Типовые договорыТиповые договоры



Активные юристыАктивные юристы

Телефон: +7 (906) 068-4949
онлайн
Фото юриста
Лакоткина Юлия Анатольевна
г. Ужур Красноярский край ( СИБИРЬ)
ответов за неделю: 9
Телефон: 8 923 308 00 82


Дело № 66-АПГ15-19

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 12 августа 2015 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция
Категория Гражданские дела
Докладчик Абакумова Ирина Даниловна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № 66-АПГ15-19

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Москва 12 августа 2015 г.

с Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего Анишиной В.И., судей Абакумовой И.Д., Калининой Л.А. при секретаре Гришечкине П.В. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственности «Теплоцентр» о признании недействующими пункта 2 и приложение №1 к приказу Службы по тарифам Иркутской области от 17 ноября 2014 г. № 520-спр «О внесении изменений в приказ Службы по тарифам Иркутской области от 10 июня 2014 г. № 187-спр «Об установлении долгосрочных тарифов на услугу по передаче тепловой энергии для ООО «Теплоцентр» (город Братск)» по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Теплоцентр» на решение Иркутского областного суда от 3 апреля 2015 г., которым в удовлетворении заявленного требования отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

общество с ограниченной ответственностью «Теплоцентр» (далее - общество, ООО «Теплоцентр») обратилось в Иркутский областной суд с заявлением о признании недействующими пункта 2 и приложение №1 к приказу Службы по тарифам Иркутской области от 17 ноября 2014 г. № 520- спр «О внесении изменений в приказ Службы по тарифам Иркутской области от 10 июня 2014 г. № 187-спр «Об установлении долгосрочных тарифов на услугу по передаче тепловой энергии для ООО «Теплоцентр» (город Братск)».

Решением Иркутского областного суда от 3 апреля 2015 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе общество просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, регулирующих данные правоотношения, и принять новое решение об удовлетворении заявления. По мнению общества, при вынесении решения суд не дал надлежащей оценки доводам заявителя о том, что у общества фактически имеются доказательства экономической обоснованности понесенных им расходов на капитальный ремонт сетей.

Прокуратурой Иркутской области заявлено апелляционное представление на решение Иркутского областного суда, согласно которому оспариваемый пункт и приложение к приказу Службы по тарифам Иркутской области приняты с нарушением требований Федерального закона от 27 июля 2010г. №190-ФЗ «О теплоснабжении».

В возражениях на апелляционную жалобу Служба по тарифам Иркутской области просит оставить решение суда без изменения, как законное и обоснованное. Федеральной службой по тарифам (ФСТ России) представлены письменные пояснения по делу.

В судебное заседание не явились извещённые в установленном порядке представители ООО «Теплоцентр», администрации муниципального образования города Братск Иркутской области, ООО «Иркутская сетевая компания», ООО «Энергоресурс», прокуратуры Иркутской области, Службы по тарифам Иркутской области, Федеральной службы по тарифам. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации проверила законность и обоснованность судебного акта в соответствии со статьей 327' Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, ООО «Теплоцентр» 30 апреля 2013 г.

представило в Службу по тарифам Иркутской области предложение об установлении тарифов на 2014 - 2016 гг. на услугу по передаче тепловой энергии методом индексации установленных тарифов.

Распоряжением Службы по тарифам Иркутской области от 8 июля 2013 г. № 128р открыто дело об установлении тарифов в отношении 0 0 0 «Теплоцентр» путем применения метода индексации, которое размещено на официальном портале Иркутской области, и приказом от 10 июня 2014 г. № 187-спр «Об установлении долгосрочных тарифов на услугу по передаче тепловой энергии для ООО «Теплоцентр» (г. Братск) в пунктах 1 и 2 установлены долгосрочные тарифы на услугу по передаче тепловой энергии с календарной разбивкой согласно приложению, которые действуют с 20 июня 2014 г.

Согласно приложению № 1 к приказу для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключении установлены одноставочные тарифы в руб/Гкал (без учета НДС) со следующей календарной разбивкой: с 20 по 30 июня 2014 г. - 737,17; с 01 июля 2014 г. по 31 декабря 2014 г. - 817,80; с 1 января 2015 г. по 30 июня 2015 г. - 817,80; с 1 июля 2015 по 31 декабря 2015 г. - 857,79; с 1 января 2016 г. по 30 июня 2016 г. - 857,79; с 1 июля 2016 г. - 909,71.

Приказом Службы по тарифам Иркутской области от 17 ноября 2014 г.

№ 520-спр приложение № 1 к приказу № 187-спр утверждено в новой редакции в связи с корректировкой тарифа на тепловую энергию общества на 2015 год. При этом из расчета необходимой валовой выручки для формирования тарифа на тепловую энергию Службой по тарифам Иркутской области исключены в том числе выпадающие расходы на капитальный ремонт тепловой сети за 2013 год в сумме 1471, 4 тыс.руб.

Основанием для исключения расходов на капитальный ремонт за 2013 год из расчета необходимой валовой выручки явилось непредставление обществом в тарифный орган платежных документов (платежных поручений с отметкой банка), подтверждающих несение заявителем расходов по договору подряда от 27 апреля 2012 г., заключенному между ООО «Теплоцентр» и ООО «СибЭнергоМаш», выполнившим капитальный ремонт тепловой сети.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд исходил из того, что общество не представило необходимых доказательств, подтверждающих несение экономически обоснованных расходов на капитальный ремонт тепловой сети.

Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным выводом по следующим основаниям.

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении) установлены общие принципы организации отношений в сфере теплоснабжения, в том числе соблюдение экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала, обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о теплоснабжении государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных данным федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с принципами обеспечения доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей; обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя; обеспечения достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения; стимулирования повышения экономической и энергетической эффективности при осуществлении деятельности в сфере теплоснабжения; обеспечения стабильности отношений между теплоснабжающими организациями и потребителями за счет установления долгосрочных тарифов; обязательного раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, объема производства тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и со сбытом тепловой энергии, теплоносителя.

Согласно части 2 статьи 9 Закона о теплоснабжении порядок применения методов регулирования тарифов в сфере теплоснабжения устанавливается основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Решение о выборе метода регулирования тарифов в сфере теплоснабжения принимается органом регулирования с учетом предложения организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075 утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила).

Основы, определяют основные принципы и методы определения тарифов на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель.

Метод индексации установленных тарифов является одним из методов регулирования долгосрочных тарифов в сфере теплоснабжения.

Расчет тарифа с применением данного метода предусмотрен в пунктах 71-75 Основ из которых следует, что необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и прибыль регулируемой организации.

В силу пункта 73 Основ величина амортизации основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в году, предшествующем долгосрочному периоду регулирования, в соответствии с методическими указаниями с учетом остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по данным бухгалтерского учета регулируемой организации.

Методология расчета регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения определена Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. № 760-э.

Из пункта 33 Методических указаний следует, что базовый уровень операционных расходов - один из долгосрочных параметров регулирования, который определяется перед началом долгосрочного периода регулирования и в течение него не изменяется, и устанавливается органом регулирования в соответствии с пунктом 37 Методических указаний, то есть затраты определяются методом экономически обоснованных расходов.

В рассматриваемом случае тарифы установлены органом регулирования на период 2014 - 2016 гг.

По информации Службы по тарифам Иркутской области, решение о выборе метода регулирования тарифа на тепловую энергию для общества не было принято. Вместе с тем расчет тарифов в указанных выше решениях осуществлялся с помощью метода индексации установленных тарифов.

В соответствии с пунктом 13 Основ в случае если, регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме. Указанные экономически обоснованные расходы регулируемой организации включаются органом регулирования в необходимую валовую выручку независимо от достигнутого ею финансового результата. При этом расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, учитываются в размере фактически понесенных расходов, не превышающем величину, равную ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта.

Из анализа положений пунктов 14, 15, 16, 20, 28, 33 Правил, следует, что установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений, в том числе копий бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю дату расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчета цен (тарифов).

ООО «Теплоцентр» осуществляет услуги по передаче тепловой энергии на территории г. Братска Иркутской области. На основании договора аренды от 1 апреля 2011 г., во временное пользование обществу передана тепловая сеть в пос. Порожском 1500 п.м., инвентарный номер 25:3414:001:010005780, лит. 1, которая находиться в собственности ООО «Иркутская сетевая компания».

В 2013 году общество понесло расходы, связанные с проведением капитального ремонта тепловой сети, необходимость которого подтверждается: паспортом тепловой сети от ТК-12 до ТК-19 пос. Порожского, введенной в эксплуатацию в 1971 году, нормативный срок службы которой составляет 30 лет; актом об аварийном состоянии труб от 11 декабря 2012 г.; дефектной ведомостью.

Обществом в Службу по тарифам были предоставлены документы, обосновывающие расходы на ремонт, понесенные в 2013 году, а именно: реестр № 2 выполненных работ по капитальному ремонту зданий, сооружений и тепловых сетей ООО «Теплоцентр» за 2013 год, карточка 20.01 за 2013 год, дефектная ведомость на капитальный ремонт тепловой сети от 1 до ТК-9 пос. Порожского на 2013 год, акт об аварийном состоянии труб от 11 декабря 2012 г., акт на гидравлические испытания трубопроводов от 5-6 июня 2013 г., техническое задание на разработку проекта перекладки тепловых сетей при капитальном ремонте от 11 декабря 2012 г., паспорт тепловой сети № 01, извещение о запросе котировок № 1, заявка на участие в запросе котировок цен, протокол заседания закупочной комиссии от 27 апреля 2012 г., договор на выполнение подрядных работ от 27 апреля 2012 г.

с приложениями, локальный сметный расчет № 1т, счет- фактура от 30 сентября 2013 г. № 56, справка о стоимости выполненных работ от 30 сентября 2013 г. № 1т, акт о приемке выполненных работ от 30 сентября 2013 г. № 1 Подрядчик для выполнения работ по ремонту был определен в результате проведения запроса котировок. Цена работ, предложенных победителем запроса котировок, определена в локальном сметном расчете № 1т, который выполнен на основании Федеральных единичных расценок- 2001 (ФЕР-2001). Номер позиции соответствующего справочника ФЕР-2001 указан во второй колонке сметы «шифр и номер позиции норматива». В сметном расчете № 1т применялись территориальные поправки к федеральной базе, разработанные Региональным центром ценообразования в строительстве по Иркутской области, отражающие анализ рыночных цен в строительстве Иркутской области (РСЦЦ).

Кроме того, дополнительно общество представило в тарифный орган пояснения о расшифровке расчета сметы №1т от 24 октября 2014г. и от 20 октября 2014г., а также документы, использованные при проверке сметы: методику определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004); выкопировки из справочников расценок ФБР по кодам, использованным при составлении сметы; расчетные индексы изменения сметной стоимости к территориальной сметно- нормативной базе 2001 года первый квартал 2013 года; поправочные коэффициенты для перехода от ФЕР-2001 к ТЕР-2001 первый квартал 2013 г.; письмо Управления государственной вневедомственной экспертизы и ценообразования Иркутской области от 06 марта 2006 г. № 60/9-67 о применении поправочных коэффициентов для перевода стоимости к районам Крайнего Севера 2000 года; методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве (МДС 81-33.2004); методические указания по определению величины прибыли в строительстве (МДС 81-25.2001); письмо Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 18 ноября 2004 г. № АП-5536/06 «О порядке применения нормативов сметной прибыли в строительстве».

В соответствии с пунктом 6.2 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации ПБУ 10/99» при оплате приобретаемых материально- производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг на условиях коммерческого кредита, предоставляемого в виде отсрочки и рассрочки платежа, расходы принимаются к бухгалтерскому учету в полной сумме кредиторской задолженности.

В соответствии с пунктом 2.3 договора на выполнение подрядных работ от 27 апреля 2012 г. оплата выполненных работ осуществляется перечислением денежных средств на расчетный счет подрядчика в течение трех лет с момента подписания справки о стоимости выполненных работ, то есть с момента подписания документов, подтвердивших выполнение работ, их объем и стоимость, расход на капитальный ремонт был принят обществом к бухгалтерскому учету и с этого момента считается совершенным.

Бухгалтерская отчетность была представлена обществом в тарифный орган, что подтверждено судом первой инстанции. Также на обозрение суда первой инстанции были представлены выписки из операционного офиса «Братский» Новосибирского филиала «НОМОС-БАНК» в подтверждение обстоятельств оплаты выполненных работ по договору с ООО «СибЭнергоМаш» в 2013 году и платежные поручения из программы «Банк-Клиент».

Исследовав представленные материалы дела, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции сделал неправильный вывод о том, что обществом не представлены все необходимые документы, составляющие экономическую обоснованность проведения капитального ремонта тепловой сети.

С учётом изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с доводом апелляционной жалобы и апелляционного представления, что Службой по тарифам Иркутской области при корректировке тарифа на тепловую энергию ООО «Теплоцентр» на 2015 год из расчета необходимой валовой выручки для формирования тарифа на тепловую энергию неправомерно исключены выпадающие расходы на капитальный ремонт тепловой сети за 2013год в сумме 1471, 4 тыс. руб.

Кроме того, ссылка суда о том, что тарифным органом оспариваемым приказом устранена ошибка, совершенная им ранее, не может служить доказательством правильности оспариваемых пункта приказа и приложения к нему.

Таким образом, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового судебного постановления об удовлетворении заявления.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Иркутского областного суда от 3 апреля 2015 г. отменить.

Принять новое решение.

Заявленные требования общества с ограниченной ответственностью «Теплоцентр» удовлетворить.

Признать недействующими пункт 2 и приложение №1 к приказу Службы по тарифам Иркутской области от 17 ноября 2014 года № 520-спр «О внесении изменений в приказ Службы по тарифам Иркутской области от 10 июня 2014 г. № 187-спр «Об установлении долгосрочных тарифов на услугу по передаче тепловой энергии для ООО «Теплоцентр» (город Братск)».

Председательствующи Судьи

Статьи законов по Делу № 66-АПГ15-19

ГПК РФ Статья 327. Порядок рассмотрения дела судом апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 328. Полномочия суда апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 329. Постановление суда апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 330. Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке

Производство по делу

Загрузка
Наверх