Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 73-АПГ15-7

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 24 августа 2015 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция
Категория Гражданские дела
Докладчик Анишина Вера Ивановна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № 73-АПГ15-7

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Москва 24 августа 2015 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе: Председательствующего Анишиной В.И. судей Калининой Л.А. и Хаменкова В.Б. при секретаре Макаровой А.А. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Цыренова Б Б по доверенности Эрдынеева А Э на решение Верховного Суда Республики Бурятия от 06 августа 2015 года, которым ему отказано в удовлетворении заявления об отмене решения окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 5 от 20 июля 2015 года № 12 «О регистрации Чимбеева Н Д кандидатом в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия пятого созыва на дополнительных выборах по одномандатному избирательному округу № 5». Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., объяснения представителя Чимбеева Н Д - Чимбеева Б.Н., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации 2 установила: Постановлением Избирательной комиссии Республики Бурятия от 08 июня 2015 года № 175/2158-5 назначены дополнительные выборы депутатов Народного Хурала Республики Бурятия пятого созыва по одномандатным избирательным округам №№ 5,6,31 на 13 сентября 2015 года. Постановлением Избирательной комиссии Республики Бурятия от 21 мая 2015 года № 174/2156-5 полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Народного Хурала Республики Бурятия пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 5 возложены на территориальную избирательную комиссию муниципального образования «Селенгинский район». Постановлением окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 5 от 17 июля 2015 года № 11 Цыренов Б Б , выдвинутый Селенгинским районным отделением Бурятского республиканского отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», зарегистрирован кандидатом в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия на дополнительных выборах депутатов Народного Хурала Республики Бурятия пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 5. Постановлением окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 5 от 20 июля 2015 года № 12 Чимбеев Н Д , выдвинутый Бурятским региональным отделением Всероссийской политической партии «Единая Россия», зарегистрирован кандидатом в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия на дополнительных выборах депутатов Народного Хурала Республики Бурятия пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 5. Цыренов Б.Б., являясь зарегистрированным кандидатом в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 5, обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения окружной избирательной комиссии от 20 июля 2015 года № 12 о регистрации по этому же избирательному округу кандидата в депутаты Чимбеева Н.Д., ссылаясь на то, что кандидатом Чимбеевым Н.Д. не были представлены в избирательную комиссию в установленный срок все документы, необходимые для регистрации кандидата. В частности, в нарушение пункта 1.6 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (ред. от 06.04.2015г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ) не было представлено письменное уведомление о наличии счета, наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, что являлось обязательным к представлению. Кроме того, в нарушение пункта 4.10 Инструкции о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов 3 кандидатов, избирательных объединений при проведении выборов депутатов Народного Хурала Республики Бурятия, утвержденной постановлением Избирательной комиссии Республика Бурятия от 18.04.2013г. № 69-859-5, к представленному первому финансовому отчету не был приложен учет поступления расходования денежных и средств избирательного фонда. Полагает, что указанные нарушения являются основанием для отмены решения о регистрации кандидата в депутаты Чимбеева Н.Д. по пп. «в» и «в.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ. Судом постановлено приведенное выше решение. В апелляционной жалобе представитель заявителя Цыренова Б.Б. - Эрдынеев А.Э. ставит вопрос об отмене решения суда, принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное толкование и применение судом норм материального права. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда. Статьей 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ ( ред. от 06.04.2015г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлены условия выдвижения кандидатов. Согласно пункту 1.6 статьи 38 названного Федерального закона при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов кандидат представляет в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, списков кандидатов, вместе с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата, письменное уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами. Пунктом 9 статьи 59 этого же Федерального закона закреплено, что законом может быть предусмотрено, что кандидат, избирательное объединение одновременно с представлением документов для регистрации, а инициативная группа по проведению референдума одновременно с представлением подписных листов представляют первый финансовый отчет. Согласно пункту 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов, соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на 4 котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 данного Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 указанного Федерального закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов. Как следует из материалов дела, 06 июля 2015 года Чимбеев Н.Д. обратился в окружную избирательную комиссию (далее -ОИК) с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 5 с приложением соответствующих документов, о чем ему выдано 06 июля 2015 года письменное подтверждение. 15 августа 2015 года Чимбеев Н.Д. представил в ОИК первый финансовый отчет и письменное уведомление о том, что не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами, что удостоверено письменными подтверждениями от 15 августа 2015 г.. 16 июля 2015 года избирательная комиссия известила Чимбеева Н.Д. о том, что форма первого финансового отчета не соответствует утвержденной форме и не приложен учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата. 17 августа 2015 года Чимбеев Н.Д. предоставил в избирательную комиссию по установленной форме первый финансовый отчет и приложил учет поступления расходования денежных и средств избирательного фонда. 5 пп. окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 5 от 20 июля 2015 года № 12 Чимбеев Н Д , выдвинутый Бурятским региональным отделением Всероссийской политической партии «Единая Россия», зарегистрирован кандидатом в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия на дополнительных выборах депутатов Народного Хурала Республики Бурятия пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 5. Отказывая Цыренову Б.Б. в удовлетворении заявления, суд обоснованно исходил из того, что оспариваемое им решение избирательной комиссии соответствует требованиям федерального закона. Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (ред. от 06.04.2015г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом. Основаниями отказа в регистрации кандидата являются: отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (пп. «в»); наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона (пп.«в.1») (пункт 24 статьи 38 Федерального закона). Проанализировав приведенные выше нормы материального права и установленные обстоятельства, свидетельствующие о том, что кандидат в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия Чимбеев Н.Д. в установленные законом сроки представил необходимые документы в соответствии с требованиями федерального и регионального законодательства, суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для отмены решения о регистрации кандидата. 6 В рассматриваемом случае кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а также представить соответствующие документы, об отсутствии которых он был своевременно уведомлен избирательной комиссией, не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата. Данное право кандидатом было реализовано и имевшиеся недостатки в представленных документах и их отсутствие были устранены до окончания установленного пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» срока. Судебная коллегия полагает вывод суда правильным, основанным на правильном применении федерального и регионального избирательного законодательства. При таких обстоятельствах дела решение суда об отказе в удовлетворении заявления Цыренова Б.Б. о признании незаконным и отмене решения окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 5 от 20 июля 2015 года № 12 «О регистрации Чимбеева Н Д кандидатом в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия пятого созыва на дополнительных выборах по одномандатному избирательному округу № 5» является законным и обоснованным. Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, направлены на иную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных судом в соответствии с правилами процессуального закона, а потому не могут служить поводом к отмене решения суда. На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила: решение Верховного Суда Республики Бурятия от 06 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Цыренова Б Б по доверенности Эрдынеева А Э - без удовлетворения.

null

Статьи законов по Делу № 73-АПГ15-7

ГПК РФ Статья 327. Порядок рассмотрения дела судом апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 328. Полномочия суда апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 330. Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке

Производство по делу

Загрузка
Наверх