Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 74-АПГ12-16

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 31 октября 2012 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, апелляция
Категория Административные дела
Докладчик Ксенофонтова Ольга Алексеевна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №74-АПГ12-16

от 31 октября 2012 года

 

председательствующего Пирожкова В.Н.,

при секретаре Тихонове М.Д. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 3 августа 2012 года, которым удовлетворено заявление первого заместителя прокурора Республики Саха (Якутия): признана противоречащей федеральному законодательству и недействующей со дня вступления решения суда в законную силу статья 14 закона Республики Саха (Якутия) от 24 ноября 1998 года 3 № 45-II «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» в части, допускающей установление законом Республики Саха (Якутия) полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по осуществлению государственного контроля за геологическим изучением и разведкой месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычей, производством, использованием и обращением.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой O.A., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

первый заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в Верховный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей статьи 14 закона Республики Саха (Якутии) от 24 ноября 1998 года 3 № 45-II «О

драгоценных металлах и драгоценных камнях» в части, допускающей установление законом Республики Саха (Якутия) полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по осуществлению государственного контроля за геологическим изучением и разведкой месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычей, производством, использованием и обращением, ссылаясь то, что в оспариваемой части нормативный правовой акт противоречит федеральному законодательству, в частности, пункту 1 статьи 27 Федерального закона от 26 марта 1998 года № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».

Решением Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 3 августа 2012 года заявление удовлетворено.

В апелляционной жалобе Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) ставится вопрос об отмене указанного решения суда как постановленного с нарушением норм процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения суда.

Установлено, что 24 ноября 1998 года принят закон Республики Саха (Якутия) 3 № 45-И «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».

Статьей 14 указанного закона предусмотрено, что государственный контроль за геологическим изучением и разведкой месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычей, производством, обращением и использованием осуществляется органами государственной власти Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации в пределах их полномочий, устанавливаемых настоящим законом и федеральными законами. Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в рамках своих полномочий обеспечивает контроль за исполнением законодательства.

Суд, признавая недействующей статью 14 закона в оспариваемой части, исходил из того, что она противоречит федеральному законодательству.

Указанный вывод суда мотивирован, основан на анализе действующего законодательства и материалах дела, и оснований для несогласия с ним не имеется.

В соответствии с пунктом «в» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими ресурсами.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Подпунктом 43 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных

(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» вопросы осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации о недрах полномочий в сфере регулирования отношений недропользования на соответствующих территориях отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа регулируются Законом РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах».

Статьей 1.1 названного Закона предусмотрено, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере государственного регулирования отношений недропользования осуществляется Конституцией Российской Федерации и принятыми в соответствии с ней федеральными законами.

Федеральный закон от 26 марта 1998 года № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» устанавливает правовые основы регулирования отношений, возникающих в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения (гражданского оборота), в том числе устанавливает полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, определяет основные виды и основные формы государственного контроля за геологическим изучением и разведкой месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычей, производством, использованием и обращением.

Статьей 12 указанного Федерального закона к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения отнесено осуществление совместно с федеральными органами государственного контроля за деятельностью организаций в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения на соответствующих территориях (за исключением федерального пробирного надзора).

Пунктом 1 статьи 27 этого же Федерального закона предусмотрено, что государственный контроль за геологическим изучением и разведкой месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычей, производством, использованием и обращением осуществляется органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий,

устанавливаемых настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Учитывая изложенное, следует признать правильным вывод суда о том, что полномочия органов, осуществляющих государственный надзор в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения не могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия).

При таких данных у суда имелись основания для признания нормы статьи 14 закона Республики Саха (Якутия) от 24 ноября 1998 года 3 № 45-П «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» в оспариваемой части противоречащей федеральному законодательству и недействующей.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены решения.

Апелляционная жалоба Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) не содержит правовых доводов, свидетельствующих о незаконности постановленного решения.

Отказ в удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в деле представителя министерства экономики и промышленной политики Республики Саха (Якутия), курирующего исполнение закона Республики Саха (Якутия) «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», основанием к отмене решения явиться не может. Дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются с участием лиц, обратившихся в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта, и представителей органа государственной власти или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (статья 252 Гражданского процессуального кодекса РФ). Министерство экономики и промышленной политики у числу таких лиц не относится.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 3 августа 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) - без

Статьи законов по Делу № 74-АПГ12-16

Статья 72. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
Статья 76. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные

Производство по делу

Загрузка
Наверх