылаясь на то, что в нарушение пунктов 4, 7, 9.1 и 9.5 Порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов и внесения в него изменений, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 июня 2010 г. № 228, в приложении № 2 оспариваемого постановления юридическим лицам, не подавшим заявку, а также подавшим заявку после направления 26 апреля 2012 года материалов на государственную экологическую экспертизу, установлены квоты добычи охотничьих ресурсов.

Кроме того в нарушение требований пунктов 4 и 5 Порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов и внесения в него изменений неверно определена квота добычи лося пользователям охотугодий, в отношении которых не произведено внутрихозяйственное охотустройство, и, следовательно, не определена и свойственная для данного вида охотничьего ресурса площадь обитания, поскольку при определении квоты не учтена общая площадь охотничьего угодья. А пользователям охотугодий, в отношении которых охотустройство произведено, квота установлена без учета определенной по результатам охотустройства площади, свойственной для обитания лося.

По мнению прокурора, оспариваемым актом размер квоты добычи охотничьих ресурсов установлен с превышением размера квоты, определенной заявкой охотпользователя, а также с превышением норматива допустимого изъятия, установленного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 апреля

2010г. № 138 «Об утверждении нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях».

Неверное определение квот добычи охотничьих ресурсов в закрепленных охотничьих угодьях в приложении № 2 постановления привело к неправильному исчислению в приложении № 1 лимитов добычи охотничьих ресурсов, которые в силу пункта 9.4 Порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов и внесения в него изменений определяются как сумма квот добычи охотничьих ресурсов в закрепленных охотничьих угодьях, квот добычи ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях и объемов добычи на территориях, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов, не являющихся охотничьими угодьями.

Решением Камчатского краевого суда от 19, февраля 2013 года заявление Камчатского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворено.

В апелляционной жалобе Агентство лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края просит решение отменить как незаконное и необоснованное.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.

В соответствии с пунктами «в» и «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ), другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними

законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В силу пунктов 13 и 14 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ лимит добычи охотничьих ресурсов - объем допустимой годовой добычи охотничьих ресурсов; квота добычи охотничьих ресурсов - часть лимита добычи охотничьих ресурсов, которая определяется в отношении каждого охотничьего угодья.

Согласно части 3 статьи 24 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ и пункту 3 Порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов и внесения в него изменений, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 июня 2010 г. № 228 (далее - Порядок), лимит добычи охотничьих ресурсов утверждается для каждого субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в срок не позднее 1 августа текущего года на период до 1 августа следующего года.

В соответствии с частью 9 статьи 24 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ, пунктами 4 и 5 Порядка юридические лица и индивидуальные предприниматели, заключившие, охотхозяйственные соглашения до 15 апреля подают в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, заявку на установление квоты добычи для каждого вида охотничьих ресурсов, которая определяется для каждого вида охотничьих ресурсов в соответствии с заявкой, в пределах установленных нормативов допустимого изъятия на основании данных о численности заявленного вида охотничьих ресурсов.

Квота (объем) добычи охотничьих ресурсов не устанавливается при отсутствии заявки (пункт 7 Порядка).

В случае если планируемая квота добычи охотничьих ресурсов в закрепленном охотничьем угодье, указанная в заявке, выше, чем допускается нормативами допустимого изъятия охотничьих ресурсов, либо при установлении квоты не учтено снижение численности охотничьих ресурсов относительно численности в предыдущем сезоне охоты, уполномоченный орган субъекта Российской Федерации устанавливает квоту добычи охотничьих ресурсов в отношении этого охотничьего угодья в меньшем объеме, чем объем, определенный заявкой, обосновывая причины такого несоответствия, о чем в трехдневный срок уведомляет юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, подавшего заявку (часть 10 статьи 24 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ и пункт 8 Порядка).

Для подготовки документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в субъекте Российской Федерации уполномоченный орган субъекта Российской Федерации до 15 апреля осуществляет сбор

заявок на установление квоты добычи охотничьих ресурсов, в отношении которых устанавливается лимит добычи (пункты 9 и 9.1 Порядка).

Разрешая настоящее дело, суд, проанализировав нормы Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ, Порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов и внесения в него изменений, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 июня 2010 г. № 228, Федерального закона от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире», Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 апреля 2010 г. № 138 «Об утверждении нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях», пришел к выводу об обоснованности заявленных требований, поскольку установил, что положения оспариваемого постановления противоречат федеральному законодательству.

Так, судом установлено, что заявки от ряда юридических лиц поступили в Агентство лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края с нарушением установленного пунктом 9.1 Порядка срока, либо не поступали вообще, однако, оспариваемым постановлением этим юридическим лицам установлены квоты добычи охотничьих ресурсов.

Таким образом, суд первой инстанции, удовлетворяя заявление прокурора, пришел к обоснованному выводу о противоречии оспариваемых положений части 9 статьи 24 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ и пунктам 4, 5, 7, 9 и 9.1 Порядка, поскольку установление квот юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при отсутствии от них заявок или при подаче заявок с нарушением установленного законом срока, действующим законодательством не предусмотрено.

Кроме того в ходе рассмотрения дела судом установлено, что ряду юридических лиц оспариваемым постановлением установлены квоты добычи охотничьих ресурсов в объемах, превышающих объемы, указанные ими в направленных в Агентство лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края заявках, что также не соответствует требованиям части 10 статьи 24 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ и пунктам 5 и 8 Порядка, и является основанием для признания таких положений недействующими.

Согласно статье 20 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире» обязательной мерой охраны животного мира является государственная экологическая экспертиза, осуществляемая в соответствии с законодательством Российской Федерации и предшествующая принятию органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской

Федерации хозяйственного решения, способного повлиять на объекты животного мира и среду их обитания.

Обязательной государственной экологической экспертизе подлежат материалы, обосновывающие объемы (лимиты, квоты) изъятия объектов животного мира и проведения работ по акклиматизации и гибридизации этих объектов.

В силу пункта 9 Порядка для подготовки документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в субъекте Российской Федерации уполномоченный орган субъекта Российской Федерации до 1 мая направляет материалы, обосновывающие лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный проводить государственную экологическую экспертизу; после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы, но не позднее 15 июня направляет на согласование в Минприроды России проект лимита добычи на территории субъекта Российской Федерации видов охотничьих ресурсов, лимит добычи которых утверждается по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, с приложением пояснительной записки, содержащей оценку качества проведенных учетных работ в разрезе охотничьих угодий и иных территорий, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов, и в целом по субъекту Российской Федерации, описание погодных условий в период проведения учетных работ, информацию о незаконной добыче и гибели охотничьих ресурсов, в отношении которых устанавливается лимит добычи, за предыдущий год.

Как следует из материалов дела, приказом Министерства природных ресурсов Камчатского края от 9 июня 2012 г. утверждено заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам, обосновывающим объемы (лимиты, квоты) изъятия охотничьих ресурсов на территории Камчатского края на период с 1 августа 2012 года по 1 августа 2013 года.

В соответствии с заключением государственной экологической экспертизы от 8 июня 2012 года представленные материалы, обосновывающие объемы (лимиты, квоты) изъятия охотничьих ресурсов на территории Камчатского края на период с 1 августа 2012 года до 1 августа 2013 года, содержат достаточный объем сведений и в целом соответствуют экологическим требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и Камчатского края в области охраны окружающей среды. Экспертной комиссией рекомендовано установление следующих лимитов (квот): лось 420, снежный баран 173, дикий северный олень «0», бурый медведь 1550 особей, соболь 10700, выдра 175, рысь 48.

Вместе с тем судом установлено, что в экспертном заключении содержатся противоречивые сведения о предлагаемых заказчиком объемах

добычи охотничьего ресурса в виде соболя, которые также не соответствуют и сведениям, изложенным в материалах, обосновывающих лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов, представленных Агентством лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края на государственную экологическую экспертизу.

Кроме того из анализа направленных Агентством лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края на государственную экологическую экспертизу документов следует, что в представленных на экспертизу проектах сумма квот добычи лося превышает лимит добычи лося, что противоречит установленным пунктом 9.4 Порядка требованиям.

Таким образом, суд, установив, что лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов утверждены без проверки правильности произведенных расчетов относительно объектов экологической экспертизы, государственная экологическая экспертиза осуществлена с нарушением принципов достоверности и полноты информации, представляемой на экспертизу, реализация объекта государственной экологической экспертизы с отступлениями от документации, получившей положительное заключение и с изменениями проектной документации после получения положительного заключения, правомерно признал оспариваемые прокурором положения недействующими.

Мотивы, по которым суд пришел к указанным выводам, исчерпывающим образом изложены в решении суда и являются обоснованными.

Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые в соответствии со статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы являться основанием для отмены решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Камчатского краевого суда от 19 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Агентства лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края - без удовлетворения.

Председательствующий

Статьи законов по Делу № 60-АПГ13-3

Статья 72. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
Статья 76. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные
ГПК РФ Статья 327. Порядок рассмотрения дела судом апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 328. Полномочия суда апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 330. Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Загрузка
Наверх