Дело № 69-АПГ12-3

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 8 августа 2012 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, апелляция
Категория Административные дела
Докладчик Хаменков Владимир Борисович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №69-АПГ12-3

от 8 августа 2012 года

 

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Волковской О.А.М. на решение суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28 мая 2012 года, которым отказано в удовлетворении ее требований о признании недействующим в части постановления правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10 октября 2006 года № 237-п «Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления субсидий за счет субвенций из федерального бюджета отдельным категориям граждан на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры для приобретения жилых помещений в собственность».

председательствующего судей

Хаменкова В.Б.,

Ксенофонтовой О.А. и Борисовой Л.В.

при секретаре

Голубевой Д.М.

 

установила:

 

постановлением правительства Ханты-Мансийского автономного округа -Югры от 10 октября 2006 года № 237-п утверждено Положение о порядке и условиях предоставления субсидий за счет субвенций из федерального бюджета отдельным категориям граждан на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры для приобретения жилых помещений в собственность» (далее - Положение).

Данный нормативный правовой акт опубликован в изданиях «Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры» от 31 октября 2006 года № 10, ст. 1223, «Новости Югры» от 4 ноября 2006 года № 125, «Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры» от 30 ноября 2006 года № 11 (часть II), ст. 445 (поправка).

Согласно пункту 1.1 Положение определяет порядок и условия предоставления субсидий за счет субвенций из федерального бюджета на приобретение жилых помещений в собственность на территории автономного округа категориям граждан, установленным статьями 14, 16, 21 Федерального закона «О ветеранах» (за исключением инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны), а также статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

В соответствии с пунктом 3.3 Положения субсидии носят целевой характер и могут быть использованы гражданами, в том числе, на строительство индивидуального жилого дома за счет собственных (заемных) средств. Субсидия на строительство индивидуального жилого дома предоставляется после окончания строительства и государственной регистрации права собственности на жилой дом (часть жилого дома).

Размер субсидии рассчитывается исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (подпункт 2 пункта 3.8 Положения).

Волковская О. A.M., являющаяся инвалидом, обратилась в суд с заявлением об оспаривании указанных выше положений, ссылаясь на их противоречие Федеральному закону от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», постановлению Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 года № 614 «Об утверждении Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов».

По мнению заявительницы, правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры произвело подмену понятия «субсидия» на понятие «компенсация», поскольку фактически происходит не выделение денежных средств, а выплата инвалиду компенсации части собственных или заемных денежных средств на строительство жилья после его строительства и государственной регистрации права собственности.

Также Волковская О.А.М. полагала, что расчет размера субсидии, исходя из 18 кв.м., противоречит решению Сургутской районной Думы от 17 июня 2005 года № 330 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилых помещений по договорам социального найма», согласно которому норма предоставления жилого помещения по договорам социального найма определена в размере 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одиноко проживающего человека. Размер 18 кв.м. установлен на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек.

Решением суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28 мая 2012 года в удовлетворении требований отказано.

В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене указанного решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72, частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определена Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который, в частности, устанавливает меры социальной защиты названной категории граждан.

Согласно пункту 2 статьи 4 указанного Федерального закона к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относится принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о социальной защите инвалидов (в том числе регулирующих порядок и условия предоставления инвалидам единого федерального минимума мер социальной защиты).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право принятия в соответствии с федеральными законами законов и иных

нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 5 этого же закона).

Статьей 17 Федерального закона № 181-ФЗ предусмотрено, что определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 28.2 этого же Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

В пункте 5 Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 года № 614, закреплено, что форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Проверяя на соответствие федеральному закону пункт 3.3 Положения, суд проанализировал приведенные нормативные предписания в их системной взаимосвязи и пришел к верному выводу о том, что субъект Российской Федерации, определив форму предоставления мер социальной поддержки инвалидов в виде предоставления субсидии на строительство индивидуального жилого дома после окончания такого строительства и государственной регистрации права собственности на жилой дом, действовал в пределах предоставленной ему компетенции и осуществил правовое регулирование в рамках имеющихся у него полномочий.

Отказывая в удовлетворении требований о признании незаконным пункта 3.8 Положения в оспариваемой заявительницей части, суд обоснованно исходил из следующего.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона.

В свою очередь, статья 28.2 этого же Закона устанавливает, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, определяется, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Учитывая, что оспариваемый заявительницей пункт 3.8 Положения по существу воспроизводит приведенную норму Закона № 181-ФЗ, суд пришел к правильному выводу о его соответствии действующему федеральному законодательству.

При этом судом установлено, что постановление правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10 октября 2006 года № 237-п «Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления субсидий за счет субвенций из федерального бюджета отдельным категориям граждан на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры для приобретения жилых помещений в собственность» принято и опубликовано в установленном порядке органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, наделенным соответствующей компетенцией.

Ссылка заявительницы на неправомерное поведение судьи в ходе рассмотрения дела, и на то, что в судебном решении проигнорированы её требования, на правильность такого решения не влияют. К тому же, как усматривается из содержания апелляционной жалобы, оригинал доверенности был взят судьей для его сверки с имеющейся копией, и впоследствии был возвращён. Такие действия судьи положениям гражданского процессуального законодательства не противоречат. Вопреки доводам жалобы требования заявительницы отражены в установочной части судебного решения.

Иные доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права, примененных в данном деле, выводов суда не опровергают и отмену оспариваемого решения не влекут.

На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

 

определила:

 

решение суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28 мая 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Волковской О.А.М - без удовлетворения.

Статьи законов по Делу № 69-АПГ12-3

Статья 76. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные
ГПК РФ Статья 328. Полномочия суда апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 329. Постановление суда апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 330. Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх