Типовые договорыТиповые договоры



Активные юристыАктивные юристы

Телефон: +7 905 942-69-48
Телефон: 9060684949
не в сети
Фото юриста
Лакоткина Юлия Анатольевна
г. Ужур Красноярский край ( СИБИРЬ)
ответов за неделю: 11
Телефон: 8 923 308 00 82


Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 71-Г08-9

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 21 мая 2008 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Ерёменко Татьяна Ивановна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

верховный суд российской федерации

Дело №71-Г08-9

21 мая 2008 года

г. Москва

председательствующего Т.И. Еременко

судей В.П. Меркулова и Л.А. Калининой

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Антоненко Вадима Ивановича и Ладутько Людвига Геннадьевича о признании недействующим и не подлежащим применению с момента принятия Закона Калининградской области от 2 ноября 2007 года № 182 «Об организации местного самоуправления на территории Светлогорского городского округа» по кассационной жалобе Антоненко В.И. на решение Калининградского областного суда от 03 марта 2008 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Еременко, объяснения Ладутько Л.Г., поддержавшего кассационную жалобу, объяснения представителя по доверенности Правительства Калининградской области Сухорученко Е.А., представителя по доверенности Калининградской областной Думы Кузнецова А.В., просивших в удовлетворении кассационной жалобы отказать, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение по существу оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Калининградской областной думой четвертого созыва 25 октября 2007 года принят закон № 182 «Об организации местного самоуправления на территории Светлогорского городского округа», который 02 ноября 2007 года подписан губернатором Калининградской области и официально опубликован в издании «Калининградская правда» от 07 ноября 2007 года.

Антоненко В. И. и Ладутько Л.Г., являющиеся жителями города Светлогорска, обратились в Калининградский областной суд с заявлением о признании названного закона противоречащим федеральному законодательству и недействующим, в обоснование своих требований ссылаясь на то, что оспариваемый закон принят в нарушение ст. 12 Конституции Российской Федерации и раздела 4 Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 15 октября 1999 года № 1370, а также ч. 2 ст. 59, ст. 62 Устава Калининградской области и установленного законодательством Калининградской области порядка подготовки и принятия законов Калининградской области, ст.ст. 1, 3, 11, 13, 23, 34, 35, 36, 40 Федерального закона от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 131-ФЗ, поскольку сельские населенные пункты Лесное, Маяк, Марийское, Молодогвардейское не наделены статусом муниципального образования, чем нарушены права проживающих в этих населенных пунктах граждан.

Оспариваемым Законом нарушено право заявителей на местное самоуправление, поскольку существовавшее муниципальное образование «Светлогорский городской округ», не имевшее соответствующего статуса, преобразовано в Светлогорский муниципальный район с образованием в его составе городских поселений без учета мнения населения, по истечении установленного п. 1 ч. 1 ст. 85 Федерального закона № 131-ФЗ пресекательного срока.

Не соответствует требованиям ст.ст. 2, 11 Федерального закона № 131-ФЗ наделение статусом городского поселения вновь образованных муниципальных образований «Поселок Донское» и «Поселок Приморье», не имеющих развитой транспортной, социальной и иной инфраструктуры.

Допущенная при принятии оспариваемого Закона ошибка в написании названия поселка («Приморск» вместо «Приморье») не исправлена в надлежащем порядке путем внесения соответствующих изменений в Закон области № 182.

Кроме того, федеральное законодательство не предусматривает право органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать численность, срок полномочий, дату выборов и порядок формирования органов местного самоуправления муниципальных образований, образованных путем преобразования.

В судебном заседании Антоненко В.И. и Ладутько Л.Г. заявленные требования поддержали.

Губернатор Калининградской области и Калининградская областная дума просили суд в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решением Калининградского областного суда от 03 марта 2008 г. заявленные суду требования удовлетворены частично.

Признан недействующим и не подлежащим применению со дня его принятия Закон Калининградской области от 2 ноября 2007 года № 182 «Об организации местного самоуправления на территории Светлогорского городского округа» в части указания в статье 7 следующих формулировок:

в части 1 - «а также главы муниципального района»;

в части 2 - «а также главы муниципального района»;

в части 3 - в части, допускающей, что глава муниципального района «Светлогорский городской округ» возглавляет представительный орган соответствующего муниципального образования.

В удовлетворении требований в остальной части отказано.

В кассационной жалобе Антоненко В.И. просит указанное решение суда отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований ввиду неправильного применения судом норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене обжалуемого решения суда.

Законом Калининградской области от 2 ноября 2007 года № 182 «Об организации местного самоуправления на территории Светлогорского городского округа» муниципальное образование «Светлогорский городской округ» наделено статусом муниципального района и на его территории образованы муниципальные образования «Город Светлогорск», «Поселок Донское», «Поселок Приморье» и вновь образованные муниципальные образования «Город Светлогорск», «Поселок Донское», «Поселок Приморье», которые наделены статусом городских поселений, входящих в состав Светлогорского муниципального района (ст. 1), а также установлены границы Светлогорского муниципального района и вновь образованных городских поселений «Город Светлогорск», «Поселок Донское», «Поселок Приморье» (ст. 2), определены численность, срок полномочий, дата, порядок назначения и проведения выборов в представительные органы вновь образованных муниципальных образований (ст.ст. 3-6). Установлены срок полномочий, порядок избрания глав вновь образованных муниципальных образований и главы муниципального района, статус глав муниципальных образований в структуре органов местного самоуправления (ст. 7).

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правильно исходил из того, что согласно п.п.1 п. 1 ст. 85 Федерального закона № 131-ФЗ от 6.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 1 января 2005 года устанавливают в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона границы муниципальных образований и наделяют соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района.

Как усматривается из материалов дела, на момент вступления в силу главы 12 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Светлогорский городской округ являлся муниципальным образованием в соответствии с действовавшим до 1 января 2006 года Законом Калининградской области № 31 от 18 января 1996 года «Об основах местного самоуправления в Калининградской области», его границы были утверждены постановлением Калининградской областной Думы от 10 июля 1999 года № 30 «Об утверждении границы муниципального образования «Светлогорский городской округ», структура и порядок избрания органов местного самоуправления были определены Уставом муниципального образования «Светлогорский городской округ» 1996 года, а после признания его утратившим силу решением Совета депутатов Светлогорского городского округа от 18 августа 2005 года № 88 - Уставом 2005 года. Кроме того, решениями Совета депутатов МО «Светлогорский городской округ» ежегодно утверждались бюджеты муниципального образования, имелась муниципальная собственность.

Абзацами 1-3 части 3 статьи 84 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что изменение границ и преобразование муниципальных образований, существующих на день вступления в силу настоящей главы, в период со дня вступления настоящей главы до 1 января 2006 года допускаются исключительно в порядке и по основаниям, установленным настоящей статьей и статьей 85 настоящего Федерального закона. Изменение границ и преобразование муниципальных образований, существующих на день вступления в силу настоящей главы, производятся с соблюдением требований соответственно статей 12 и 13 настоящего Федерального закона. При этом в отношении городских и сельских поселений, являющихся муниципальными образованиями на день вступления в силу настоящей главы, требования пунктов 6, 7 и 10 статьи 11 настоящего Федерального закона не применяются.

Наделение законом субъекта Российской Федерации городских населенных пунктов, расположенных в границах района, являющегося муниципальным образованием на день вступления в силу настоящей главы, статусом городских, сельских поселений в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 85 настоящего Федерального закона не является изменением границ, преобразованием указанного района.

Оспариваемый Закон области не предусматривает объединения ранее существовавшего муниципального образования «Светлогорский городской округ» с другим муниципальным образованием, его разделения, а также изменения его статуса в связи с наделением статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа, в связи с чем не требовалось получения согласия населения.

Как следует из материалов дела, не произведено оспариваемым Законом области и изменения границ Светлогорского муниципального района, поскольку его границы утверждены в границах муниципального образования «Светлогорский городской округ», существовавших до принятия указанного областного Закона с включением в границы территории муниципального района всех расположенных на его территории населенных пунктов.

Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о том, что права и законные интересы заявителей, в том числе на осуществление местного самоуправления, не нарушены.

Предметом судебной проверки была также ссылка заявителей на неверное указание в тексте подписанного губернатором области и опубликованного в газете «Калининградская правда» от 7 ноября 2007 года Закона наименования поселка - «Приморск» вместо «Приморье». Судом установлено, что допущенная в тексте ошибка исправлена с опубликованием соответствующего уточнения в газете «Калининградская правда» от 8 ноября 2007 года.

Также судом проверялась правомерность наделения вновь образованных муниципальных образований «Поселок Донское» и «Поселок Приморье» статусом городских поселений, с учетом социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления этих поселений вопросов местного значения. Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что критерии, предусмотренные для городских поселений статьями 2 и 11 Федерального закона № 131-ФЗ, оспариваемым Законом не нарушены.

Также с учетом положений пункта 2 ч. 1 ст. 85 Федерального закона № 131-ФЗ следует согласиться с выводами суда о том, что органы государственной власти Калининградской области не нарушили предоставленную им компетенцию, наделив соответствующим статусом вновь образованные муниципальные образования (городские поселения «Город Светлогорск», «Поселок Приморье», «Поселок Донское») и установив их границы, правомерно определили оспариваемым Законом численность, срок полномочий и дату выборов в представительные органы вновь образованных муниципальных образований (ст.ст. 3-5), а также срок полномочий, порядок избрания и полномочия глав вновь образованных муниципальных образований (ст. 7).

При данных обстоятельствах дела, оснований не согласиться с обжалуемым судебным постановлением не имеется.

В кассационной жалобе в основном содержаться доводы о том, что суд не учел все обстоятельства, на которые ссылались заявители и к переоценке обстоятельств дела, установленных в суде, которым дана надлежащая оценка и к несогласию с выводами суда, что не может повлечь отмену обжалуемого судебного постановления.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

Решение Калининградского областного суда от 03 марта 2008 г. - оставить без изменения, а кассационную жалобу Антоненко В.И. - без удовлетворения.

Статьи законов по Делу № 71-Г08-9

Статья 12. В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах
ГПК РФ Статья 361. Утратила силу

Производство по делу

Загрузка
Наверх