Дело № 64-В09-5

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 10 октября 2009 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, надзор
Категория Административные дела
Докладчик Ерёменко Татьяна Ивановна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №64-В09-5

от 10 октября 2009 года

 

председательствующего В.Н. Пирожкова

при секретаре Н.В. Росляковой

рассмотрела в судебном заседании в порядке надзора дело по жалобе Логачева [скрыто] на определение судебной коллегии по

гражданским делам Сахалинского областного суда от 24 сентября 2009 года по делу по заявлению Карпенко [скрыто] об отмене решения

окружной избирательной комиссии по выборам депутатов городского собрания города Южно-Сахалинска четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 2 от 24 августа 2009 года о регистрации кандидата в депутаты городского Собрания города Южно-Сахалинска четвертого созыва Логачева [скрыто] Е I.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Ерёменко, объяснения представителя регионального отделения политической партии «Справедливая Россия» по доверенности И.С. Попова, поддержавшего доводы надзорной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Н.Ю. Гончаровой, полагавшей определение судебной коллегии Сахалинского областного суда от 24 сентября 2009 года подлежащим отмене с оставлением без изменения решения Южно-Сахалинского городского суда от 8 сентября 2009 года, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

решением городского собрания городского округа «Город Южно-Сахалинск» от 22 июля 2009 года № 1549/64-09-3 назначены выборы депутатов городского собрания города Южно-Сахалинска четвертого созыва на 11 октября 2009 года.

Совет регионального отделения политической партии «Справедливая Россия» в Сахалинской области 2 августа 2009 года принял решение о выдвижении Логачева O.E. в качестве кандидата в депутаты городского собрания города Южно-Сахалинска четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №2.

Решением окружной избирательной комиссией одномандатного избирательного округа № 2 от 24 августа 2009 года Логачев O.E. зарегистрирован в качестве кандидата депутаты городского собрания г. Южно-Сахалинска четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №2.

Карпенко Е.В. обратился в суд с заявлением об отмене данного решения окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 2 г. Южно-Сахалинска, сославшись на его незаконность, указал на нарушение процедуры выдвижения кандидата в депутаты городского собрания г. Южно-Сахалинска.

Решением Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 8 сентября 2009 года в удовлетворении заявления Карпенко Е.В. отказано.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 24 сентября 2009 года в это решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области отменено, по делу принято новое решение, которым заявление Карпенко Е.В. удовлетворено, решение окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 2 от 24 августа 2009 года о регистрации кандидата в депутаты городского собрания г. Южно-Сахалинска четвертого созыва Логачева O.E. признано незаконным и отменено.

В надзорной жалобе Логачев O.E. просит определение судебной коллегии по гражданским делам от 24 сентября 2009 года отменить в связи с существенным нарушением норм материального права.

Дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации для проверки в порядке надзора и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 9 октября 2009 года надзорная жалоба Логачева O.E. с делом передана для рассмотрения в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 24 сентября 2009 года незаконным и подлежащим отмене.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации поводом для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм

материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных права, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия Сахалинского областного суда исходила из того, что Совет регионального отделения политической партии «Справедливая Россия» в Сахалинской области не является органом регионального отделения партии компетентным для выдвижения кандидата на выборные должности муниципального образования.

Между тем, с таким выводом согласиться нельзя.

В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях». Выдвижение кандидатов иными общественными объединениями осуществляется на съездах (конференциях, собраниях) указанных общественных объединений, их региональных или местных отделений тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых федеральным законом к выдвижению кандидатов для политических партий.

Согласно подпункту «б» пункта 24 статьи 38 вышеуказанного Федерального закона основанием для отмены решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, выдвинутого политической партией, является несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях».

В силу статьи 21 Федерального закона «О политических партиях» политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании устава политической партии и в соответствии с ним.

Устав политической партии должен содержать положения, определяющие порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в том числе на повторных и дополнительных выборах.

Пунктом 2 статьи 25 данного Федерального закона определено, что решения об избрании руководящих и контрольно-ревизионных органов региональных отделений политической партии, о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в

депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.

Аналогичные положения содержаться в части 2 ст. 29 Закона Сахалинской области № 35-30 «О муниципальных выборах в Сахалинской области», согласно которой решение о выдвижении политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением кандидата (кандидатов), списка кандидатов принимается: 1) на съезде политической партии; 2) на конференции или общем собрании регионального отделения политической партии; 3) на общем собрании иного структурного подразделения политической партии либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии

Анализ вышеприведенных положений действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что полномочиями принятия решения о выдвижении кандидатов (списка кандидатов) в депутаты представительного органа местного самоуправления на уровне регионального отделения политической партии обладает конференция или общее собрание такого отделения, а также при выдвижении списка кандидатов иными структурными подразделениями партии - иной орган подразделения, предусмотренный уставом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 33 устава политической партии «Справедливая Россия», Совет регионального отделения - постоянно действующий руководящий выборный коллегиальный орган регионального отделения, осуществляющий в период между конференциями (общими собраниями) регионального отделения руководство деятельностью регионального отделения в соответствии с компетенцией, установленной настоящим уставом.

Подпунктом 3 пункта 4 статьи 34 устава политической партии «Справедливая Россия» предусмотрено, что к исключительной компетенции Совета регионального отделения, являющегося коллегиальным органом структурного подразделения, при осуществлении прав, связанных с проведением выборов и референдумов, относится выдвижение тайным голосованием кандидатов на должность главы и на иные выборные должности муниципальных образований, кандидатов и (или) списка кандидатов в депутаты (члены) представительных органов муниципальных образований, в случае если законом предусмотрено, что перечисленные действия может осуществлять орган уполномоченный уставом политической партии.

Поскольку федеральным законодательством предусмотрена возможность выдвижения кандидатов (списков в кандидаты) в депутаты иным органом, предусмотренным уставом политической партии, а уставом политической партии «Справедливая Россия» в качестве органа предусмотрен Совет регионального отделения партии, данный орган обладает соответствующими полномочиями по выдвижению кандидатов (списка кандидатов) в депутаты.

В связи с тем, что вышеизложенные положения действующего законодательства при рассмотрении настоящего дела судебной коллегией Сахалинского областного суда учтены не были, в результате чего существенно нарушены нормы материального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также зашита охраняемых законом публичных интересов, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает необходимым определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 24 сентября 2009 года отменить.

На основании изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

 

определила:

 

определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 24 сентябре д009 года отменить, решение Южно-Сахалинского городского суда от 8 сентября 2009 года оставить без изменения.

Определение судебной коллегиичто гражданским делам Верховного Суда РФ подлежит немедленному испол!ещюШ

Председательству

Статьи законов по Делу № 64-В09-5

ГПК РФ Статья 387. Основания для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке
ГПК РФ Статья 388. Постановление или определение суда кассационной инстанции
ГПК РФ Статья 390. Полномочия суда кассационной инстанции

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх