Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 74-АПГ13-15

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 16 августа 2013 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, апелляция
Категория Административные дела
Докладчик Ксенофонтова Ольга Алексеевна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №74-АПГ13-15

от 16 августа 2013 года

 

председательствующего Пирожкова В.Н.,

при секретаре Строилове A.M. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Местникова [скрыто] на решение Верховного суда Республики Саха

(Якутия) от 5 августа 2013 года, которым отказано в удовлетворении заявления Местникова М.И. о признании незаконными действий окружной избирательной комиссии Удачнинского одномандатного избирательного округа № 19 по выборам народных депутатов Республики Саха (Якутия) пятого созыва, выразившихся в отказе в приеме документов.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой O.A., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

Местников М.И. обратился в Верховный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании незаконным отказа окружной избирательной комиссии Удачнинского одномандатного избирательного округа № 19 в приеме у него документов для регистрации в качестве кандидата в народные депутаты Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) пятого созыва по Удачнинскому одномандатному избирательному округу № 19, выдвинутого избирательным объединением региональное отделение политической партии «Трудовая партия России» в Республике Саха (Якутия).

В обоснование заявления Местников М.И. указал, что решение регионального отделения политической партии «Трудовая партия России» в

Республике Саха (Якутия) от 28 июня 2013 года о выдвижении его кандидатом в депутаты было представлено в Центральную избирательную комиссию Республики Саха (Якутия) 1 июля 2013 года. 19 июля 2013 года он лично представил документы для регистрации в качестве кандидата в депутаты в окружную избирательную комиссию Удачнинского одномандатного избирательного округа № 19, но председателем комиссии в устной форме (без представления письменного ответа) отказано в принятии документов в связи с пропуском срока их представления.

По мнению заявителя, отказ в приеме документов незаконен как в связи с тем, что осуществлен без письменного ответа, так и по существу.

Со ссылкой на пункт 9 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» заявитель полагал, что период (не менее 30 дней) установлен только для решения вопроса о выдвижении кандидатов; после выдвижения кандидат еще в течение 30 дней может собирать документы, необходимые для представления в соответствующую избирательную комиссию для регистрации в качестве кандидата в депутаты.

Решением Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 5 августа 2013 года в удовлетворении заявления Местникова М.И. отказано.

В апелляционной жалобе Местникова М.И. ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда подлежащим отмене.

Разрешая заявление Местникова М.И. и отказывая в его удовлетворении, суд исходил из того, что, документы поданы Местниковым М.И. в окружную избирательную комиссию с нарушением срока, установленного частью 3 статьи 37 закона Республики Саха (Якутия) от 18 октября 2007 года 497-3 № 1007-Ш «О выборах народных депутатов Республики Саха (Якутия) для выдвижения избирательным объединением кандидатов по одномандатным избирательным округам.

Согласно названной норме выдвижение кандидатов производится в течение 30 дней после официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов народных депутатов, но не позднее дня официального опубликования (публикации) схемы одномандатных избирательных округов.

Учитывая, что схема одномандатных округов опубликована 19 января 2013 года, постановление о назначении выборов - 1 июня 2013 года, избирательным законом Республики Саха (Якутия) не предусмотрено выдвижение избирательным объединением кандидатов по одномандатным избирательным округам списком и заверение списка организующей выборы избирательной комиссией, суд пришел к выводу о том, что до 1 июля 2013 года Местников М.И. обязан был лично представить в окружную избирательную комиссию документы для уведомления о выдвижении в качестве кандидата в депутаты.

Поскольку документы им были представлены 19 июля 2013 года, т.е. с пропуском срока, суд счел, что в принятии документов окружной избирательной комиссией отказано правомерно.

Относительно устного отказа в приеме документов суд указал, что законодательством не предусмотрена обязанность комиссии принять документы, представленные с нарушением срока, и письменно мотивировать отказ.

Судебная коллегия усматривает основания для отмены решения суда, исходя из следующего.

Согласно заявлению Местникова М.И. он выдвинут кандидатом в народные депутаты Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) пятого созыва решением регионального отделения политической партии «Трудовая Россия» в Республике Саха (Якутия) от 28 июня 2013 года. 19 июля 2013 года он обратился в окружную избирательную комиссию Удачнинского одномандатного избирательного округа № 19 с заявлением о согласии баллотироваться по Удачнинскому одномандатному избирательному округу № 19 и документами для регистрации его в качестве кандидата в депутаты.

Из материалов дела следует и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что в приеме документов Местникова М.И. было отказано председателем окружной избирательной комиссии без рассмотрения комиссией вопроса о его регистрации и принятия по этому вопросу коллегиального решения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» окружные избирательные комиссии в числе других избирательных комиссий, действующих в Российской Федерации, обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан Российской Федерации,

Согласно пункту 8 статьи 25 названного Федерального закона, устанавливающей полномочия окружных избирательных комиссий, окружная избирательная комиссия осуществляет на территории избирательного округа контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации; осуществляет регистрацию кандидатов.

Исходя из приведенных норм, окружная избирательная комиссия обязана была обеспечить прием документов, представленных Местниковым М.И., и в соответствии со статьей 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ рассмотреть и разрешить вопрос о его регистрации.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 11 постановления от 31 марта 2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» разъяснил, что под бездействием избирательной комиссии следует понимать неисполнение комиссией обязанности, возложенной на нее нормативными правовыми актами и иными актами, определяющими полномочия комиссии. Под уклонением от принятия решения, являющимся одной из форм бездействия избирательной комиссии, следует

понимать случаи, когда избирательная комиссия в силу закона обязана была рассмотреть вопрос на своем заседании в коллегиальном составе и принять по нему решение, облеченное в соответствующую форму, однако свою обязанность не выполнила.

Поскольку окружная избирательная комиссия не приняла документы, представленные Местниковым М.И. для уведомления о выдвижении и регистрации в качестве кандидата в депутаты, не рассмотрела их на своем заседании в коллегиальном составе и не вынесла решение по вопросу о регистрации Местникова М.И. в качестве кандидата в депутаты, имеются основания для признания незаконным бездействия окружной избирательной комиссии, выразившегося в уклонении от принятия решения, и возложении на нее обязанности принять представленные Местниковым М.И. документы и рассмотреть вопрос о его регистрации в установленном законом порядке.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 5 августа 2013 года отменить и принять по делу новое решение, которым признать незаконным бездействие окружной избирательной комиссии Удачнинского одномандатного избирательного округа № 19 по выборам народных депутатов Республики Саха (Якутия) пятого созыва, выразившееся в уклонении от принятия решения, и обязать названную комиссию принять документы, представленные Местниковым М.И. для уведомления о выдвижении и регистрации его в качестве кандидата в народные депутаты Республики Саха (Якутия) пятого созыва по Удячнинскому одномандатному избирательному округу № 19, и рассмотреть вопрос о ^го регистрации в установленном законом порядке.

Председательствующи

Статьи законов по Делу № 74-АПГ13-15

Производство по делу

Загрузка
Наверх