Дело № 74-АПГ12-9

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 8 августа 2012 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, апелляция
Категория Административные дела
Докладчик Борисова Любовь Владимировна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №74-АПГ12-9

от 8 августа 2012 года

 

председательствующего Пирожкова В.Н., судей Борисовой Л.В. и Ксенофонтовой O.A. при секретаре Аверине A.B.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., поддержавшей доводы апелляционного представления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании недействующими пп. 2.3, 3.12, 4.3, 6.1, 6.2, 6.3

Порядка предоставления субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на усовершенствование действующих туристских маршрутов внутреннего и въездного туризма, утверждённого постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 27 февраля 2012 г. № 57, ссылаясь на их противоречие федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу.

Верховным Судом Республики Саха (Якутия) постановлено приведённое выше решение, об отмене которого в части отказа в удовлетворении заявления и принятии нового судебного акта об удовлетворении заявления в полном объёме просит в апелляционном представлении первый заместитель прокурора Республики Саха (Якутия), ссылаясь на нарушение норм материального права.

В апелляционной жалобе Правительство Республики Саха (Якутия) просит об отмене названного решения суда, как постановленного с нарушением судом норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления и апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о частичной отмене обжалуемого судебного акта.

Установлено, что 27 февраля 2012 г. Правительством Республики Саха (Якутия) принято постановление № 57 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на усовершенствование действующих туристских маршрутов внутреннего и въездного туризма», опубликованное в печатном издании «Якутские ведомости» 3 марта 2012 г., № 24.

Пунктом 1 указанного постановления утверждён Порядок предоставления субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на усовершенствование действующих туристских маршрутов внутреннего и въездного туризма (далее - Порядок).

Пунктом 3.12 Порядка определён перечень документов, необходимых для участия в конкурсном отборе на получение субсидий, в числе которых назван бизнес-проект, обеспечивающий экономическую, финансовую и социальную эффективность, с приложением подтверждающих документов о наличии источников финансирования, в том числе собственных и заёмных средств (подп. «в»).

Признавая недействующим подп. «в» п. 3.12 оспариваемого акта, суд пришёл к правильному выводу о несоответствии этой нормы п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), как допускающей возможность предоставления субсидий при отсутствии обстоятельств, с наступлением которых закон связывает выделение средств государственной поддержки.

В соответствии с п. 1 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам -

производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

По смыслу закона, основанием для предоставления субсидий является наличие затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Такой документ, как бизнес-план, не подтверждает факта затрат или недополученных доходов, он свидетельствует лишь о намерении юридического лица, индивидуального предпринимателя, физического лица осуществить какую-либо деятельность.

В связи с этим проверка документов для предоставления субсидий и контроль за целевым использованием бюджетных средств осуществляется органами государственной власти до принятия решения о предоставлении субсидий конкретным лицам, что должно быть регламентировано в нормативном правовом акте. Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий должны определять:

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (п. 3 ст. 78 БК РФ).

Субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемым в соответствии с ним нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (подп. 2 п. 2 ст. 78 БК РФ).

Подпунктом 7 п. 8 ст. 6 Закона Республики Саха (Якутия) от 14 декабря 2011 г. 1000-3 № 863-1У «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2012 год» установлено, что субсидии юридическим лицам, не являющимся государственными, муниципальными учреждениями, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам -производителям товаров, работ и услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг в случаях реализации мероприятий, направленных на поддержку предпринимательства, туризма и занятости населения.

В связи с этим положения раз. 6 Порядка (пп. 6.1 - 6.3), регламентирующие отчётность, меры ответственности и контроль органов государственной власти Республики Саха (Якутия) за деятельностью

получателей субсидий, не соответствуют упомянутым выше нормам, имеющим большую юридическую силу.

Отказывая в признании пп. 6.1 - 6.3 Порядка недействующими, суд не учёл доводы прокурора, утверждавшего, что контроль за целевым расходованием бюджетных средств осуществляется до предоставления субсидий посредством проверки соответствия представленных соискателями документов о понесённых затратах и недополученных расходах условиям и целям оказания государственной поддержки.

Также суд не учёл, что положения п. 3.12 и пп. 6.1 - 6.3 оспариваемого акта являются взаимосвязанными и взаимообусловленными, а п. 3.12 признан судом частично недействующим.

Суд ошибочно применил к спорному правоотношению положения ст. 269 БК РФ о финансовом контроле, осуществляемом главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета и главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета. Указанные отношения не являются предметом спора по настоящему делу.

Поскольку решение в части оспаривания пп. 6.1 - 6.3 Порядка принято судом с нарушением норм материального права, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении данного требования.

Пунктом 2.3 Порядка установлено, что размер субсидий не может превышать 500,0 тыс. руб. Пунктом 4.3 этого же акта определено, что размер субсидий определяется решением комиссии по распределению средств в зависимости от количества набранных претендентом баллов по критериям отбора, но не может превышать 500,00 тыс. руб.

При принятии решения о признании этих норм недействующими суд правомерно руководствовался положениями акта, имеющего большую юридическую силу.

Сославшись на п. 2.2.1 приложения № 9 к государственной программе Республики Саха (Якутия) «Развитие внутреннего и въездного туризма на территории Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы», утверждённой Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 г. № 978, суд указал, что размер гранта (субсидии) на указанные цели не может превышать 1 000,0 тыс. руб.

Исходя из этого суд пришёл к выводу о неопределённости нормативного правового регулирования при принятии норм о размере предоставления субсидий.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены решения, в том числе тех, ссылки на которые имеются в апелляционной жалобе Правительства Республики Саха (Якутия).

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 17 мая 2012 г. отменить в части отказа в удовлетворении заявления. Принять в этой части новое решение и признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу пп. 6.1 - 6.3 Порядка предоставления субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на усовершенствование действующих туристских маршрутов внутреннего и въездного туризма, утверждённого постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 27 февраля 2012 г. № 57.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалоб^гагав^щьстаа^есщ^ики Саха (Якутия) - без удовлетворения.

Председательствующие Судьи

Статьи законов по Делу № 74-АПГ12-9

ГПК РФ Статья 328. Полномочия суда апелляционной инстанции
БК РФ Статья 78. Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Загрузка
Наверх