Дело № 64-В10-5

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 22 марта 2011 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, надзор
Категория Административные дела
Докладчик Пчелинцева Людмила Михайловна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №64-В10-5

от 22 марта 2011 года

 

председательствующего Горшкова В.В.,

г. Южно-Сахалинска и Департаменту городского хозяйства г. Южно-Сахалинска о признании права на жилое помещение, возложении обязанности заключить договор социального найма жилого помещения

по надзорной жалобе Исмагулова А. У. на определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 27 апреля 2010 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М.,

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

Исмагулов А.У. обратился в суд с иском к администрации г. Южно-Сахалинска и Департаменту городского хозяйства г. Южно-Сахалинска о признании права на жилое помещение, возложении обязанности заключить договор социального найма жилого помещения. В обоснование заявленных требований указал, что является военнослужащим и проходит военную службу в [скрыто] авиационном отряде ФСБ России с 30 июля 1992 г.

Решением жилищной комиссии [скрыто] авиационного отряда

ФСБ России от 15 марта 2009 г. ему была распределена квартира [скрыто] в доме [скрыто] по ул. [скрыто]. 22 октября 2009 г.

Исмагулов А.У. обратился в администрацию г. Южно-Сахалинска с целью заключения договора социального найма на данную квартиру, однако ему в этом было отказано.

Решением Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 10 февраля 2010 г. иск Исмагулова А.У. был удовлетворён. За Исмагуловым А.У. признано право на квартиру [скрыто] в доме [скрыто] по ул. [скрыто] и на администрацию г. Южно-

Сахалинска возложена обязанность заключить с Исмагуловым А.У. договор найма жилого помещения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 27 апреля 2010 г. решение суда отменено и по делу вынесено новое решение об отказе Исмагулову А.У. в удовлетворении иска.

В надзорной жалобе Исмагулов А.У. ставит вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены кассационного определения с оставлением в силе решения суда первой инстанции.

По результатам изучения доводов надзорной жалобы Исмагулова А.У. 14 октября 2010 г. судьёй Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации и её же определением от 03 февраля 2011 г. надзорная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

17 марта 2011 г. в Верховный Суд Российской Федерации от администрации г. Южно-Сахалинска поступили письменные возражения на надзорную жалобу Исмагулова А.У., в которых содержится просьба об оставлении определения судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 27 апреля 2010 г. без изменения, а надзорной жалобы заявителя - без удовлетворения.

В судебное заседание Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации заявитель надзорной жалобы Исмагулов А.У. и ответчики - администрация г. Южно-Сахалинска, Департамент городского хозяйства г. Южно-Сахалинска, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде надзорной инстанции, не явились. На основании ст. 385 ГПК РФ Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов надзорной жалобы и поступивших на неё возражений, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены определения суда кассационной инстанции в порядке надзора.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 387 ГПК РФ).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что в настоящем деле такого характера существенное нарушение норм материального права было допущено судом кассационной инстанции, которое выразилось в следующем.

Судом установлено, что Исмагулов А.У. является военнослужащим [скрыто] авиационного отряда ФСБ России с местом

дислокации в г. [скрыто]. На 01 декабря 2009 г. календарная выслуга

лет Исмагулова А.У. составила 17 лет 5 месяцев. Первый контракт о прохождении военной службы сроком на 5 лет был заключён Исмагуловым А.У. с 26 ноября 1993 г. Решением жилищной комиссии [скрыто] авиационного отряда ФСБ России от 16 марта 2009 г. Исмагулову А.У. на состав семьи из трёх человек с учётом жены и сына была предоставлена квартира [скрыто] в доме [скрыто] по ул.

[скрыто], которую ранее занимал военнослужащий [скрыто]

14 сентября 2009 г. документы по предоставлению указанной квартиры Исмагулову А.У. были направлены в Департамент городского хозяйства администрации г. [скрыто] для решения вопроса о заключении с

истцом договора социального найма. Однако письмом Департамента городского хозяйства администрации г. Южно-Сахалинска от 30 сентября 2009 г., направленным руководителю [скрыто] авиационного

отряда ФСБ России, было сообщено об отказе в повторном заселении квартиры военнослужащим, в связи с тем, что данное жилое помещение является муниципальным и в соответствии со ст. 49 ЖК РФ подлежит предоставлению только малоимущим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные Исмагуловым А.У. исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что пункт 5 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» возлагает на органы местного самоуправления обязанность предоставлять военнослужащим жилые помещения муниципального жилищного фонда, ранее занимаемые военнослужащими и освободившиеся в связи с их выездом. Принимая во внимание, что истец Исмагулов А.У. заключил контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. и его выслуга лет в календарном исчислении составила более пяти лет, а поэтому он имеет право на получение жилого помещения на общих основаниях для постоянного проживания, суд, руководствуясь ст. 60 ЖК РФ, возложил на собственника жилого помещения -

администрацию г. Южно- Сахалинска - обязанность заключить договор найма спорного жилого помещения, предоставленного Исмагулову А.У. решением жилищной комиссии [скрыто] авиационного отряда ФСБ

России от 16 марта 2009 г.

Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение об отказе в иске Исмагулову А.У., суд кассационной инстанции исходил из того, что военнослужащие на период службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями по договору найма служебного жилого помещения. Между тем выделенная истцу квартира не имеет статуса служебной и находится в муниципальной собственности, в связи с чем жилищно-бытовая комиссия [скрыто] авиационного отряда

ФСБ России не является органом, уполномоченным распоряжаться данным жилым помещением. Решение о предоставлении истцу жилого помещения на условиях, предусмотренных законом, вправе был принимать уполномоченный орган местного самоуправления, однако такого решения им в отношении Исмагулова А.У. не принималось.

Также суд кассационной инстанции указал на то, что гражданам, проходящим военную службу и не состоящим в органах местного самоуправления на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление муниципального помещения по договору социального найма действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что с такими выводами суда кассационной инстанции согласиться нельзя, так как они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.

Следовательно, исходя из положений приведенной нормы и с учётом того, что Исмагулов А.У. заключил контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., а его выслуга лет в календарном исчислении на момент распределения 16 марта 2009 г. жилого помещения жилищной комиссией

[скрыто] авиационного отряда ФСБ России составляла более 5 лет (на 1 декабря 2009 г. - 17 лет 5 месяцев), он имел право на получение жилого помещения на общих основаниях для постоянного проживания, то есть по договору социального найма.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации право на жилище признается одним из основных прав человека и гражданина, элементом его правового статуса, обязательным условием обеспечения достаточного жизненного уровня для каждого.

В развитие конституционных положений о праве каждого на жилище Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривая механизм реализации ими права на жилище (ст. 40 Конституции Российской Федерации), в том числе путем обеспечения жилыми помещениями в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма жилого помещения.

Законодатель исходя из публичных целей и независимо от принадлежности жилищного фонда к государственной или муниципальной форме собственности установил специальный порядок передачи (заселения) жилых помещений для ряда категорий граждан, нуждающихся в социальной защите, в том числе военнослужащих.

В частности, такой порядок установлен п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». В соответствии с названной нормой в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.

Из содержания п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» следует, что за военнослужащими и членами их семей законом закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей и освободившихся за их выездом, реализация которого не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений только к государственному жилищному фонду.

Жилищный фонд в Российской Федерации исходя из положений ст. 19 ЖК РФ включает в себя наряду с государственным жилищным фондом муниципальный жилищный фонд, принадлежащий на праве собственности муниципальным образованиям.

При этом Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не изменил положения

п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», закрепляющего право на повторное заселение военнослужащими жилой площади, ранее занимаемой военнослужащими и членами их семей.

Таким образом, Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», закрепляя особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в том числе, в особом порядке обеспечения их жилыми помещениями, допускает возможность предоставления указанным лицам и членам их семей жилых помещений муниципального жилищного фонда по договору социального найма, ранее предоставленных другим военнослужащим и членам их семей при освобождении последними данных помещений в связи с выездом на другое место жительства.

Приведенные положения закона о возможности предоставления муниципального жилого помещения по договору социального найма военнослужащим и членам их семей в отличие от суда первой инстанции, правомерно удовлетворившего исковые требования Исмагулова А.У о признании за ним права на жилое помещение и возложении обязанности на администрацию г. [скрыто] заключить с истцом договор

социального найма, не были учтены судом второй инстанции, что привело к неправильному разрешению спора по существу и нарушению права на жилище военнослужащего Исмагулова А.У. и членов его семьи.

С учётом изложенного определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 27 апреля 2010 г. нельзя признать законным. Оно принято с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав Исмагулова А.У. и членов его семьи. В связи с этим определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 27 апреля 2010 г. подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь ст. 387, 388, 390 ГПК РФ,

 

определила:

 

определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 27 апреля 2010 г. отменить и оставить в силе решение Южно-Сахалинского городекого [скрыто];уда Сахалинской области от 10 февраля 2010 г.

Председательствующий

Судьи

Статьи законов по Делу № 64-В10-5

Статья 40. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища
ГПК РФ Статья 385. Извещение лиц, участвующих в деле, о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции
ГПК РФ Статья 387. Основания для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке
ГПК РФ Статья 388. Постановление или определение суда кассационной инстанции
ГПК РФ Статья 390. Полномочия суда кассационной инстанции
ЖК РФ Статья 19. Жилищный фонд
ЖК РФ Статья 49. Предоставление жилого помещения по договору социального найма
ЖК РФ Статья 60. Договор социального найма жилого помещения

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх