Дело № 7-Г12-1

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 15 февраля 2012 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Ксенофонтова Ольга Алексеевна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №7-Г12-1

от 15 февраля 2012 года

 

председательствующего Еременко Т.И.,

при секретаре Васильченко А.Е. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе правительства Ивановской области на решение Ивановского областного суда от 22 ноября 2011 года, которым признано недействующим со дня вступления решения в законную силу постановление правительства Ивановской области от 22 июня 2011 года № 211-п «Об утверждении Временного порядка ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности на землях лесного фонда в Ивановской области».

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой O.A., объяснения представителя правительства и губернатора Ивановской области Огородникова М.С., поддержавшего доводы кассационной жалобы, прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Павлова Д.С, возражавшего против доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

заместитель Волжского межрегионального природоохранного прокурора обратился в Ивановский областной суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановления правительства Ивановской области от 22 июня 2011 года № 211-п «Об утверждении Временного порядка ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или

санитарной безопасности на землях лесного фонда в Ивановской области», как принятого с превышением полномочий.

В обоснование заявления прокурор сослался на статью 53.5 Лесного кодекса РФ, согласно которой органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса РФ, ограничивают пребывание граждан в лесах и въезд в них транспортных средств, проведение в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В связи с тем, что такой порядок федеральным органом исполнительной власти не разработан, правительство Ивановской области, утвердив Временный порядок ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности на землях лесного фонда в Ивановской области, вышло за пределы предоставленных ему полномочий.

Решением Ивановского областного суда от 22 ноября 2011 года заявление прокурора удовлетворено: оспариваемое постановление признано недействующим со дня вступления решения в законную силу.

В кассационной жалобе правительства Ивановской области ставится вопрос об отмене указанного решения как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права и прекращении производства по делу.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения суда.

Постановлением правительства Ивановской области от 22 июня 2011 года № 211 -п утвержден Временный порядок ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности на землях лесного фонда в Ивановской области.

Согласно пункту 2 постановления Временный порядок действует до утверждения порядка ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах Российской Федерации уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 5 статьи 11 Лесного кодекса РФ пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах, безопасности граждан при выполнении работ.

Согласно статье 53.5 Лесного кодекса РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса РФ, ограничивают пребывание граждан в лесах и въезд в них транспортных средств, проведение в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в порядке,

установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пункту 16.6 статьи 81 Лесного кодекса РФ установление порядка ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений.

Приведенные положения закона свидетельствуют о том, что установление порядка ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений.

С учетом изложенного правильным является вывод суда о том, что правительство Ивановской области, установив соответствующий Временный порядок, вышло за пределы предоставленных ему полномочий.

Из материалов дела следует, что 3 ноября 2011 года Федеральным агентством лесного хозяйства, являющимся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесных отношений (согласно пункту 1 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 года № 736), издан приказ № 471, которым утвержден Порядок ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах. Порядок вступил в действие 7 февраля 2012 года.

Поскольку на день рассмотрения дела судом (22 ноября 2011 года) названный Порядок не вступил в действие, он не мог породить правовых последствий, в том числе прекращения действия Временного порядка, утвержденного постановлением правительства Ивановской области от 22 июня 2011 года№211-п.

При таких данных Судебная коллегия не может согласиться с доводом кассационной жалобы правительства Ивановской области о том, что у суда отсутствовали основания для признания недействующим оспариваемого Временного порядка, утратившего силу в связи с утверждением федеральным органом исполнительной власти соответствующего Порядка.

Разрешая заявление прокурора, суд правильно указал в решении, что субъект Российской Федерации, в данном случае Ивановская область, не вправе была осуществлять собственное правовое регулирование по вопросу установления порядка ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах, ссылаясь на отсутствие соответствующего федерального регулирования, поскольку установление такового порядка является полномочием органов

государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений, что следует из пункта 16.6 статьи 81 Лесного кодекса РФ.

Довод кассационной жалобы правительства Ивановской области о наличии у Ивановской области полномочия на принятие порядка ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств со ссылкой на то, что федеральным органом исполнительной власти не реализованы полномочия по принятию соответствующего порядка, основан на ошибочном толковании норм материального права и основанием к отмене решения суда явиться не может.

Что касается довода кассационной жалобы об отсутствии у Волжского межрегионального природоохранного прокурора полномочий на оспаривание Временного порядка, являющегося нормативным правовым актом в сфере лесных отношений, со ссылкой на то, что лесное законодательство не относится к законодательству об охране окружающей среды и природопользовании, надзор за исполнением которого осуществляет Волжский межрегиональный природоохранный прокурор, то он также основан на неправильном толковании действующего законодательства.

Анализ Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статей 1, 5 Лесного кодекса РФ свидетельствует о том, что лес является частью экологической системы, а государственный экологический надзор включает в себя государственный лесной надзор.

Находя решение суда законным и обоснованным и не усматривая оснований к его отмене по доводам кассационной жалобы, руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Ивановского областного суда от 22 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу правительства Ивановской области - без удовлетворения.

Статьи законов по Делу № 7-Г12-1

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх