Дело № 69-Г10-5

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 23 июня 2010 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Хаменков Владимир Борисович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №69-Г10-5

от 23 июня 2010 года

 

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе ООО «Братья» на решение суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 февраля 2010 года, которым ООО «Братья» отказано в удовлетворении заявления о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановления правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 декабря 2008 года № 279-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры».

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

29 декабря 2008 года правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято постановление № 279-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ханты - Мансийском автономном округе - Югре по состоянию на 1 января 2009 года.

председательствующего

В.Н. Пирожкова,

судей

В.Б. Хаменкова и Т.И. Ерёменко

 

установила:

 

Постановление официально опубликовано в издании «Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» от 30 декабря 2008 года, № 12 (части IV - VII).

Указанными результатами государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре по состоянию на 1 января 2009 года утверждены:

1. Средний уровень кадастровой стоимости земель в населенных пунктах муниципальных районов, городских округов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (таблица 1).

2. Кадастровая стоимость земельных участков в населенных пунктах муниципальных районов, городских округов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (таблица 2).

3. Средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (таблица 3).

ООО «Братья» обратилось в суд с заявлением, в котором просило признать недействующим названное выше постановление правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в части включения в него сведений о кадастровой стоимости земельных участков земель населенных пунктов округа, указывая на противоречие данного правового акта Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 года № 316, Административному регламенту исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28 июня 2007 года № 215, Закону Ханты-Мансийского автономного округа от 25 февраля 2003 года №14-оз «О нормативных правовых актах Ханты-Мансийского автономного округа -Югры».

В обоснование своих требований общество ссылалось на то, что указанным правовым актом утверждены результаты кадастровой оценки конкретных земельных участков в составе земель поселений округа по состоянию на 1 января 2009 года, в связи с чем данный акт каких-либо норм и правил поведения, рассчитанных на неоднократное применение и неопределенный круг лиц, не содержит, однако в противоречие положениям названных выше нормативных правовых актов, имеющих более высокую юридическую силу, такие результаты оформлены постановлением правительства округа, то есть нормативным правовым актом, что, по мнению заявителя, лишает его как арендатора земельного участка, расположенного в городе Щ, возможности оспаривать величину и достоверность

результата кадастровой оценки данного земельного участка, предоставленной ему пунктом 12 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов.

Решением суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 февраля 2010 года в удовлетворении требований ООО «Братья» отказано.

В кассационной жалобе ООО «Братья» ставят вопрос об отмене постановленного судом решения, считая его незаконным и необоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно пунктам «в» и «к» части 1 статьи 72, частей 2 и 5 статьи 76 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, согласно которым организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункты 1, 10 Правил).

Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и территориальных органов Роснедвижимости - Управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между Роснедвижимостью и Управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяет Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденный приказом Министерства

экономического развития и торговли Российской Федерации от 28 июня 2007 года № 215.

В силу положений Регламента (пункты 9.6 - 9.12) Роснедвижимость осуществляет проверку отчета исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации на предмет соответствия Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли от 15 февраля 2007 года № 39.

В случае принятия решения о соответствии отчета Методическим указаниям Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки.

После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение.

Сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) представляются на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель.

Проанализировав изложенные положения действующего федерального законодательства, суд пришел к правомерному выводу о том, что результаты государственной кадастровой оценки земель подлежат утверждению органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации путем издания таким органом соответствующего нормативного правового акта.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, оспариваемое постановление правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято в пределах полномочий данного органа исполнительной власти округа с соблюдением установленной процедуры, официально опубликовано для всеобщего сведения и регулирует вопросы кадастровой оценки земель поселений на территории округа, следовательно, рассчитано на неоднократное применение и обязательно для неопределенного круга лиц.

Названный характер указанного правового акта подтверждается также положениями статьи 390 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которыми кадастровая стоимость земельных участков является, в том числе, налоговой базой для исчисления земельного налога, в связи с чем оспариваемое постановление правительства округа подлежит применению при исчислении

земельного налога для всех земельных участков в составе земель поселений на территории округа.

Правомерность подобной правовой позиции суда подтверждается руководящими разъяснениями Верховного Суда РФ, изложенными в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», в соответствии с которыми существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

С учетом установленного, судом принято законное и обоснованное решение.

То обстоятельство, что утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации представляет собой один из завершающих этапов работы по кадастровой оценке земель, правомерность изложенных в решении выводов суда не опровергает, поскольку само по себе не исключает необходимости утверждения результатов такой оценки путем принятия именно нормативного правового акта.

Доводов, которые могли бы повлечь отмену судебного решения, кассационная жалоба ООО «Братья» не содержит.

На основании изложенного, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

 

определила:

 

решение суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 февраля 2010 года оставить без узмдне^ия, а кассационную жалобу ООО «Братья» - без удовлетворения,

Председательствующий

Статьи законов по Делу № 69-Г10-5

Статья 76. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные
ГПК РФ Статья 361. Утратила силу
ГПК РФ Статья 366. (Утратила силу)
ЗК РФ Статья 66. Оценка земли
НК РФ Статья 390. Налоговая база
ГПК РФ Статья 360. (Утратила силу)

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх