Дело № 7-Г11-9

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 21 сентября 2011 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Ксенофонтова Ольга Алексеевна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №7-Г11-9

от 21 сентября 2011 года

 

председательствующего Еременко Т.И.,

при секретаре Аверине A.B. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе губернатора Ивановской области на решение Ивановского областного суда от 5 июля 2011 года, которым удовлетворено заявление заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора: признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу приложение к указу губернатора Ивановской области от 11 ноября 2010 года № 152-уг «Об общедоступных охотничьих угодьях Ивановской области» (в редакции указа от 22 марта 2011 года № 66-уг).

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой O.A., объяснения представителя губернатора Ивановской области Шамина К.С., поддержавшего доводы кассационной жалобы, председателя Ивановской областной общественной организации охотников и рыболовов Воропаева Г.И., представителя общества Борисовой A.C., прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Павлова Д.С, возражавших против доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

11 ноября 2010 года губернатором Ивановской области издан указ № 152-уг «Об общедоступных охотничьих угодьях Ивановской области», который в настоящее время действует в редакции указа губернатора от 22 марта 2011 года№ 66-уг.

Указ опубликован в издании «Собрание законодательства Ивановской области» № 44 (513) от 16 ноября 2010 года, № 12 (531) от 29 марта 2011 года и в издании «Ивановская газета» № 51 (4898) от 25 марта 2011 года.

Приложением к указу «Размещение общедоступных охотничьих угодий на территории Ивановской области» установлено, что на территории области общедоступными являются все охотничьи угодья за исключением территорий охотничьих хозяйств «Порздневское», «Афанасьевское», «Маркушинское», «Демидовское», охотничье-рыболовного хозяйства «РИАТ», государственного охотничьего заказника «Затеихинский», государственного природного заказника федерального значения «Клязьминский».

Волжский межрегиональный природоохранный прокурор обратился в Ивановский областной суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим приложения к указу губернатора Ивановской области от 11 ноября 2010 года № 152-уг (в редакции указа от 22 марта 2011 года № 66-уг), указав, что отнесение охотничьих угодий к общедоступным осуществлено с нарушением федерального законодательства (Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209 «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), без учета того, что часть из них являются закрепленными охотничьими угодьями. В частности, территории охотничьих хозяйств «Вичугское», «Гаврилово-Посадское», «Заволжское», «Ивановское», «Ильинское», «Кинешемское», «Комсомольское», «Лухское», «Палехское», «Пестяковское», «Пучежское», «Родниковское», «Савинское», «Приволжское», «Тейковское», «Фурмановское», «Шуйское», «Верхнеландеховское», «Южское», «Юрьевецкое», Лежневское», «Увальевское», «Гусевское», «Стиберское», «Рыбинское» закреплены за Ивановской областной общественной организацией охотников и рыболовов на основании долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира, выданной на срок с 23 октября 2001 года по 1 марта 2022 года.

Решением Ивановского областного суда от 5 июля 2011 года заявление заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора удовлетворено.

В кассационной жалобе губернатора Ивановской области ставится вопрос об отмене указанного решения как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права и прекращении производства по делу.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения суда.

В соответствии с пунктами «в» и «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в

соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии со статьей 41 Федерального закона от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире» в редакции, действовавшей до 1 апреля 2010 года, отношения в области охоты и охотничьего хозяйства регулировались на основе настоящего Федерального закона специальным федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно статьям 35, 36 названного Федерального закона пользование животным миром осуществлялось юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании лицензии в течение срока, указанного в лицензии по соглашению сторон и зависящего от вида пользования животным миром в границах определенной территории и акватории. Предоставление животного мира на территории Российской Федерации в пользование российским и иностранным юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства осуществлялось в порядке, устанавливаемом настоящим законом, а также гражданским, земельным, водным и лесным законодательством Российской Федерации. Долгосрочную лицензию на пользование животным миром выдавал специально уполномоченный государственный орган субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания на основании решений высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Статья 37 Федерального закона от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ предусматривала, что для получения долгосрочной лицензии на пользование животными миром юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю необходимо было подать заявку в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, который на основании заключения соответствующего специально уполномоченного государственного органа субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания принимал решение о предоставлении заявленных территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, согласовав с собственниками земель, землевладельцами, с уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти условия предоставления этой территории или акватории за плату или бесплатно. Результаты согласования вносились в долгосрочную лицензию на пользование животным миром. На основании согласования специальной уполномоченный государственный орган субъекта Российской Федерации по охране, контролю и

регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания и пользователь животным миром заключали договор о предоставлении в пользование территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, в соответствии с гражданским, земельным, водным и лесным законодательством.

Долгосрочная лицензия на пользование животным миром в зависимости от вида пользования должна была содержать в числе других сведений границы и площадь территории, акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром; срок действия лицензии; условия пользования животным миром, а также территориями, акваториями, необходимыми для осуществления пользования животным миром (статья 38 Федерального закона от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ).

Разрешая заявление прокурора, суд установил, что 27 февраля 1997 года между администрацией Ивановской области и Ивановской областной общественной организацией охотников и рыболовов был заключен договор на предоставление в пользование территории охотничьих угодий, необходимых для ведения охотничьего хозяйства и пользования животным миром.

Согласно договору Ивановской областной общественной организации охотников и рыболовов переданы в пользование сроком на 25 лет с 1 марта 1997 года по 1 марта 2022 года охотничьи угодья, расположенные на территории административных районов Ивановской области в границах, установленных решением Ивановского облисполкома от 26 сентября 1986 года № 296 и другими решениями, общей площадью 1860 тыс. га, в соответствии с перечнем охотничьих хозяйств, являющимся приложением к договору и содержащим наименования 26 охотхозяйств и их границы (25 охотхозяйств, названных в заявлении прокурора, и Маркушинское охотхозяйство).

В 2001 году Ивановской областной общественной организации охотников и рыболовов выдана долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира в границах, определенных договором от 27 февраля 1997 года, которая соответствовала требованиям, установленным статьей 38 Федерального закона от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире». Срок действия лицензии - с 23 октября 2001 года по 1 марта 2022 года. Действие лицензии до настоящего времени не прекращено.

С 1 апреля 2010 года предоставление животного мира на территории Российской Федерации в пользование российским и иностранным юридическим лицам, гражданам Российской Федерации осуществляется в порядке, устанавливаемом Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и предполагает заключение охотхозяйственных соглашений (статьи 27, 31 закона).

Вместе с тем, частью 1 статьи 71 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ предусмотрено, что право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу

настоящего Федерального закона, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий.

То обстоятельство, что договор на предоставление в пользование Ивановской областной общественной организации охотников и рыболовов территорий охотничьих угодий, необходимых для ведения охотничьего хозяйства и пользования животным миром, от 27 февраля 1997 года расторгнут решением Арбитражного суда Ивановской области от 27 июня 2010 года, не свидетельствует о прекращении права пользования объектами животного мира названной общественной организации, поскольку предоставление в пользование территории, необходимой для осуществления пользования животным миром, являлось согласно статье 37 Федерального закона от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире» (в редакции до 1 апреля 2010 года) одной из стадий порядка выдачи лицензий.

В соответствии с пунктами 1 и 2 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ охотничьи угодья подразделяются на охотничьи угодья, которые используются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями на основаниях, предусмотренных настоящим Федеральным законом (закрепленные охотничьи угодья); охотничьи угодья, в которых физические лица имеют право свободно пребывать в целях охоты (общедоступные охотничьи угодья).

Согласно лицензии от 2001 года территории охотничьих хозяйств «Верхнеландеховское», «Вичугское», «Гаврилово-Посадское», «Заволжское», «Ивановское», «Ильинское», «Кинешемское», «Стиберское»,

«Комсомольское», «Лежневское», «Лухское», «Палехское», «Пестяковское», «Приволжское», «Пучежское», «Родниковское», «Савинское», «Тейковское», «Фурмановское», «Шуйское», «Южское», «Юрьевецкое», «Гусевское», «Рыбинское», «Увальевское» закреплены за Ивановской областной общественной организацией охотников и рыболовов.

При таких данных следует признать правильным вывод суда о том, что отнесение оспариваемым указом губернатора Ивановской области от 11 ноября 2010 года № 152-уг (в редакции указа от 22 марта 2011 года № 66-уг) территорий указанных охотничьих хозяйств к общедоступным охотничьим угодьям осуществлено с нарушением федерального законодательства.

По мнению Судебной коллегии, правильным является и вывод суда о том, что возможность отнесения территорий охотничьих хозяйств к общедоступным охотничьим угодьям возникает по истечении срока действия долгосрочной лицензии, имеющейся у юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Такой вывод суда следует из положения части 8 статьи 71 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ, предусматривающего создание общедоступных охотничьих угодий по мере истечения срока действия долгосрочных лицензий.

Находя выводы суда основанными на законе, анализ которого приведен в решении, и соответствующими материалам дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения.

Ссылка в кассационной жалобе в обоснование незаконности решения Ивановского областного суда на решения арбитражного суда основанием к отмене решения суда явиться не может, поскольку предметом рассмотрения арбитражного суда являлись иные требования (заявление Ивановской областной общественной организации охотников и рыболовов к службе по охране объектов животного мира Ивановской области о признании незаконными отказа в выдаче бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов и действий по выдаче физическим лицам разрешений на добычу охотничьих ресурсов). В рассматриваемом случае оспаривается нормативный правовой акт: указ губернатора Ивановской области об отнесении охотничьих угодий на территории Ивановской области к общедоступным.

Довод кассационной жалобы об отсутствии у Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры права на обращение в суд с настоящим заявлением ввиду того, что прокуратура ссылается на нарушение прав только одного субъекта (Ивановской областной общественной организации охотников и рыболовов), нельзя признать основанным на законе, поскольку статья 251 Гражданского процессуального кодекса РФ наделяет прокурора правом на обращение в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону без указания на то, какие и чьи права нарушаются этим актом.

Довод кассационной жалобы о нарушении судом норм процессуального права, выразившемся в непривлечении к участию в деле правительства Ивановской области и службы по охране объектов животного мира Ивановской области, вопрос о правах и обязанностях которых разрешен судом, также не основан на законе, поскольку при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта к участию в деле привлекается лишь орган, издавший оспариваемый нормативный правовой акт.

С учетом изложенного выше и того, что ООО «Гусли», о нарушении прав которого говорится в кассационной жалобе губернатора Ивановской области, обладает правом пользования объектами животного мира на территории Маркушинского охотничьего хозяйства, которая оспариваемым указом губернатора не отнесена к числу общедоступных охотничьих угодий, его право не оспаривается, довод кассационной жалобы нельзя признать состоятельным.

Не усматривая оснований к отмене решения суда по доводам кассационной жалобы, руководствуясь статьями 360 и 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Ивановского областного суда от 5 июля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу губернатора Ивановской области - без

Статьи законов по Делу № 7-Г11-9

Статья 72. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
Статья 76. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх