Типовые договорыТиповые договоры



Активные юристыАктивные юристы

Телефон: +7 905 942-69-48
не в сети
Фото юриста
Лакоткина Юлия Анатольевна
г. Ужур Красноярский край ( СИБИРЬ)
ответов за неделю: 11
Телефон: 8 923 308 00 82
Телефон: 9060684949


Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 64-Г08-15

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 12 ноября 2008 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Ксенофонтова Ольга Алексеевна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №64-Г08-15

от 12 ноября 2008 года

 

председательствующего Пирожкова В.Н.,

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой O.A., объяснения представителя администрации Сахалинской области Еремеева О.И., возражавшего против доводов кассационного представления, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

Прокурор Сахалинской области обратился в Сахалинский областной суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления в законную силу решения суда пунктов

6-12 состава документов, прилагаемых к ходатайству о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, в отношении земель сельскохозяйственного назначения, утвержденного пунктом 2 постановления администрации Сахалинской области от 18 марта 2008 года № 67-па «Об утверждении формы ходатайства о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую и состава документов, прилагаемых к ходатайству, в отношении земель сельскохозяйственного назначения».

По мнению прокурора, указанные пункты противоречат федеральному законодательству. Так, согласно частям 1 и 2 статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение ходатайства.

Содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 2 Федерального закона № 172-ФЗ к ходатайству о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую прилагаются:

выписка из государственного кадастра недвижимости относительно сведений о земельном участке, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить;

копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, или выписка из единого государственного реестра юридических лиц;

выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить;

заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;

согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую.

Предоставление каких-либо иных документов Федеральным законом № 172-ФЗ не предусмотрено.

Установив в пунктах 6-12 постановления № 67-па дополнительный перечень документов, администрация Сахалинской области превысила предоставленные ей Федеральным законом № 172-ФЗ полномочия.

Кроме того, прокурор полагал, что оспариваемые пункты постановления противоречат Федеральному закону от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите

конкуренции, поскольку создаются условия, которые могут привести к ограничению деятельности хозяйствующих субъектов.

Представитель администрации Сахалинской области против удовлетворения заявления прокурора возражал, полагая, что оспариваемые нормы постановления не противоречат федеральному законодательству и приняты в пределах полномочий администрации Сахалинской области.

Решением Сахалинского областного суда от 7 августа 2008 года в удовлетворении заявления прокурора отказано.

В кассационном представлении участвовавший в деле прокурор просит об отмене указанного решения и принятии нового решения об удовлетворении заявления прокурора, полагая, что решение постановлено с нарушением норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения суда.

Согласно пункту «к» статьи 72 Конституции Российской Федерации земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предмету совместного ведения субъект Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные акты, которые не могут противоречить федеральным законам.

В силу пункта 2 части 1 статьи 8 Земельного кодекса РФ перевод земель из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение ходатайства.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 2 названного Федерального закона содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, перевод земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, из одной категории в другую, содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за

исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации, отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 32 Устава Сахалинской области администрация Сахалинской области в соответствии с федеральными законами и законами Сахалинской области управляет и распоряжается собственностью Сахалинской области в соответствии с законами Сахалинской области, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление Сахалинской области в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

18 марта 2008 года администрацией Сахалинской области принято постановление № 67-па «Об утверждении формы ходатайства о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую и состава документов, прилагаемых к ходатайству, в отношении земель сельскохозяйственного назначения», пунктом 2 которого утвержден состав документов, прилагаемых к ходатайству о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, в отношении земель сельскохозяйственного назначения.

К их числу отнесены следующие документы:

1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, выписка из единого государственного реестра юридических лиц;

2) выписка из государственного земельного кадастра относительно сведений о земельном участке, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить, состоящая из разделов В.1, В.2, с указанием сведений о кадастровой стоимости земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения;

3) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок;

4) согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую;

5) заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;

6) заключение управления по недропользованию по Сахалинской области об отсутствии на испрашиваемом участке полезных ископаемых, а при их наличии - разрешение Сахалинского управления по технологическому и экологическому надзору на освоение указанного участка;

7) заключение управления культуры Сахалинской области;

8) заключение департамента строительства Сахалинской области;

9) генеральный план размещения всех объектов строительства с указанием очередности освоения по годам;

10) материалы предварительных согласований, утвержденные органом местного самоуправления в установленном порядке;

11) расчет убытков землепользователей при переводе земель сельскохозяйственного назначения;

12) проект рекультивации нарушенных земель и защиты окружающей среды.

Поскольку состав документов, прилагаемых к ходатайству о переводе земель из одной категории в другую в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации, суд, разрешая заявление прокурора, пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые пункты 6-12 состава документов, прилагаемых к ходатайству о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, в отношении земель сельскохозяйственного назначения приняты администрацией Сахалинской области в пределах предоставленных полномочий и не противоречат федеральному законодательству.

Суд обоснованно не согласился с позицией прокурора о том, что перечень документов, установленный частью 4 статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», является исчерпывающим, указав в решении, что в части 4 статьи 2 названного Федерального закона речь идет о ходатайстве о переводе земельных участков (а не земель) из состава земель одной категории в другую, а понятие «земля» шире понятия «земельный участок».

Что касается довода прокурора о противоречии оспариваемых норм Федеральному закону от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», то суд указал в решении, что прокурор не привел доказательств, свидетельствующих об ограничении деятельности каких-либо хозяйствующих субъектов.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит выводы суда правильными, соответствующими требованиям закона и материалам дела и не усматривает оснований к отмене решения суда.

Довод кассационного представления прокурора о том, что администрация Сахалинской области вправе была определить содержание ходатайства и состав документов, прилагаемых к ходатайству, только в отношении земель сельскохозяйственного назначения, но не в отношении земельных участков в составе таких земель, основан на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, поэтому не может явиться основанием к отмене обжалуемого решения.

Доводы, содержащиеся в кассационном представлении прокурора, о том, что администрация Сахалинской области, установив перечень документов в пунктах 6-12 состава документов, прилагаемых к ходатайству о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в отношении земель сельскохозяйственного назначения, установила дополнительный перечень документов и фактически рассмотрела вопрос о возможности строительства на землях, переводимых из одной категории в другую, а также создала условия, могущие привести к ограничению

деятельности хозяйствующих субъектов, являлись предметом проверки и оценки суда первой инстанции, суждение суда по ним имеется в решении. Ссылок на какие-либо обстоятельства, опровергающие выводы суда, кассационное представление не содержит.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

Решение Сахалинского областного суда от 7 августа 2008 года оставить без изменения, кассационное представление прокурора - без удовлетворения.

Председательствующи

Статьи законов по Делу № 64-Г08-15

Статья 72. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
ЗК РФ Статья 8. Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую

Производство по делу

Загрузка
Наверх