Дело № 74-АПГ12-2

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 25 апреля 2012 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, апелляция
Категория Административные дела
Докладчик Борисова Любовь Владимировна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №74-АПГ12-2

от 25 апреля 2012 года

 

председательствующего Хаменкова В.Б.,

при секретаре Завражнове М.Ю. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании недействующим п. 2.20 Положения о порядке приёма и проживания в государственных специальных домах системы социального обслуживания населения специализированного жилищного фонда Республики Саха (Якутия), утверждённого постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 июля 2010 г. № 326, по апелляционным жалобам Правительства Республики Саха (Якутия) и Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 2 февраля 2012 г., которым заявление заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

26 июля 2010 г. Правительством Республики Саха (Якутия) принято постановление № 326 «Об утверждении Положения о порядке приёма и проживания в государственных специальных домах системы социального обслуживания населения специализированного жилищного фонда Республики Саха (Якутия)», опубликованное в печатном издании

«Якутия» 29 июля 2010 г., № 134, «Сокуоннар. Уураахтар. Дьапаллар.» 8 сентября 2010 г., № 173-176.

Пунктом 1 названного акта утверждено Положение о порядке приёма и проживания в государственных специальных домах системы социального обслуживания населения специализированного жилищного фонда Республики Саха (Якутия) (далее - Положение).

Согласно п. 2.20 Положения граждане пожилого возраста и инвалиды, имеющие в собственности не обременённое никакими обязательствами жильё и изъявившие желание поселиться в специальном доме, могут быть вселены при условии, если жильё признано в соответствии с законодательством аварийным или непригодным для проживания.

Заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании приведённой нормы недействующей, сославшись на то, что она противоречит абз. 1 ст. 4, ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», поскольку устанавливает для граждан указанной категории дополнительные условия реализации права на получение жилых помещений в специальных домах системы социального обслуживания населения специализированного жилищного фонда Республики Саха (Якутия), не предусмотренные законом, а именно в зависимости от наличия в собственности таких граждан не обременённого обязательствами третьих лиц жилья, признанного в соответствии с законодательством аварийным и непригодным для проживания.

Верховным Судом Республики Саха (Якутия) постановлено приведённое выше решение, об отмене которого и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления просят в апелляционных жалобах Правительство Республики Саха (Якутия) и Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия), ссылаясь на нарушение судом норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу об отсутствии предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены судебного постановления.

На федеральном уровне отношения, по поводу которых возник спор, регламентированы Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ), Федеральным законом от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (далее -Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма

специализированных жилых помещений», иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ (в ред. от 21 ноября 2011 г.) граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет и инвалиды (в том числе дети-инвалиды), нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению, имеют право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном и негосударственном секторах системы социального обслуживания.

Статьёй 16 названного закона, определяющей формы социального обслуживания, предусмотрено, что гражданам пожилого возраста и инвалидам может предоставляться жилое помещение в домах жилищного фонда социального использования.

Абзацем 1 ст. 4 Федерального закона от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ (в ред. от 21 ноября 2011 г.) закреплено, что государство гарантирует гражданам пожилого возраста и инвалидам возможность получения социальных услуг на основе принципа социальной справедливости независимо в том числе от их имущественного положения, места жительства и других обстоятельств.

Проанализировав приведённые нормы, суд пришёл к правильному выводу о том, что действующее законодательство не содержит каких-либо запретов или ограничений в предоставлении жилых помещений в домах жилищного фонда социального использования.

В Республике Саха (Якутия) в целях повышения качества жизни и создания необходимых условий для проживания граждан пожилого возраста и инвалидов в специальных домах системы социального обслуживания населения принят Закон от 16 декабря 2009 г. 784-3 № 449-1У «О специальных домах системы социального обслуживания населения специализированного жилищного фонда Республики Саха (Якутия)».

Согласно ст. 1 названного акта специальный дом системы социального обслуживания населения специализированного жилищного фонда Республики Саха (Якутия) - это специально построенное или переоборудованное здание специализированного жилищного фонда Республики Саха (Якутия), находящегося в государственной

собственности Республики Саха (Якутия), оснащённое необходимым для обеспечения жизнедеятельности и безопасности проживания оборудованием, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам, правилам и требованиям противопожарной безопасности, располагающее всеми видами коммунальных услуг. В п. 2 этой же статьи отмечено, что специальный дом не является стационарным учреждением социального обслуживания.

Данная норма, как правильно отмечено в решении суда, согласуется по смыслу со ст. 16 Федерального закона от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ, разграничивающей такие формы социального обслуживания, как стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания и предоставление жилых помещений гражданам пожилого возраста и инвалидам в домах жилищного фонда социального использования.

В соответствии со ст. 2 вышеупомянутого Закона Республики Саха (Якутия) право на получение жилых помещений в специальном доме имеют граждане пожилого возраста и инвалиды, в том числе дети-инвалиды, изъявившие желание поселиться в специальном доме и не утратившие способности к самообслуживанию и передвижению. Учёт граждан, нуждающихся в устройстве в специальные дома, и порядок предоставления жилых помещений гражданам в таких домах осуществляются в порядке, определяемом Правительством Республики Саха (Якутия).

По правилам ст. 7 регионального закона предоставление жилого помещения в специальном доме осуществляется в соответствии с очерёдностью и порядком предоставления жилых помещений гражданам, нуждающимся в устройстве в специальные дома. Жилое помещение в специальном доме предоставляется в виде квартиры или отдельной комнаты. Предоставление жилого помещения в специальном доме осуществляется по договору найма жилого помещения в соответствии с типовым договором, утверждённым Правительством Российской Федерации.

Из анализа указанного акта следует, что Закон Республики Саха (Якутия) также не содержит каких-либо запретов или ограничений в предоставлении жилых помещений в домах жилищного фонда социального использования, в том числе в тех, о которых возник спор.

С учётом изложенного суд правильно отметил, что имеющееся в п. 2.20 Положения условие о предоставлении гражданам пожилого возраста и инвалидам жилого помещения в специальных домах социального обслуживания населения при отсутствии в собственности указанных лиц жилья (за исключением признанного аварийным и непригодным для проживания) приводит к неоднозначному толкованию при применении названной нормы, так как позволяет ограничивать право вышеперечисленных лиц на обеспечение специализированным жилым

помещением вопреки действующему жилищному законодательству не только в случае наличия жилья в соответствующем населённом пункте, но и в случае принадлежности указанной категории лиц на праве собственности жилых помещений, расположенных в иных населённых пунктах. Неопределённость правовой нормы является самостоятельным основанием для признания её недействующей.

В соответствии с разъяснением п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48, если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределённость путём обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших нормативный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признаётся недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

В связи с этим, а также в связи требованиями ч. 2 ст. 253 ГПК РФ суд имел основания для признания оспариваемой нормы недействующей.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушений, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены решения, в том числе и тех, ссылки на которые имеются в апелляционных жалобах.

Доводы Правительства Республики Саха (Якутия) и Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) о том, что аналогичное нормативное правовое регулирование установлено в иных субъектах Российской Федерации, не имеют правового значения для разрешения данного дела.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 2 февраля 2012 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Правительства Республики Саха (Якутия) и Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) - без удовлетворения.

Статьи законов по Делу № 74-АПГ12-2

ГПК РФ Статья 253. Решение суда по заявлению об оспаривании нормативного правового акта
ГПК РФ Статья 328. Полномочия суда апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 330. Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх