Типовые договорыТиповые договоры



Активные юристыАктивные юристы

Телефон: 9060684949
Телефон: +7 905 942-69-48
не в сети
Фото юриста
Лакоткина Юлия Анатольевна
г. Ужур Красноярский край ( СИБИРЬ)
ответов за неделю: 11
Телефон: 8 923 308 00 82


Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 69-АПГ15-9

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 7 сентября 2015 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция
Категория Гражданские дела
Докладчик Корчашкина Тамара Егоровна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № 69-АПГ15-9

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Москва 7 сентября 2015 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации составе в

председательствующегоАлександрова В.Н.,
судейКорчашкиной Т.Е., Абакумовой И.Д.,
при секретареКирсановой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Орион» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости по апелляционной жалобе Общества с ограниченной ответственностью «Орион» на решение Суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 мая 2015 года, которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., объяснения представителя Общества с ограниченной ответственностью «Орион» Чурмановой А.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Общество с ограниченной ответственностью «Орион» (далее - ООО, общество) обратилось в Суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 86:10:0101237:46, площадью 24 863 кв. м., расположенного по адресу: Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, в западном промрайоне по ул.

Автомобилистов, д. 3, относящегося к землям населенных пунктов и имеющего вид разрешенного использования - под котельную, мазутное хозяйство и здание очистных сооружений ливневых стоков, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2010 года в размере 19 507 000 рублей.

В обоснование заявленных требований заявитель сослался на то, что установленная кадастровая стоимость принадлежащего ему на праве собственности земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, в связи с чем он несет излишнее налоговое бремя.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ханты- Мансийскому автономному округу - Югре (далее - филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре), Департамент по управлению государственным имуществом Ханты- Мансийского автономного округа - Югры, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты- Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Управление Росреестра по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре), администрация г. Сургута, Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Решением Суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 мая 2015 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.

В апелляционной жалобе ООО «Орион» просит отменить данное решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Из Управления Росреестра по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступили возражения на апелляционную жалобу.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО «Орион» Чурманова А.А. просила об отмене решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. На основании части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что представленный заявителем отчет об оценке земельного участка с кадастровым номером 86:10:0101237:46 не соответствует Федеральному закону от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности», федеральным стандартам оценки, в результате чего не может быть признан надлежащим доказательством по делу. При этом экспертное заключение на отчет Некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация оценщиков «Экспертный совет» не в полной мере подтверждает итоговую величину рыночной стоимости земельного участка, не представлена проверка корректности проведенных расчетов, анализ сделанных выводов.

Судебная коллегия вывод суда находит ошибочным ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права.

Отношения в сфере установления кадастровой стоимости земельного участка, в том числе в размере, равном его рыночной стоимости, регулируются положениями статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности».

В статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением установленных законом случаев. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) регламентированы правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам.

В соответствии со статьями 24.18 и 24.20 Закона об оценочной деятельности физические и юридические лица вправе оспаривать результаты определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть определена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой оценки.

В соответствии со статьей 11 названного Федерального закона итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки, является отчет об оценке такого объекта, составленный в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

В соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» сведения об изменении кадастровой оценки на основании решения суда подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ООО «Орион» с 14 октября 2013 года является собственником земельного участка с кадастровым номером 86:10:0101237:46, внесенного в Государственный кадастр недвижимости 18 апреля 2007 года.

Кадастровая стоимость данного объекта недвижимости установлена по состоянию на 01 января 2010 года в размере 76 356 262 рубля 04 копейки на основе результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16 декабря 2010 года № 343-п.

Общество обращалось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре с заявлением 3 февраля 2015 года, в приеме которого к рассмотрению было отказано уведомлением от 5 февраля 2015 года.

В подтверждение своих доводов о том, что кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, заявителем в материалы дела представлен отчет об оценке № 116/03-00890 от 4 сентября 2014 года, выполненный оценщиком Сургутской Торгово- промышленной палаты Д согласно которому рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 1 января 2010 г.

составляет 19 507 000 рублей.

Указанный отчет подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, специальными познаниями и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта.

Указанные в отчете цели и задачи проведения оценки не допускают их неоднозначного толкования - определение рыночной стоимости объекта оценки.

Из данного отчета следует, что оценщик произвел анализ рынка земельных участков г. Сургута Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а также ценообразующих факторов, оказывающих влияние на стоимость объекта оценки. При проведении оценки земельного участка оценщиком использован сравнительный подход с применением метода сравнения продаж как наиболее полно учитывающий цель оценки и обеспеченный исходной информацией.

Применяя сравнительный подход к оценке, оценщик выбрал три аналога объекта оценки, предложенных к продаже в январе, декабре 2009 г.

Выбор объектов-аналогов обоснован оценщиком и произведен в соответствии с положениями пункта 22 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 июля 2007 г. № 256.

В отчете присутствуют ссылки на источники используемой информации, что позволяет проверить используемые оценщиком сведения.

Кроме того, в отчете приведены не только расчеты, но и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных оценщиком.

Для оценки земельного участка за единицу сравнения выбран 1 кв.м, как наиболее типичная единица сравнения для оценки земельных участков.

Содержащиеся в отчете сведения дают надлежащее представление о местоположении объектов аналогов и иных их характеристиках, учтенных оценщиком при расчете итоговой величины рыночной стоимости спорного объекта недвижимости. В отчете приведены необходимые корректировки.

При вынесении решения суд первой инстанции не учел, что в силу предписаний статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Выводы отчета об итоговой величине рыночной стоимости объекта оценки подтверждены заключением эксперта № Э-10415 от 21 апреля 2015 года Некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация оценщиков «Экспертный совет», которая проведена на основании определения суда.

При таких данных, оснований для вывода о недостоверности отчета об определении рыночной стоимости земельного участка у суда первой инстанции не имелось.

Вместе с тем суд первой инстанции при наличии сомнений в обоснованности отчета об оценке и достоверности определения рыночной стоимости земельного участка в нарушение статей 79, 80 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вопрос о назначении судебно-оценочной экспертизы на обсуждение не поставил, по своей инициативе данную экспертизу не назначил.

Доказательств иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости заинтересованными лицами в суд не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы по определению рыночной стоимости земельного участка в суде первой инстанции ими не заявлялось.

При таких обстоятельствах указанная в отчете от 4 сентября 2014 г.

№116/03-00890 итоговая величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 86:10:0101237:46, общей площадью 24 863 кв. м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под котельную, мазутное хозяйство и здание очистных сооружений ливневых стоков, расположенного по адресу: Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, в западном промрайоне по ул.

Автомобилистов, 3, подлежит признанию достоверной для установления кадастровой стоимости.

Поскольку абзацем пятым статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 названного Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, Судебная коллегия считает необходимым указать дату подачи Обществом заявления о пересмотре кадастровой стоимости - 3 февраля 2015 года, с целью определения даты, с которой подлежит применению установленная судом кадастровая стоимость земельного участка.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,

определила:

решение Суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 мая 2015 г. отменить и принять новое решение, которым заявление общества с ограниченной ответственностью «Орион» удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 86:10:0101237:46, площадью 24 863 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под котельную, мазутное хозяйство и здание очистных сооружений ливневых стоков, расположенного по адресу: Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, в западном промрайоне по ул. Автомобилистов, 3, равной его рыночной стоимости в размере 19 507 000 рублей по состоянию на 1 января 2010 г. на период с 1 января 2015 г. до даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки. . / Датой подачи заявления считать 3 февраля 2015 года.

Председательствующий

Статьи законов по Делу № 69-АПГ15-9

ГПК РФ Статья 327. Порядок рассмотрения дела судом апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 328. Полномочия суда апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 329. Постановление суда апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 330. Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке
ЗК РФ Статья 66. Оценка земли

Производство по делу

Загрузка
Наверх