Типовые договорыТиповые договоры



Активные юристыАктивные юристы

Телефон: +7 905 942-69-48
Телефон: 9060684949
не в сети
Фото юриста
Лакоткина Юлия Анатольевна
г. Ужур Красноярский край ( СИБИРЬ)
ответов за неделю: 11
Телефон: 8 923 308 00 82


Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 74-АПГ12-6

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 13 июня 2012 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, апелляция
Категория Административные дела
Докладчик Анишина Вера Ивановна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №74-АПГ12-6

от 13 июня 2012 года

 

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании недействующим пункта 2.1 Положения о размерах, порядке и условиях оказания финансовой поддержки безработным гражданам при переезде и безработным гражданам и членам их семей при переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2011 г. № 650 по апелляционной жалобе Правительства Республики Саха (Якутия) на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 19 марта 2012 г., которым заявление заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) удовлетворено.

26 декабря 2011 г. Правительством Республики Саха (Якутия) принято постановление № 650 «Об утверждении положения о размерах, порядке и условиях оказания финансовой поддержки безработным гражданам при

переезде и безработным гражданам и членам их семей при переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости» (далее - Постановление).

Постановление опубликовано в издании «Якутские ведомости» 18 января 2012 г., № 3.

Пунктом 1 Постановления утверждено Положение о размерах, порядке и условиях оказания финансовой поддержки безработным гражданам при переезде и безработным гражданам и членам их семей при переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости (далее - Положение), которое определяет размеры, порядок и условия оказания финансовой поддержки безработным гражданам при переезде и безработным гражданам и членам их семей при переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости.

В соответствии с пунктом 2.1 Положения участниками мероприятия являются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Республики Саха (Якутия), зарегистрированные в центрах занятости в качестве безработных и члены их семей, желающие переехать в целях трудоустройства в другую местность: внутри Республики Саха (Якутия); внутри улуса (района) Республики Саха (Якутия).

Переезд безработных граждан в другую местность для временного трудоустройства по имеющейся у них профессии (специальности) или переселение безработных граждан и членов их семей в другую местность на новое место жительства для трудоустройства по имеющейся у них профессии (специальности) осуществляется по предложению центров занятости и по предварительной договоренности с работодателями.

Заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании недействующим пункта 2.1 Положения, ссылаясь на то, что данная норма ограничивает права и свободы иностранных граждан и лиц без гражданства в сфере занятости населения, гарантированные федеральным законодательством. По мнению прокурора, безработные иностранные граждане и лица без гражданства наряду с гражданами Российской Федерации имеют право на получение необходимой финансовой поддержки при переселении в другую местность с целью трудоустройства.

Представитель Правительства Республики Саха (Якутия) заявленные требования не признал, пояснив, что вопросы, регулируемые оспариваемой нормой, относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, федеральному законодательству не противоречат.

Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 19 марта 2012 г. заявление заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) удовлетворено, признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу пункт 2.1 Положения в части ограничения прав иностранных граждан и лиц без

гражданства на получение государственной услуги в области содействия занятости населения.

В апелляционной жалобе Правительство Республики Саха (Якутия) просит решение отменить как незаконное и необоснованное.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.

В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание положения части 2 статьи 252 названного кодекса о возможности рассмотрения дела в отсутствие кого-либо из заинтересованных лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.

В соответствии с пунктами «ж» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение и трудовое законодательство, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определяются Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1).

Согласно статье 6 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 законодательство о занятости населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Закона, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Законодательство о занятости населения распространяется также на иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено

федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Подпунктом 8 пункта 1 статьи 7.1.-1 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено оказание в соответствии с законодательством о занятости населения содействия безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также осуществление ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности, регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», пунктом 1 статьи 13 которого установлено, что иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.

Из правового анализа указанного выше законодательства следует, что к полномочиям субъекта Российской Федерации относится оказание содействия безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства, при этом законодательство о занятости населения распространяется, в том числе на иностранных граждан и лиц без гражданства.

Во исполнение предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий Правительством Республики Саха (Якутия) принято Постановление, которым утверждено Положение пункт 2.1 которого оспаривается заместителем прокурора Республики Саха (Якутия).

Разрешая дело, суд, пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый акт принят по вопросу, отнесенному к ведению органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в пределах предоставленных им полномочий.

При этом судом установлено, что оспариваемая прокурором норма определяет в качестве участников соответствующего мероприятия только граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Саха (Якутия), т.е. сужает круг лиц имеющих право на получение содействия от органов службы занятости в переезде и переселении в другую местность для трудоустройства, следовательно, ограничивает права безработных иностранных граждан и лиц без гражданства на получение соответствующего содействия в указанной сфере.

Установив, что оспариваемый пункт 2.1 Положения противоречит нормам федерального законодательства, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении заявления прокурора Республики Саха (Якутия).

При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 19 марта 2012 г. оставить без изменения, апшшяционную жалобу Правительства Республики Саха (Якутия) - без удовлетворения.

Предсе^ата^гв^ю^щй

Судьи

Статьи законов по Делу № 74-АПГ12-6

Статья 72. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
Статья 76. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные
ГПК РФ Статья 327. Порядок рассмотрения дела судом апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 328. Полномочия суда апелляционной инстанции

Производство по делу

Загрузка
Наверх