Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 73-АПГ13-11

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 23 августа 2013 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, апелляция
Категория Административные дела
Докладчик Анишина Вера Ивановна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № 73-АПГ13-11

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Москва 23 августа 2013 г.

 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Анишиной В.И. и Борисовой Л.В.
при секретаре Паршиной М.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Елизова И Е об отмене решения окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 4 от 22 июля 2013 г. № 11 «О регистрации кандидата в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 4 Будаевой С Д -Д » по апелляционной жалобе Елизова И.Е. на решение Верховного Суда Республики Бурятия от 8 августа 2013 г., которым его заявление оставлено без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

постановлением внеочередной сессии Народного Хурала Республики Бурятия от 6 июня 2013 г. выборы депутатов Народного Хурала Республики Бурятия пятого созыва назначены на 8 сентября 2013 г. Решением окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 4 от 22 июля 2013 г. № 11 Будаева С.Д.-Д., выдвинутая Бурятским региональным отделением Всероссийской политической партии «Единая Россия», зарегистрирована кандидатом в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 4.

Зарегистрированный кандидат в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия пятого созыва по тому же округу Елизов И.Е. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене указанного решения избирательной комиссии, ссылаясь на то, что в нарушение требований пункта 2 статьи 22 Закона Республики Бурятия от 6 января 2004 г. № 603-III «О выборах депутатов Народного Хурала Республики Бурятия» к заявлению Будаевой С.Д.-Д. о согласии баллотироваться по соответствующему одномандатному избирательному округу не была приложена надлежаще заверенная копия протокола решения конференции избирательного объединения регионального отделения Политической партии «Единая Россия» о выдвижении кандидата. Данное обстоятельство в силу подпункта «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» является основанием для отказа в регистрации кандидата. Между тем, Будаева С.Д.-Д. зарегистрирована кандидатом в депутаты Народного Хурала.

Решением Верховного Суда Республики Бурятия от 8 августа 2013 г. в удовлетворении заявления Елизова И.Е. отказано.

В апелляционной жалобе Елизов И.Е. просит решение отменить, принять по делу новое решение.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.

Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что избирательная комиссия приняла это решение с нарушением требований законов, в частности, положений подпункта «в» пункта 24 статьи 38 указанного Федерального закона, в силу которого основаниями отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с данным Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.

Суд при рассмотрении дела установил, что нарушений по порядку и перечню документов, предоставленных для регистрации кандидата Будаевой С.Д.-Д., допущено не было.

') В соответствии с пунктом 1.1 статьи 35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» » законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено выдвижение избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком, в котором определяется, по какому одномандатному (многомандатному) избирательному округу выдвигается каждый кандидат (далее - список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам). В этом случае законом субъекта Российской Федерации также может быть предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам организующей выборы избирательной комиссией.

Пунктом 14.1 статьи 35 этого же Федерального закона установлено, что в случае выдвижения избирательным объединением кандидатов по одномандатным избирательным округам списком и необходимости в соответствии с законом субъекта Российской Федерации его заверения организующей выборы избирательной комиссией уполномоченный представитель избирательного объединения представляет в организующую выборы избирательную комиссию документы, предусмотренные указанным пунктом, в том числе решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения его регионального или местного отделения о выдвижении кандидатов по одномандатным избирательным округам списком Согласно пункту 14.5 статьи 35 указанного Федерального закона при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, помимо документов, указанных в пунктах 2 и 3 (при проведении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации по одномандатным (многомандатным) избирательным округам - также в пункте 3 1) статьи 33 названного Федерального закона, кандидаты представляют в соответствии с пунктом 5 статьи 33 данного Федерального закона в окружные избирательные комиссии среди прочих документов, в том числе решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», соответствующего органа политической партии, ее оегионального отделения или иного структурного 3 подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному избирательному округу.

Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением Избирательной комиссии Республики Бурятия от 10 июля 2013 года № 81/1108-5 заверен список кандидатов в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия пятого созыва, выдвинутых Бурятским региональным отделением Всероссийской политической партии «Единая Россия» по одномандатным избирательным округам. Согласно данному списку кандидатом в депутаты Народного Хурала пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 4 от указанной партии выдвинута Будаева С.Д.-Д. 12 июля 2013 г. Будаева С.Д.-Д. обратилась в окружную избирательную комиссию с заявлением о даче согласия выдвинувшему её избирательному объединению баллотироваться кандидатом в депутаты, представив необходимые документы для регистрации, в качестве кандидата в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия пятого созыва, о чем ей было выдано подтверждение. При этом в указанное подтверждение не были внесены сведения о представлении кандидатом копии протокола решения избирательного объединения о его выдвижении.

Разрешая настоящее дело, суд, проанализировав положения статей 1, 33, пунктов 14.1 и 14.5 статьи 35, пунктов 1 и 16.2 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пришел к правильному выводу о том, что обязанность предоставления кандидатом в избирательные комиссии решения политической партии о выдвижении кандидатов по соответствующему одномандатному избирательному округу установлена только в случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным избирательным округам организующей выборы избирательной комиссией.

При этом является верным суждение суда о том, что по правилам пункта 6 статьи 1 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» положения пункта 2 статьи 22, подпункта 5 пункта 12 и пункта 15 статьи 24 Закона Республики Бурятия от 6 января 2004 г. № 603-III «О выборах депутатов Народного Хурала Республики Бурятия», предусматривающие обязанность кандидата, выдвинутого избирательным объединением, представлять вместе с заявлением о согласии баллотироваться по соответствующему одномандатному избирательному округу, надлежаще заверенную копию протокола решения съезда (конференции, общего собрания) избирательного объединения о выдвижении кандидата, при разрешении настоящего дела не подлежали применению.

Кроме того, в процессе рассмотрения дела судом установлено, что протокол решения избирательного объединения был представлен кандидатом 4 Будаевой С.Д.-Д., однако, по вине избирательной комиссии факт его предоставления в письменном подтверждении получения документов 12 июля 2013 г. отражен не был, что не может быть расценено как нарушение указанным кандидатом требований избирательного законодательства.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает указанные выводы суда правильными и основанными на материалах дела.

Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые в соответствии со статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы являться основанием для отмены решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Республики Бурятия от 8 августа 2013 года оставить без изменение апелляционную жалобу Елизова И.Е. - без удовлетворения.

Статьи законов по Делу № 73-АПГ13-11

ГПК РФ Статья 327. Порядок рассмотрения дела судом апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 328. Полномочия суда апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 330. Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке

Производство по делу

Загрузка
Наверх