Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 72-АПГ15-5

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 1 июля 2015 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция
Категория Гражданские дела
Докладчик Александров Валентин Николаевич
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № 72-АПГ15-5

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Москва 1 июля 2015 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующегоАлександрова В.Н.,
судейБорисовой Л.В., Никифорова СБ.
при секретареЦарёвой Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителя прокурора Забайкальского края о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента принятия приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 16 декабря 2014 г. № 633 «Об утверждении предельных (максимальных) уровней тарифов на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Забайкальского края в пределах Забайкальской железной дороги» по апелляционной жалобе Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края на решение Забайкальского краевого суда от 19 февраля 2015 г., которым заявленное требование удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края Ванниковой М.Б., представителя открытого акционерного общества «Забайкальская пригородная пассажирская компания» Жеребцова В.А, представителей филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Забайкальская железная дорога Бородина Е.Г., Ведерниковой НА., Гаязитдиновой В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

заместитель прокурора Забайкальского края обратился в Забайкальский краевой суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента принятия приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее - региональная служба по тарифам) от 16 декабря 2014 г. № 633 «Об утверждении предельных (максимальных) уровней тарифов на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Забайкальского края в пределах Забайкальской железной дороги» (далее - приказ от 16 декабря 2014 г.

№ 633).

Решением Забайкальского краевого суда от 19 февраля 2015 г.

заявленное требование удовлетворено.

Не согласившись с решением суда, региональная служба по тарифам обратилась в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, регулирующих данные правоотношения, нарушение норм процессуального права, и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В возражениях открытое акционерное общество «Забайкальская пригородная пассажирская компания» (далее - перевозчик, ОАО «ЗППК») и открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее - ОАО «Российские железные дороги») не соглашаются с доводами апелляционной жалобы и просят оставить решение суда без изменения, как законное, обоснованное, вынесенное при правильном применении норм материального и процессуального права и с учётом фактических обстоятельств дела.

В судебное заседание не явился заместитель прокурора Забайкальского края, извещённый надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений и отзывов на неё, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.

Приказом региональной службы по тарифам от 16 декабря 2014 г.

№ 633 утверждены предельные (максимальные) уровни тарифов на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Забайкальского края в пределах Забайкальской железной дороги (далее - приказ от 16 декабря 2014 г. № 633) в размере 90 руб./10 пасс.-км согласно приложению.

Данный приказ является нормативным правовым актом, опубликованным в официальном печатном издании - газета «Азия Экспресс»», 2014 г., 18 декабря, № 50.

По мнению заместителя прокурора, оспариваемым приказом определён предельный максимальный уровень тарифа, который таковым фактически не является, а представляет минимальную величину ценовых ставок, то есть минимальный тариф. В связи с этим при существующем правовом регулировании у перевозчика отсутствуют какие-либо правовые основания для снижения установленного тарифа. Положения приказа региональной службы по тарифам ограничивают сферу безубыточной деятельности перевозчика по осуществлению доступных перевозок, а также права граждан как потребителей, поскольку железнодорожные перевозки становятся недоступными для населения.

Удовлетворяя заявленное требование, суд исходил из того, что установленный оспариваемым приказом максимальный уровень тарифа не является экономически обоснованным, так как при его установлении регулирующим органом не был учтён показатель рентабельности деятельности перевозчика, и что оспариваемый нормативный правовой акт принят без учёта положений, предусматривающих государственную поддержку перевозчиков, выполняющих социально значимые перевозки железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.

Выводы суда являются мотивированными, основаны на анализе подлежащего применению по данному делу законодательства и имеющихся в материалах дела доказательствах, поэтому оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Согласно положениям подпунктов 12 и 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение), установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществления контроля за их применением.

Правовые, организационные и экономические условия функционирования железнодорожного транспорта общего пользования, основы взаимодействия организаций железнодорожного транспорта и выполняющих работы (услуги) на железнодорожном транспорте индивидуальных предпринимателей с органами власти и организациями других видов транспорта, а также основы государственного регулирования в области железнодорожного транспорта общего пользования установлены Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее - Закон о железнодорожном транспорте).

В соответствии со статьёй 4 Закона о железнодорожном транспорте в целях обеспечения баланса интересов государства, пользователей услугами железнодорожного транспорта и организаций железнодорожного транспорта общего пользования в области железнодорожного транспорта общего пользования осуществляется государственное регулирование.

Государственное регулирование в области железнодорожного транспорта осуществляется, в том числе в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях и антимонопольным законодательством.

Согласно пункту 3 статьи 5 Федерального закона от 17 августа 1995 г.

№ 147-ФЗ «О естественных монополиях» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют государственное регулирование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Частью 3 статьи 6 указанного закона предусмотрено, что перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 г. № 643 «О государственном регулировании тарифов сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок» утверждено Положением о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок (далее - Положение о государственном регулировании тарифов), согласно пунктам 3, 6 которого государственное регулирование тарифов, сборов и платы осуществляют органы регулирования, а именно Федеральная служба по тарифам и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 8 Положения о государственном регулировании тарифов органы регулирования в пределах их компетенции устанавливают правила применения тарифов, сборов и платы, порядок опубликования и введения в действие установленных тарифов, сборов и платы и правил их применения, а также внесенных в них изменений, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.

Пунктом 10.2.25 Положения о Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, утверждённого постановлением Правительства Забайкальского края от 24 апреля 2014 года № 229, установлено, что Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края самостоятельно принимает нормативные правовые акты об установлении тарифов на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в порядке, предусмотренном нормативным правовым актом Российской Федерации.

Таким образом, оспариваемый приказ издан региональной службой по тарифам в пределах полномочий и с соблюдением установленного порядка.

Судебная коллегия полагает, что утверждённые региональной службой по тарифам предельные уровни тарифов являются не соответствующими действующему федеральному законодательству.

Пунктом 13 Положения о государственном регулировании тарифов, а также пунктом 9 Методики расчёта экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, утверждённой Приказом Федеральной службы по тарифам от 28 сентября 2010 г. № 235-т/1 (далее - Методика расчёта), основным методом государственного регулирования тарифов, сборов и платы является метод экономически обоснованных затрат.

Из представленного в материалы дела заключения по расчёту тарифов на услуги перевозки на 2015 год следует, что основным методом, выбранным для экспертизы, является метод экономической обоснованности затрат.

В расчёте использованы плановые (прогнозные) показатели движения пригородных поездов на 2015-2017 годы.

Согласно пункту 5 Методики расчёта органом регулирования в при расчёте экономически обоснованных затрат были учтены затраты перевозчика, в том числе по договорам аренды подвижного состава, заключенным с ОАО «Российские железные дороги», по управлению и эксплуатации подвижного состава, на оказание услуг по использованию инфраструктуры, на оплату труда, отчисления на социальные нужды, затраты на материалы, амортизацию, аренду помещений, прочие затраты, включающие в себя и общехозяйственные расходы.

По результатам проведённой экспертизы установлен максимальный тариф на перевозку пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в размере 89,65 руб./10 пасс.-км, округлённом до 90 руб./пасс.-км.

В соответствии с пунктом 17 Положения о государственном регулировании тарифов предусмотрено, что органами регулирования может устанавливаться предельный уровень тарифов, сборов и платы в виде максимальных (минимальных) величин ценовых ставок тарифов, сборов и платы. При этом указано, что именно минимальная величина регулируемых тарифов, сборов, платы должна обеспечивать возможность возмещения экономически обоснованных расходов субъектов регулирования в части, зависящей от объёмов выполнения работ (оказания услуг). При отсутствии такого возмещения, деятельность перевозчика будет являться убыточной, что противоречит общим принципам пассажирских перевозок.

Вместе с тем установленный уровень тарифа покрывает только затраты перевозчика.

В нарушение части 1 статьи 8 Закона о железнодорожном транспорте при определении указанного тарифа не был учтён уровень рентабельности деятельности ОАО «ЗППК».

Кроме того, органом регулирования при установлении оспариваемого тарифа не были учтены положения федерального и регионального законодательства, предусматривающие государственную поддержку перевозчиков, выполняющих социально значимые перевозки железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.

В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», Концепцией развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерацией от 19 мая 2014 г. № 587р, Законом Забайкальского края от 18 декабря 2009 г.

№ 312-ЗЗК «Об организации транспортного обслуживания населения на маршрутах пригородного и межмуниципального сообщения на территории Забайкальского края», Порядком предоставления субсидий юридическим лицам, выполняющим социально значимые перевозки железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, утверждённым постановлением Правительства Забайкальского края от 18 апреля 2014 года №214, предусмотрена компенсация потерь в доходах перевозчика. Юридическим лицам, выполняющим социально значимые перевозки, в том числе железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, размер субсидий определяется Министерством территориального развития Забайкальского края как разница между установленными Региональной службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края экономически обоснованными тарифами и тарифами для населения, умноженная на количество проданных перевозчиком билетов при осуществлении социально значимых перевозок за отчётный период.

В нарушение требований указанных нормативных правовых актов оспариваемым приказом компенсация потерь в доходах путём установления тарифа для населения не предусмотрена, что фактически свидетельствует о возложении бремени по компенсации потерь доходов перевозчика на физических лиц, пользующихся услугами пригородных железнодорожных перевозок.

Данное правовое регулирование приводит к нарушению баланса интересов в области железнодорожного транспорта общего пользования и прекращению в целом оказания населению услуги по перевозке железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, что является недопустимым и не соответствует целям государственного регулирования тарифов в рассматриваемой сфере и нарушающим права граждан.

Доводы апелляционной жалобы Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права.

С учётом изложенного и руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Забайкальского краевого суда от 19 февраля 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края- без щовлетворения.

Статьи законов по Делу № 72-АПГ15-5

Производство по делу

Загрузка
Наверх