Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 72-Г10-5

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 9 июня 2010 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Ксенофонтова Ольга Алексеевна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №72-Г10-5

от 9 июня 2010 года

 

председательствующего Пирожкова В.Н.,

при секретаре Аверине A.B. рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Шолоховой [скрыто]. на решение Забайкальского краевого суда от 24 марта

2010 года, которым отказано в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Шолоховой H.A. о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей части 1 статьи 2 закона Забайкальского края от 24 июня 2009 года № 195-ЗЗК «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Забайкальского края».

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой O.A., объяснения представителя Законодательного Собрания Забайкальского края Денисюк К. А., представителей губернатора Забайкальского края Лобач О.П. и Протасовой Е.В., возражавших против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

24 июня 2009 года Законодательным Собранием Забайкальского края принят, 1 июля 2009 года губернатором Забайкальского края подписан закон Забайкальского края № 195-ЗЗК «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Забайкальского края».

Частью 1 статьи 2 названного закона предусмотрено, что пункты приема и отгрузки древесины подлежат обязательной постановке на учет

исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, уполномоченным Правительством Забайкальского края. Порядок постановки на учет пунктов приема и отгрузки древесины утверждается уполномоченным органом исполнительной власти.

Индивидуальный предприниматель Шолохова H.A. обратилась в Забайкальский краевой суд с заявлением о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей части 1 статьи 2 закона Забайкальского края № 195-ЗЗК, полагая, что ею регулируются гражданские правоотношения, что выходит за пределы компетенции законодателя субъекта Российской Федерации.

Представители Законодательного Собрания Забайкальского края и губернатора Забайкальского края против удовлетворения заявления Шолоховой H.A. возражали, пояснив, что упорядочение деятельности пунктов приема и отгрузки древесины в Забайкальском крае при продолжающихся длительное время незаконных масштабных вырубках леса является реализацией публично-административных полномочий субъекта Российской Федерации по охране окружающей среды и контролю за обращением древесины на своей территории. Постановка на учет пунктов приема и отгрузки древесины исполнительным органом государственной власти Забайкальского края не влечет возникновения, изменения или прекращения гражданских прав и обязанностей хозяйствующих субъектов.

Решением Забайкальского краевого суда от 24 марта 2010 года в удовлетворении заявления Шолоховой H.A. отказано.

В кассационной жалобе Шолоховой H.A. ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации не находит оснований к отмене решения суда.

Судом установлено, что Шолохова H.A. является индивидуальным предпринимателем, осуществляющим отгрузку леса круглого в Китайскую Народную Республику, владеет на праве субаренды и пользуется железнодорожным подъездным путем протяженностью [скрыто] м и земельным

участком площадью [скрыто] кв.м по адресу

Названный пункт приема и отгрузки древесины поставлен на учет в Министерстве промышленности и энергетики Забайкальского края 15 февраля 2010 года.

В соответствии с пунктами «б», «в», «д» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности и правопорядка, вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, лесное законодательство и законодательство об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству (статья 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно подпунктам 56 и 60 пункта 2 статьи 26.3. Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, относится осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности и нормативно-правовое регулирование отдельных вопросов в области лесных отношений.

По вопросам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты, в том числе региональные программы субъектов Российской Федерации, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право (п.3.1. статьи 26.3. Федерального закона № 184-ФЗ).

Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия по организации использования, охране, защите и воспроизводству лесов, обеспечению их охраны, защиты и воспроизводства, осуществлению государственного лесного контроля и надзора (статья 83 Лесного кодекса РФ).

Согласно статье 6 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среде» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относится осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории субъекта Российской Федерации.

Из преамбулы закона Забайкальского края № 195-ЗЗК следует, что он принят в целях осуществления контроля в области охраны окружающей среды и природопользования, предотвращения незаконного лесопользования.

Разрешая требования Шолоховой H.A., суд установил, что поводом к принятию оспариваемого закона послужили многочисленные факты незаконных масштабных вырубок леса в Забайкальском крае, причиняющих существенный вред окружающей среде. Закон является составной частью принимаемых на федеральном и региональном уровнях комплексных мер по сохранению лесов от уничтожения, по их эффективному использованию, обеспечению экологической безопасности и охраны лесов, недопущению нарушений установленного порядка лесопользования и других действий, причиняющих вред лесному фонду. Предусмотренные им правила приема,

хранения, транспортировки и отчуждения древесины на действующих в Забайкальском крае пунктах приема и отгрузки древесины позволяют осуществлять контроль за древесными ресурсами и пресекать их теневой оборот.

Учитывая наличие у субъектов Российской Федерации полномочий по осуществлению государственного контроля в области охраны окружающей среды, принятие оспариваемого закона в целях осуществления такового контроля, Судебная коллегия находит вывод суда об отказе в удовлетворении требований Шолоховой H.A. правильным и не усматривает оснований к отмене решения суда.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд обоснованно исходил из того, что оспариваемым законом не регулируются гражданские отношения, в данном случае предметом правового регулирования являются публично-административные отношения, в основе которых лежит государственный контроль, осуществляемый субъектом Российской Федерации в области охраны лесов.

Таким образом, правильным является вывод суда о том, что оспариваемым законом не нарушаются нормы гражданского законодательства, в частности нормы статьи 131 Гражданского кодекса РФ.

То обстоятельство, что Шолохова H.A. была привлечена к административной ответственности за непостановку на учет пункта приема и отгрузки древесины, обоснованно признано судом не свидетельствующим о незаконности оспариваемой нормы закона Забайкальского края № 195-ЗЗК «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Забайкальского края».

Довод кассационной жалобы Шолоховой H.A. о наложении оспариваемой нормой дополнительной обязанности на участников хозяйственных отношений не может явиться основанием к отмене решения суда в силу того, что оспариваемая норма таковой обязанности не возлагает.

Не усматривая оснований к отмене решения суда, руководствуясь статьями 360 и 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

Решение Забайкальского краевого [скрыто] шщ от 24 марта 2010 года оставить без изменения, а кассационную ж^ю^^Ш^^^^^1^^^5^ удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Статьи законов по Делу № 72-Г10-5

Статья 72. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
Статья 76. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные
ГК РФ Статья 131. Государственная регистрация недвижимости

Производство по делу

Загрузка
Наверх