Дело № 66-АПГ13-8

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 27 августа 2013 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, апелляция
Категория Административные дела
Докладчик Борисова Любовь Владимировна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №66-АПГ13-8

от 27 августа 2013 года

 

председательствующего Пирожкова В.Н.,

при секретаре Паршиной М.И. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Баженова [скрыто] о признании незаконным и отмене решения

окружной избирательной комиссии о регистрации Шубы [скрыто] кандидатом в депутаты по апелляционной жалобе заявителя на

решение Иркутского областного суда от 12 августа 2013 г., которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., объяснения представителя Баженова Ю.М. - Захарова О.Ю., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя окружной избирательной комиссии Поваровой E.H., возражавшей против отмены судебного акта, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила :

 

на 8 сентября 2013 г. постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 30 мая 2013 г. № 56/4-ЗС назначены выборы в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области второго созыва.

Полномочия окружной избирательной комиссии (далее - ОИК) подтверждены постановлением избирательной комиссии Иркутской области от 25 апреля 2013 г. № 8/85 «О формировании окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 10 по выборам

депутатов Законодательного Собрания Иркутской области второго созыва».

Решением ОИК от 26 июля 2013 г. № 8/4 Баженов Ю.М., выдвинутый избирательным объединением региональное отделение Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ» в Иркутской области, зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области второго созыва по одномандатному избирательному округу № 10.

Решением ОИК от 26 июля 2013 г. № 8/1 произведена регистрация кандидатом в депутаты по этому же избирательному округу Шубы В.Б., выдвинутого в порядке самовыдвижения.

Баженов Ю.М. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене названного решения ОИК.

В обоснование требований сослался на то, что ОИК проигнорировала нарушения закона, допущенные Шубой В.Б. при подаче им документов для регистрации кандидатом в депутаты. Все подписи избирателей, внесённые в поддержку названного кандидата, подлежали признанию недействительными в силу положений ч. 7 ст. 40 Закона Иркутской области от 6 апреля 2011 г. № 18-03 «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области» (далее - Закон Иркутской области). Шубой В.Б. представлены в ОИК документ об изменении сведений в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом, в котором указано, что он является членом Всероссийской политической партии «Единая Россия», и справка о принадлежности к названной политической партии. При этом ни в одном из подписных листов не содержится сведений о партийной принадлежности кандидата.

В качестве другого основания для отмены решения ОИК заявитель сослался на те обстоятельства, что ОИК не выполнила требование закона об обязательной проверке подписных листов, не учла рекомендации уполномоченного органа Федеральной миграционной службы, представившего сведения для признания недействительными 16 подписей избирателей в поддержку кандидата Шубы В.Б., сообщение привлечённых ОИК специалистов Братской городской территориальной избирательной комиссии, полагавших признанию недействительными 17 подписей, не привлекла к участию в проверке специалистов - экспертов-почерковедов. По мнению заявителя, общее количество недействительных подписей составило 185, что явно недостаточно для регистрации кандидата. Данное обстоятельство в соответствии с подп. «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее -Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ), п. 7 ч. 7 ст. 41 Закона Иркутской области является основанием для отказа в регистрации кандидата.

Заявитель полагает, что следовало отказать в регистрации также в связи с тем, что кандидат не представил уведомление в письменной форме о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные

средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами. Такое основание для отказа в регистрации предусмотрено подп. «в» п. 14 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ.

Представленные Шубой В.Б. сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату, не содержат полного объёма сведений. В документе не заполнены графы «жилые дома», «квартиры», «гаражи», «иное недвижимое имущество», «акции и иное участие в коммерческих организациях», «иные ценные бумаги». Документ не содержит даты его подписания кандидатом. Указанные нарушения служат основанием к отказу в регистрации по подп. «в.1», «в.2» п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ. Обжалуемое решение ОИК нарушило пассивное избирательное право заявителя, принцип равенства кандидатов и может быть отменено судом на основании п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ.

Иркутским областным судом постановлено приведённое выше решение, об отмене которого и принятии нового судебного акта об удовлетворении заявления просит в апелляционной жалобе Баженов Ю.М., ссылаясь на неправильное толкование и применение судом норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.

В силу п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пп. 24 - 26 этого Федерального закона.

Согласно п. 6 ст. 88 Закона Иркутской области решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных чч. 7 - 9 этого закона, иных требований, предусмотренных Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ.

Статьёй 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, регламентирующей условия выдвижения кандидатов, отмечено, что избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата после поступления в неё заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.

В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии и свой статус в этой политической партии при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии либо уполномоченным на то уставом политической партии постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии (п. 2).

В п. 3 этой же статьи Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ отражено, что вместе с заявлением, указанным в п. 2 этой статьи, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к названному Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом.

Пунктом 3.1 ст. 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ закреплено, что при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации кандидат также представляет в избирательную комиссию по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации:

а) сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счёт которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей;

б) сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершённой в течение последних трёх лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счёт которых совершена сделка.

Исходя из положений ст. 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом, в данном случае

Законом Иркутской области. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат. Право сбора подписей избирателей принадлежит гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет и не признанному судом недееспособным. Форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов, порядок его заполнения и заверения, порядок проверки подписей избирателей и основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными устанавливаются федеральным законом.

В соответствии с п. 1 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пп. 2, 3, 3.1 ст. 33 данного Федерального закона, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.

При выявлении неполноты сведений о кандидате или несоблюдении требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата. Не позднее чем за один день до дня заседания кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нём, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями законодательства, в том числе к их оформлению (п. 1.1 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ).

Аналогичные правовые предписания установлены Законом Иркутской области.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что 25 июня 2013 г. с указанием времени 15 часов 30 минут для уведомления о самовыдвижении Шубой В.Б. представлены в ОИК заявление о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу, сведения о размере и об источниках дохода кандидата, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, копия паспорта, копии документов об образовании, копия трудовой книжки. В тот же день с указанием времени приёма 16 часов 10 минут представлены справки о принадлежащем кандидату, его супруге недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счёт которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, а также справки о расходах кандидата и его супруги по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости,

транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) и об источниках получения средств, за счёт которых совершена сделка. 18 июля 2013 г. с указанием времени 15 часов 21 минута Шубой В.Б. представлены в ОИК первый финансовый отчёт кандидата, сведения об изменениях в данных о кандидате, три папки с подписными листами, содержащими 434 подписи избирателей, протокол об итогах сбора подписей. В тот же день с указанием времени 15 часов 35 минут представлено письменное уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.

Проанализировав перечень и содержание поименованных документов, суд посчитал установленным, что Шубой В.Б. выполнены требования действующего законодательства, связанные с условиями и порядком уведомления о самовыдвижении и оформлением документов.

Суд правильно исходил из вывода о том, что поданное 25 июня 2013 г. заявление о согласии баллотироваться по форме и по содержанию соответствовало требованиям ст. 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ и ст. 31 Закона Иркутской области. Указание в этом заявлении о принадлежности к политической партии отсутствовало, поскольку согласно п. 2 ст. 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, п. 2 ст. 31 Закона Иркутской области это является правом, а не обязанностью кандидата, и данное право было реализовано Шубой В.Б. В соответствии с п. 7 ч. 3 ст. 37 Закона Иркутской области кандидат обязан указать в подписном листе в поддержку его самовыдвижения своё членство в политической партии либо ином общественном объединении только в том случае, если информация об этом содержится в заявлении кандидата о согласии баллотироваться. На момент изготовления подписных листов с подписями избирателей, собранных в поддержку выдвижения, у кандидата не имелось оснований для включения сведений о своём членстве в политической партии.

Анализируя содержание представленного в ОИК 18 июля 2013 г. документа об уточнении сведений, касающихся членства Шубы В.Б. в упомянутой политической партии, суд верно оценил, что указанное заявление не было рассмотрено ОИК в качестве документа, влекущего правовые последствия в виде возможности отказа в регистрации кандидата.

Правомерно судом учтено то, что в случае предоставления сведений об изменениях в данных о кандидате, а также в случае внесения уточнений и дополнений в документы, содержащие сведения о кандидате, кандидат для подтверждения указанных сведений обязан представить копии соответствующих документов.

Мнение Баженова Ю.М. о том, что указанные уточнения являются основанием для признания всех подписей избирателей, содержащихся в подписных листах в поддержку выдвижения Шубы В.Б., недействительными

по основаниям, предусмотренным п. 22 ч. 7 ст. 40 Закона Иркутской области, основано на неправильном толковании ст. 33, 37, 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ и ст. 34, 41, 49 Закона Иркутской области.

В соответствии с п. 2 ст. 41 Закона Иркутской области, а также в соответствии с п. 1.1 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ кандидату предоставлено право вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нём (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для выдвижения и регистрации, исключительно в случае выявления неполноты сведений или несоблюдения требований закона к оформлению в целях приведения поданных ранее документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.

Поэтому вывод суда о том, что ни того, ни другого основания в данном случае не возникло и справка о принадлежности Шубы В.Б. к политической партии не может рассматриваться как внесение уточнений и дополнений в заявление о согласии баллотироваться, основан на правильном толковании норм материального права.

Постановлением избирательной комиссии Иркутской области от 28 мая 2013 г. № 10/121 установлено минимальное количество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидатов, выдвинутых в порядке самовыдвижения - 395 подписей избирателей, и максимальное количество подписей избирателей - 434.

Проверке подлежат все подписи избирателей согласно постановлению этой же избирательной комиссии от 6 июня 2013 г. № 11/152.

Установлено, что в результате проверки подписных листов в поддержку кандидата Шубы В.Б. рабочей комиссией признаны недействительными 13 подписей избирателей, что составляет 3 процента от общего количества подписей, отобранных для проверки, и с этим количеством согласилась и ОИК.

Суд, проверив доводы заявителя о наличии оснований для признания недействительными других подписей избирателей, посчитал, что дополнительно к 13 подписям избирателей должны быть признаны недействительными ещё 2 подписи (в стр. 10 подписного листа № 4 папки № 2 и в стр. 9 подписного листа № 2 папки № 3).

Таким образом, количество недействительных подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата Шубы В.Б., составило 15 подписей или 3,5 процента от общего количества подписей, отобранных для проверки.

В силу подп. «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки.

Аналогичные положения приведены в п. 7 ч. 7 ст. 41 Закона Иркутской области.

Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд правомерно сделал вывод о том, что ОИК приняла законное решение о регистрации Шубы В.Б. кандидатом в депутаты и оснований для отмены указанного акта не имеется.

Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применены нормы права, подлежащие применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и обоснованным.

Судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта по доводам апелляционной жалобы Баженова Ю.М.

В заседание Судебной коллегии не представлены документальные данные, которые могли бы повлиять на выводы суда, изложенные в судебном постановлении, и послужить основанием для его отмены.

Ссылки Баженова Ю.М. на неправильное толкование и применение судом норм материального права своего подтверждения не нашли.

В силу изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Иркутского областного суда от 12 августа 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Баженова Ю.М. - без удовлетворения.

Статьи законов по Делу № 66-АПГ13-8

ГПК РФ Статья 328. Полномочия суда апелляционной инстанции

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх