Дело № 74-АПГ14-16

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 26 ноября 2014 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция
Категория Гражданские дела
Докладчик Калинина Людмила Александровна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № 74-АПГ14-16

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Москва 26 ноября 2014 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующегоАнишиной В.И.,
судейКалининой Л.А. и Меркулова В.П.
при секретареДарькине А О.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 29 июля 2014 года, которым признана противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению часть 1 статьи 4 Закона Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2012 года 1154-3 № 1201-IV «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в части слов «по месту жительства их законных представителей при установлении опеки или попечительства либо по месту выявления и первичного устройства указанных детей в учреждения для детей-сирот» со дня вступления в законную силу решения суда.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Оконешникова В.Ю., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2012 года 3 № 1202-IV принят Закон Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2012 года 1154-3 № 1201-IV «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», опубликованный в печатных изданиях «Якутские ведомости», № 100, 29 декабря 2012 года, «Ведомости Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)», часть II, - в декабре 2012, № 4, «Ил Тумэн», №1,11 января 2013 года.

Первый заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании недействующей и не подлежащей применению части 1 статьи 4 Закона Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2012 года 1154-3 №1201-IV «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Заявление мотивировано тем, что региональный законодатель, допуская предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений по месту жительства законных представителей указанных детей при установлении опеки или попечительства либо по месту выявления и первичного устройства указанных детей в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, тем самым снижает уровень правовых гарантий, установленный для детей-сирот, при предоставлении им жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Представитель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Оконешников В.Ю. и представитель Министерства образования Республики Саха (Якутия) Мыреев Г.Г. в судебном заседании суда первой инстанции с требованиями прокурора согласились, вместе с тем указали, что внесение изменений в Закон Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2012 года 1154-3 № 1201-IV «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» повлечёт значительное увеличение количества граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в г. Якутске, и необходимость дополнительного финансирования из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), в связи с чем Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) планировалось внести изменения с 1 января 2015 года.

Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 29 июля 2014 года заявленные требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения.

Относительно апелляционной жалобы прокурором отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Республики Саха (Якутия) представлены возражения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.

Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно апелляционной жалобы, представления, и вправе в интересах законности проверить решение суда первой инстанции в полном объёме (статья 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Под законностью, как это следует из содержания статьи 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, законодатель понимает правильное рассмотрение и разрешение дела в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Основаниями для отмены решения в апелляционном порядке являются обстоятельства, перечисленные в статье 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене, ввиду отсутствия обстоятельств, влекущих отмену решения в апелляционном порядке.

Согласно абзацу первому пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15- ФЗ, действующей с 1 января 2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признаётся невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится месте жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательство» этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляют благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонд по договорам найма специализированных жилых помещений.

Таким образом, по мысли федерального законодателя ш т помещение должно предоставляться по месту жительства детей-сирот : детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Поскольку в части 1 статьи 4 Закона Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2012 года 1154-3 № 1201-IV установлен порядок, при котором жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются этой категории граждан по месту жительства их законных представителей при установлении опеки или попечительства либо по месту выявления и первичного устройства указанных детей в учреждения для детей-сирот, а не по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как того требует федеральный закон, суд справедливо расценил противоречащим федеральному законодательству в оспариваемой части правовое регулирование и, как следствие, обоснованно его признал недействующим.

Ввиду того, что часть 1 статьи 4 Закона Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2012 года 1154-3 № 1201-IV «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» применялась и на основании её были реализованы права граждан, признание этой нормы недействующей со дня вступления решения суда в законную силу является правомерным и согласуется с правовой позицией, изложенной в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части».

Руководствуясь статьями 199, 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 29 июля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) - без удовлетворения.

Председательствующий Судьи

Статьи законов по Делу № 74-АПГ14-16

ГПК РФ Статья 2. Задачи гражданского судопроизводства
ГПК РФ Статья 199. Составление решения суда
ГПК РФ Статья 327. Порядок рассмотрения дела судом апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 328. Полномочия суда апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 329. Постановление суда апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 330. Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх