Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 74-АПГ13-4

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 13 марта 2013 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, апелляция
Категория Административные дела
Докладчик Борисова Любовь Владимировна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №74-АПГ13-4

от 13 марта 2013 года

 

председательствующего Пирожкова В.Н., судей Анишиной В.И. и Борисовой Л.В. при секретаре Тихонове М.Д.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением об оспаривании указанного регионального акта по основанию его несоответствия федеральному законодательству.

Верховным Судом Республики Саха (Якутия) постановлено приведённое выше решение, об отмене которого в части признания недействующим п. 3.3.10 оспариваемого акта и принятии в этой части нового

решения просит в апелляционной жалобе Правительство Республики Саха (Якутия).

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного постановления.

На уровне Российской Федерации отношения, возникающие в сфере развития сельского хозяйства, регламентированы Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (далее -Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ в качестве одного из направлений государственной аграрной политики определена государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, включающая в себя предоставление бюджетных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку сельскохозяйственного производства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определённом Правительством Российской Федерации (п. 3 ч. 4 ст. 5, п. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 7).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2012 г. № 166 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров» установлены порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в соответствии с которыми гранты на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства выделяются при наличии региональных программ по поддержке начинающих фермеров и соответствующего нормативного правового регулирования в субъекте Российской Федерации (пп. 1, 3, 6). Контроль за исполнением этого акта возложен на Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Минсельсхоз России).

Приказом Минсельсхоза России от 6 марта 2012 г. № 172 в целях реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы утверждена целевая программа ведомства «Поддержка начинающих фермеров на период 2012-2014 годов», которая предусматривает как гранты на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, так и единовременную помощь на бытовое обустройство начинающих фермеров, предоставляемые на условиях софинансирования соответствующих региональных программ.

Из содержания программы усматривается, что поддержка начинающих фермеров оказывается в соответствии с региональными программами, разработанными и утверждёнными субъектами Российской Федерации. Утверждённая программа субъекта Российской Федерации, предусматривающая поддержку начинающих фермеров, представляется в Минсельхоз России, который создаёт комиссию для рассмотрения и отбора региональных программ по поддержке начинающих фермеров (п.4.1 разд. 4). Субъект Российской Федерации утверждает порядок проведения конкурса по отбору начинающих фермеров, объявляет конкурс на отбор участников региональной программы поддержки начинающих фермеров, определяет порядок и сроки его проведения, утверждает состав конкурсной комиссии по отбору начинающих фермеров (далее - конкурсная комиссия) и положение о ней, а также порядок принятия решения о включении заявителей в состав участников региональных программ по поддержке начинающих фермеров. Конкурсная комиссия рассматривает заявки заявителей и документы к ним в сроки, установленные субъектом Российской Федерации, проводит очное собеседование с заявителями, включает в состав участников региональной программы поддержки начинающих фермеров, определяет сумму гранта на создание крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) единовременной помощи для каждого начинающего фермера. Начинающему фермеру выдаётся сертификат об участии в региональной программе по форме согласно приложению № 2 на бланках, содержащих дизайн и знаки защиты (п. 4.2 разд. 4).

Таким образом, на федеральном уровне закреплено, что средства федерального бюджета, выделяемые в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации по отдельным направлениям в сфере производства сельскохозяйственной продукции, имеют целевое назначение и не могут быть израсходованы на иные цели. Положения федеральных актов о выдаче начинающему фермеру указанного сертификата об участии в региональной программе направлены в том числе на обеспечение реализации средств федерального бюджета в соответствии с целевым назначением.

Установлено, что 28 августа 2012 г. Правительством Республики Саха (Якутия) принято постановление № 364 «Об утверждении Порядка предоставления начинающим фермерам грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство» (далее - Порядок), опубликованное в печатном издании «Якутские ведомости» 5 сентября 2012 г., № 70.

В преамбуле и в п. 1.1 постановления отмечено, что оно принято в соответствии с упомянутыми выше постановлением Правительства Российской Федерации и приказом Минсельхоза России и в целях реализации проектной программы Республики Саха (Якутия) «Поддержка начинающих фермеров на 2012 - 2014 годы», утверждённой постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 29 декабря 2011 г. № 662 «Об

утверждении проектных программ на поддержку фермеров на 2012 - 2004 годы».

В п. 3.3.10 Порядка отражено, что в течение 10 рабочих дней с даты проведения конкурса Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) (далее - Минсельхоз Республики) утверждает ведомственным актом победителей конкурса для предоставления им грантов на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и/или единовременной помощи на бытовое обустройство.

Пунктом 4.1 Порядка определено, что в течение 10 рабочих дней со дня утверждения указанного ведомственного акта Минсельхоз Республики заключает с начинающим фермером соглашение о предоставлении гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и/или единовременной помощи на бытовое обустройство по форме, утверждённой приказом названного государственного органа республики.

Сопоставив оспариваемые положения с федеральными нормами, суд пришёл к выводу о том, что региональный законодатель не закрепил в полном объёме предусмотренный Российской Федерацией порядок предоставления начинающим фермерам грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство, не установив обязанность по выдаче начинающему фермеру сертификата об участии в региональной программе.

В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признаёт нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применён закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Вместе с тем Судебная коллегия полагает необходимым уточнить резолютивную часть судебного акта указанием на признание оспариваемых положений недействующими в той мере, в которой они не содержат нормы об обязании выдать начинающему фермеру сертификат об участии в региональной программе по установленной форме на бланках, содержащих дизайн и знаки защиты.

Не находя оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы Правительства Республики Саха (Якутия), руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 14 декабря 2012 г. оставить без изменения.

Уточнить резолютивную часть решения указанием о признании недействующими пп. 3.3.10 и 4.1 Порядка предоставления начинающим фермерам грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство, утверждённого постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 28 августа 2012 г. № 364, в той мере, в которой они не содержат нормы об обязании выдать начинающему фермеру сертификат об участии в региональной программе по форме согласно приложению № 2 к приказу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 6 марта 2012 г. № 172 на бланках, содержащих дизайн и знаки защиты.

Председательствующий Судьи

Статьи законов по Делу № 74-АПГ13-4

ГПК РФ Статья 253. Решение суда по заявлению об оспаривании нормативного правового акта
ГПК РФ Статья 328. Полномочия суда апелляционной инстанции

Производство по делу

Загрузка
Наверх