Дело № 69-Г11-3

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 23 марта 2011 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Хаменков Владимир Борисович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №69-Г11-3

от 23 марта 2011 года

 

председательствующего В.Б. Хаменкова,

при секретаре П.В. Алёшиной

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Капитонова СМ. на решение суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 декабря 2010 года, которым ему отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими отдельных положений Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 июня 2003 года № 35-03 «О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре».

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., возражения против кассационной жалобы представителей Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Берзиной В.А. и Дмитриева В.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Кротова В.А., полагавшего, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 30 мая 2003 года принят и 18 июня 2003 года губернатором округа подписан Закон Ханты-

Мансийского автономного округа - Югры № 35-03 «О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования в Ханты - Мансийском автономном округе - Югре» (далее - Закон ХМАО - Югры от 18 июня 2003 года № 35-03).

Закон официально опубликован в изданиях «Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа» от 20 июня 2003 года, № 5, часть I, ст. 625, «Новости Югры» («Спецвыпуск»), № 69 от 26 июня 2003 года.

Статьей 1.1 указанного Закона установлены виды избирательных систем, которые могут применяться при подготовке и проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования.

В соответствии с пунктами 1 и 2 данной статьи выборы депутатов представительных органов городских округов с численностью избирателей менее 80 тыс. человек, муниципальных районов, городских и сельских поселений могут проводиться по одномандатным избирательным округам по мажоритарной избирательной системе относительного большинства либо по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства и (или) многомандатным избирательным округам по мажоритарной избирательной системе относительного большинства.

Выборы депутатов представительных органов городских округов с численностью избирателей более 80 тыс. человек проводятся по одномандатным избирательным округам на основании мажоритарной избирательной системы относительного большинства либо по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства.

Избирательная система, применяемая в конкретном муниципальном образовании, определяется им самостоятельно на основании настоящего Закона и закрепляется в уставе муниципального образования (пункт 3 статьи 1.1).

Если уставом муниципального образования на день принятия решения о назначении выборов не установлен вид избирательной системы, применяемой в соответствии с настоящей статьей при выборах депутатов представительного органа местного самоуправления, то применяется мажоритарная избирательная система относительного большинства (пункт 4 статьи 1.1).

Капитонов СМ., житель города | Ханты-Мансийского

автономного округа - Югры, обратился в суд с заявлением о признании недействующими положений пунктов 1 и 2 статьи 1.1 Закона ХМАО - Югры от 18 июня 2003 года № 35-03, ссылаясь на их противоречие требованиям статьи 18 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных права и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статей 6 и 23 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В обоснование своих требований указывал на то, что оспариваемые правовые нормы нарушают закрепленное федеральным законодательством право органов местного самоуправления самостоятельно определять вид избирательной системы и избирательных округов для данного муниципального образования.

Так, по утверждению заявителя, до принятия оспариваемых норм депутаты представительного органа местного самоуправления города Сургута избирались по 5 многомандатным округам, и он имел возможность избирать пять депутатов, теперь же в силу оспариваемых положений на территории города Сургута должно быть сформировано 25 одномандатных округов, что повлечет дополнительные затраты местного бюджета и сохранит за заявителем возможность избирать только одного депутата представительного органа.

Решением суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 декабря 2010 года в удовлетворении заявления Капитонову СМ. отказано.

В кассационной жалобе Капитонов СМ. ставит вопрос об отмене судебного решения, считая его незаконным и необоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене судебного решения.

В силу части 1 статьи 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления отнесено правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных данным Федеральным законом.

Согласно части 3 статьи 23 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.

При этом законом субъекта Российской Федерации устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения. В соответствии с установленными законом субъекта Российской Федерации видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании.

Законом субъекта Российской Федерации могут быть определены условия применения видов избирательных систем в муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств.

С учетом изложенных положений федерального законодательства, субъект Российской Федерации вправе своим законом установить виды избирательных систем, применяемые при проведении муниципальных выборов, а также определить условия их применения для различных муниципальных образований.

При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемые заявителем положения статьи 1.1 Закона Ханты-Мансийского

автономного округа от 18 июня 2003 года № 35-03 приняты по вопросам, отнесенным к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и в пределах предоставленных им полномочий, является обоснованным.

Правомерно были отвергнуты судом утверждения заявителя о том, что субъект Российской Федерации, устанавливая виды избирательных систем для муниципальных образований, не вправе определять вид избирательных округов, который, по мнению заявителя, устанавливается муниципальной избирательной комиссией при составлении схемы избирательных округов.

В силу части 3 статьи 23 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ порядок назначения и подготовки муниципальных выборов определяется законом субъекта, при этом согласно подпункту 30 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательный округ - это территория, которая образована (определена) в соответствии с законом.

Таким образом, порядок образования избирательных округов, включая, в частности, вид избирательного округа может быть установлен только законом, и применительно к муниципальным выборам таким законом, помимо федерального, является и закон субъекта Российской Федерации.

Правильность данной правовой позиции подтверждается содержанием пункта 5 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, относящего к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения только организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов.

Под схемой же избирательных округов, составляемой в силу статьи 18 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ соответствующей избирательной комиссией, понимается схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, в которой обозначены их границы, определен перечень административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ, указаны номер каждого избирательного округа, место нахождения каждой окружной избирательной комиссии или избирательной комиссии, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии, число избирателей в каждом избирательном округе.

В схеме избирательных округов муниципальная избирательная комиссия определяет лишь территориальное расположение тех или иных избирательных округов, что полностью соотносится с ее полномочиями по реализации мероприятий, связанных с подготовкой и проведением муниципальных выборов (пункт 10 статьи 24 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ).

Доводы кассационной жалобы ссылок на допущенные судом нарушения норм материального и процессуального права не содержат и отмену постановленного судом решения повлечь не могут.

На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

 

определила:

 

решение суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 декабря 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Капитонова СМ. - без удовлетворения.

Статьи законов по Делу № 69-Г11-3

ГПК РФ Статья 361. Утратила силу
ГПК РФ Статья 366. (Утратила силу)
ГПК РФ Статья 360. (Утратила силу)

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Загрузка
Наверх