Типовые договорыТиповые договоры



Активные юристыАктивные юристы

Телефон: +7 905 942-69-48
не в сети
Фото юриста
Лакоткина Юлия Анатольевна
г. Ужур Красноярский край ( СИБИРЬ)
ответов за неделю: 11
Телефон: 8 923 308 00 82
Телефон: 9060684949


Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 63-АПГ14-1

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 19 марта 2014 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция
Категория Гражданские дела
Докладчик Анишина Вера Ивановна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № 63-АПГ14-1

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Москва 19 марта 2014 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующегоЕременко Т.И.,
судейАнишиной В.И. и Ксенофонтовой О.А.
при секретареДарькине АО.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Собрания депутатов Ненецкого автономного округа на решение Суда Ненецкого автономного округа от 18 декабря 2013 года, которым удовлетворено заявление первого заместителя прокурора Ненецкого автономного округа о признании недействующей части 3 статьи 4 Закона Ненецкого автономного округа от 23 апреля 2013 г. № 16-03 «Об отдельных вопросах правового регулирования в сфере присвоения наименований и переименования географических объектов».

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

11 апреля 2013 года Собранием депутатов Ненецкого автономного округа принят и подписан губернатором Ненецкого автономного округа 23 апреля 2013 года Закон Ненецкого автономного округа «Об отдельных вопросах правового регулирования в сфере присвоения наименований и переименования географических объектов» (далее - Закон), текст которого был опубликован в издании «Сборник нормативных правовых актов Ненецкого автономного округа» 26 апреля 2013 г., № И.

Статьей 4 Закона предусмотрены формы выявления мнения населения о предложении о присвоении наименований географическим объектам или о переименовании географических объектов.

Так, частью 3 указанной статьи установлено, что мнение населения о предложении выявляется органами местного самоуправления в порядке, установленном уставом или муниципальным нормативным правовым актом представительного органа соответствующего муниципального образования.

Первый заместитель прокурора Ненецкого автономного округа обратился в суд с заявлением о признании недействующей части 3 статьи 4 Закона, ссылаясь на её противоречие части 2 статьи 9 Федерального закона от 18 декабря 1997 г. № 152-ФЗ «О наименованиях географических объектов», статьям 14, 15, 16, 18 и 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». По мнению прокурора, при возложении на органы местного самоуправления обязанности по выявлению мнения населения о поступивших предложениях о присвоении наименований географическим объектам или о переименовании географических объектов Собрание депутатов Ненецкого автономного округа вышло за пределы полномочий предоставленных ему федеральным законодательством.

Решением Суда Ненецкого автономного округа от 18 декабря 2013 года заявление первого заместителя прокурора Ненецкого автономного округа удовлетворено, признана недействующей с момента вступления решения суда в законную силу часть 3 статьи 4 Закона.

В апелляционной жалобе Собрание депутатов Ненецкого автономного округа просит решение отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.

В соответствии с пунктом «р» статьи 71 Конституции Российской Федерации наименования географических объектов находятся в ведении Российской Федерации.

Согласно статье 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184- ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе участвовать в осуществлении полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения, не переданных им в соответствии с пунктом 7 статьи 26.3 данного Федерального закона, с осуществлением расходов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов), если это участие предусмотрено федеральными законами. Указанные федеральные законы могут содержать положения, предусматривающие: порядок согласования участия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении указанных полномочий, а также особенности такого участия; возможность и пределы правового регулирования органами государственной власти Российской Федерации указанных полномочий.

При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Правовые основы деятельности в области присвоения наименований географическим объектам и переименования географических объектов, а также нормализации, употребления, регистрации, учета и сохранения наименований географических объектов как составной части исторического и культурного наследия народов Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 18 декабря 1997 г. № 152-ФЗ «О наименованиях географических объектов».

Частью 1 статьи 9 Федерального закона от 18 декабря 1997 г. № 152-ФЗ «О наименованиях географических объектов» установлено, что предложения о присвоении наименований географическим объектам или о переименовании географических объектов могут вноситься органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также общественными объединениями, юридическими лицами, гражданами Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 9 этого же Федерального закона предложения о присвоении наименований географическим объектам (за исключением железнодорожных станций, морских портов и речных портов, аэропортов, географических объектов в пределах внутренних вод, географических объектов территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, географических объектов, открытых или выделенных российскими исследователями в пределах открытого моря и Антарктики) или о переименовании таких географических объектов, документы, обосновывающие указанные предложения, и расчеты необходимых затрат направляются в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены такие географические объекты.

Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации рассматривают указанные предложения, информируют население соответствующих территорий о необходимых затратах и выявляют его мнение об указанных предложениях в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

Указанные предложения (в случае одобрения законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации), документы, обосновывающие указанные предложения, и расчеты необходимых затрат направляются законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации на экспертизу в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

Финансирование работ по присвоению наименования географическому объекту или по переименованию географического объекта осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен соответствующий географический объект и органы государственной власти которого направили или внесли в установленном настоящим Федеральным законом порядке предложение о присвоении наименования географическому объекту или о переименовании географического объекта (часть 3 статьи 12 приведенного Федерального закона).

Из изложенного выше следует, что рассматривать предложение о присвоении наименования либо переименовании географического объекта, информировать население соответствующих территорий о необходимых затратах, а также выявлять мнение населения управомочены законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, путем принятия соответствующего закона.

Разрешая дело, суд, проанализировав действующее законодательство, пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований.

Вывод суда мотивирован тем, что наделяя законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации правом регулирования посредством принятия соответствующих законов субъектов Российской Федерации порядка рассмотрения предложений о присвоении наименований и переименования географических объектов, информирования населения соответствующих территорий о необходимых затратах и выявления мнения населения об указанных предложениях, а также возложив на указанные органы государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по выявлению мнения населения о поступивших предложениях, федеральный законодатель исключил возможность передачи данных полномочий, включая нормативное правовое регулирование указанных правоотношений, органам местного самоуправления.

Возложив обязанности по выявлению мнения населения о поступивших предложениях о присвоении наименований и переименовании географических объектов на органы местного самоуправления муниципальных образований Ненецкого автономного округа, а также наделив их правом самостоятельного установления порядка выявления такого мнения уставом или муниципальным нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, Собрание депутатов Ненецкого автономного округа превысило предоставленные субъекту Российской Федерации полномочия по регулированию правоотношений в области присвоения наименований географическим объектам и переименования географических объектов.

В соответствии с пунктом 7 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия Российской Федерации, переданные для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации, могут передаваться законами субъекта Российской Федерации органам местного самоуправления, если такое право предоставлено им федеральными законами, предусматривающими передачу соответствующих полномочий Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон от 18 декабря 1997 г. № 152-ФЗ «О наименованиях географических объектов» не содержит норм о возможности передачи законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по установлению порядка рассмотрения предложений о присвоении наименований и переименования географических объектов другим органам и лицам, в том числе органам местного самоуправления.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Суда Ненецкого автономного округа от 18 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Собрания депутатов Ненецкого автономного округа - без удовлетворения.

Председательствующий Суд

Статьи законов по Делу № 63-АПГ14-1

Статья 71. В ведении Российской Федерации находятся:
Статья 76. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные
ГПК РФ Статья 327. Порядок рассмотрения дела судом апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 328. Полномочия суда апелляционной инстанции

Производство по делу

Загрузка
Наверх