Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 70-АПГ12-1

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 4 апреля 2012 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, апелляция
Категория Административные дела
Докладчик Горчакова Елена Викторовна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №70-АПГ12-1

от 4 апреля 2012 года

 

судей Горчаковой Е.В. и Борисовой Л.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Яндимировой М.П. на решение суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 февраля 2012 г., которым отказано в удовлетворении её заявления о признании незаконным решения окружной избирательной комиссии Губкинского одномандатного избирательного круга № 10 от 13 января 2012 г. № 6/12 «Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа пятого созыва по Губкинскому одномандатному избирательному округу № 10 Яндимировой Марии Павловны, выдвинутой избирательным объединением «Региональное отделение Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» в Ямало-Ненецком автономном округе».

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., возражения на апелляционную жалобу представителя окружной избирательной комиссии Губкинского одномандатного избирательного круга № 10 по доверенности Хозяинова В.Б., представителя Центральной избирательной комиссии Российской федерации по доверенности Воронина Д.Ю., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я.,

полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

постановлением Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа от 7 декабря 2011 г. № 25/168-5 на 4 марта 2012 г. назначены дополнительные выборы депутата Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа пятого созыва по Губкинскому одномандатному избирательному округу № 10.

Яндимирова М.П. обратилась в окружную избирательную комиссию с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа пятого созыва по Губкинскому одномандатному избирательному округу № 10, выдвинутым избирательным объединением «Региональное отделение Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» в Ямало-Ненецком автономном округе».

Решением окружной избирательной комиссии Губкинского одномандатного избирательного круга № 10 от 13 января 2012 г. № 6/12 Яндимировой М.П. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа пятого созыва по Губкинскому одномандатному избирательному округу № 10.

Яндимирова М.П., ссылаясь на нарушение данным решением её пассивного избирательного права, обратилась в суд с заявлением о признании его незаконным.

По мнению заявителя, приём документов, уведомляющих избирательную комиссию о её выдвижении кандидатом, свидетельствует об отсутствии замечаний со стороны комиссии к представленным документам.

Полагает, что отсутствие постановления региональной избирательной комиссии о заверении списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа не является основанием для отказа в регистрации кандидатом.

Представители окружной избирательной комиссии заявленные требования не признали, пояснив, что оспариваемое решение принято с соблюдением требований избирательного законодательства.

Решением суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 февраля 2012 г. отказано в удовлетворении заявления Яндимировой М.П.

Яндимирова М.П. в апелляционной жалобе просит решение отменить, как незаконное и необоснованное, в суд апелляционной инстанции не явилась, направив заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для её удовлетворения.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для отмены решения избирательной комиссии об отказе Яндимировой М.П. в регистрации кандидатом, правильно признав доказанным факт представления документов с нарушением требований Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, а также регионального избирательного закона.

Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ) решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 указанного Федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 38 названного Федерального закона регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 данного Закона, иных предусмотренных Законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 данной статьи), либо при наличии решения политической партии.

Согласно подпункту «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с названным Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.

В силу пункта 9 статьи 59 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ законом может быть предусмотрено, что кандидат, избирательное объединение одновременно с представлением документов для регистрации представляют первый финансовый отчёт.

Частью 10 статьи 53 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 июня 2009 г. № 51 -ЗАО «О выборах депутатов Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа» (далее - Закон ЯНАО от 19 июня 2009 г. № 51 -ЗАО) установлено, что кандидат, избирательное объединение обязаны представить в соответствующую комиссию два финансовых отчёта о размере своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведённых

за счёт средств своего избирательного фонда. Первый финансовый отчет представляется одновременно с документами для регистрации кандидата, списка кандидатов вместе с документами, подтверждающими учёт поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, отчёт о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата, а также представляется банковская справка об остатке средств фонда на дату составления (подписания) отчета кандидатом.

Судом установлено, что Яндимировой М.П. для регистрации её кандидатом в депутаты в избирательную комиссию был сдан первый финансовый отчёт без приложения документов, предусмотренных частью 10 статьи 53 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 июня 2009 г. №51-ЗАО, в связи с чем избирательная комиссия исходила из того, что первый финансовый отчёт кандидатом не представлен.

При таких данных следует признать правильным вывод суда об отсутствии оснований для отмены решения избирательной комиссии об отказе в регистрации Яндимировой М.П. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа пятого созыва по Губкинскому одномандатному избирательному округу № 10, в связи с отсутствием среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, первого финансового отчёта.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 32 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с данным Федеральным законом, иным законом.

Согласно пункту 1 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов. В одномандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата.

Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено выдвижение избирательным объединением кандидатов по одномандатным избирательным округам списком, в котором определяется, по какому одномандатному избирательному округу выдвигается каждый кандидат. В этом случае законом субъекта Российской Федерации также может быть предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным избирательным округам организующей выборы избирательной комиссией (пункт 1.1 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ).

В случае выдвижения избирательным объединением кандидатов по одномандатным избирательным округам списком и необходимости в соответствии с законом субъекта Российской Федерации его заверения организующей выборы избирательной комиссией уполномоченный представитель избирательного объединения представляет в организующую

выборы избирательную комиссию предусмотренный пунктом 14.1 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ пакет документов.

Организующая выборы избирательная комиссия в течение трех дней со дня приема документов, указанных в пункте 14.1 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, обязана принять решение о заверении списка кандидатов по одномандатным избирательным округам либо об отказе в его заверении, который должен быть мотивирован (пункт 14.2 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ).

Пунктом 14.3 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ установлено, что решение о заверении списка с копиями заверенного списка (заверенными выписками из списка) направляются организующей выборы избирательной комиссией в соответствующие окружные избирательные комиссии. Кандидаты, включённые в заверенный список кандидатов по одномандатным избирательным округам, представляют в соответствии с пунктом 5 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ в окружные избирательные комиссии документы, указанные в пунктах 2 и 3 статьи 33 названного Федерального закона.

Аналогичные положения содержатся в статье 31 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 июня 2009 г. №51-ЗАО, предусматривающей в том числе, что выдвижение кандидатов по одномандатным избирательным округам избирательными объединениями осуществляется списком в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях», который заверяется соответствующей избирательной комиссией.

В процессе рассмотрения дела судом установлено, что уполномоченным представителем избирательного объединения «Региональное отделение Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» в Ямало-Ненецком автономном округе не были представлены в Избирательную комиссию Ямало-Ненецкого автономного округа документы необходимые для заверения списка кандидатов, в связи с чем у избирательной комиссии не было оснований для принятия решения о заверении списка кандидатов по одномандатным избирательным округам либо об отказе в его заверении, а следовательно, и для регистрации Яндимировой М.П. в качестве кандидата. Указанные обстоятельства не оспаривались лицами, участвующими в деле.

При таких обстоятельствах является обоснованным вывод суда о нарушении порядка выдвижения Яндимировой М.П. в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа пятого созыва по Губкинскому одномандатному избирательному округу № 10, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» в Ямало-Ненецком автономном округе», в связи с чем

правомерно отказано в удовлетворении заявленных Яндимировой М.П. требований.

Ссылка Яндимировой М.П. на то, что, установив отсутствие приложения к первому финансовому отчёту и заверенного списка, избирательная комиссия в силу положений пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ должна была известить её об этом, проверялась судом и правильно признана им несостоятельной.

Как верно отмечено судом, данная норма федерального закона применяется в случаях выявления недостатков в оформлении представленных для регистрации документов, а не в случае непредставления таких документов.

Принимая во внимание изложенное, Судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, принятым с соблюдением норм материального и процессуального права.

Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые в соответствии со статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы являться основанием для отмены решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение суда Ямалс [скрыто] ДНенецкого автономного округа от 15 февраля

2012 г. оставить без измек М.П. - без удовлетворение

шия, апелляционную жалобу Яндимировой

Председательствующий

Статьи законов по Делу № 70-АПГ12-1

ГПК РФ Статья 327. Порядок рассмотрения дела судом апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 328. Полномочия суда апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 330. Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке

Производство по делу

Загрузка
Наверх