Типовые договорыТиповые договоры



Активные юристыАктивные юристы

Телефон: +7 905 942-69-48
Телефон: 9060684949
не в сети
Фото юриста
Лакоткина Юлия Анатольевна
г. Ужур Красноярский край ( СИБИРЬ)
ответов за неделю: 11
Телефон: 8 923 308 00 82


Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 74-АПГ14-5

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 18 июня 2014 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция
Категория Гражданские дела
Докладчик Борисова Любовь Владимировна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № 74-АПГ14-5

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Москва 18 июня 2014 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующегоПирожкова В.Н.,
судейБорисовой Л.В. и Калининой Л.А.
при секретареДарькине А.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора о признании недействующим п. 4.2 Порядка квотирования рабочих мест для трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в Республике Саха (Якутия), утверждённого постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 2 ноября 2012г.

№ 488 «О мерах по реализации Закона Республики Саха (Якутия) «О квотировании рабочих мест для трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в Республике Саха (Якутия)», по апелляционной жалобе Правительства Республики Саха (Якутия) на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 25 февраля 2014 г., которым заявление удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Правительством Республики Саха (Якутия) принято постановление от 2 ноября 2012 г. № 488 «О мерах по реализации Закона Республики Саха (Якутия) «О квотировании рабочих мест для трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в Республике Саха (Якутия)».

Пунктом 1 названного постановления утверждён Порядок квотирования рабочих мест для трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в Республике Саха (Якутия) (далее - Порядок) согласно приложению № 1 к данному документу.

В п. 4.2 Порядка указано: «4.2. Работодатели обязаны: в соответствии с установленной квотой создавать (выделять) за счёт собственных средств необходимое количество рабочих мест, обеспечивать принятым в организацию инвалидам трудоспособного возраста условия труда в соответствии с действующим законодательством и в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида с учётом результатов аттестации и рабочих мест; ежемесячно представлять в Центры занятости информацию, содержащую данные о квотируемых рабочих местах и о трудоустройстве граждан, испытывающих трудности в поиске работы. Информация предоставляется не позднее 5 числа месяца, следующего за отчётным периодом, по форме согласно приложению № 2 к настоящему Порядку.». Прокурор обратился в суд с заявлением о признании указанной правовой нормы недействующей по основанию её противоречия федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу.

Судом постановлено приведённое выше решение, об отмене которого, как незаконного, просит в апелляционной жалобе Правительство Республики Саха (Якутия).

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены судебного акта.

Удовлетворяя заявление, суд обоснованно руководствовался положениями Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1), Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ) и исходил из вывода о том, что в противоречие федеральному законодательству п. 4.2 постановления Правительства Республики Саха (Якутия) не содержит указания на обязанность работодателей по ежемесячному информированию органов службы занятости, в том числе и о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приёма на работу инвалидов, включая информацию.

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определяются Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1.

Согласно п. 2 ст. 5 указанного закона государственная политика в области содействия занятости населения направлена на: обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости; осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалидов); координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, названным в п. 1 ст. 7.1.-1 этого же федерального закона, относится в том числе принятие нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения; разработка и реализация региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы; осуществление надзора и контроля за приёмом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов, обеспечение государственных гарантий в области содействия занятости населения, за исключением государственных гарантий, предусмотренных подп. 11 п. 3 ст. 7 упомянутого закона.

Статьёй 13 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991г. № 1032-1 установлены дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения, в числе которых квота для приёма на работу инвалидов, устанавливаемая в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г.

№ 181-ФЗ.

В ст. 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ отражено, что работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приёма на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приёма на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников.

В соответствии со ст. 20 названного закона инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости органами государственной власти субъектов Российской Федерации путём проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда: установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приёма на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов; резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов; стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов; создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов.

Из содержания ст. 27 этого же федерального акта следует, что работодатели в соответствии с установленной квотой для приёма на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов, принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах, создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации и занятости инвалидов.

В силу ст. 25 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г.

№ 1032-1 работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов, резервирования отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких категорий граждан (п. 1).

Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости сведения о применении в отношении данного работодателя процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов, информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приёма инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приёма на работу инвалидов.

Дополнительные гарантии граждан Республики Саха (Якутия), испытывающих трудности в поиске работы, в целях обеспечения реализации ими права на труд закреплены Законом Республики Саха (Якутия) от 28 июня 2012 г. 1093-3 № 1079-1У «О квотировании рабочих мест для трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в Республике Саха (Якутия)», во исполнение которого и осуществлено оспариваемое регулирование.

Как установлено судом, постановление Правительства Республики Саха (Якутия) не предусматривает обязанность работодателей ежемесячно информировать орган занятости о созданных или выделенных рабочих местах, а также о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, что не соответствует актам большей юридической силы.

В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признаёт нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применены нормы материального права, подлежащие применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и обоснованным.

Апелляционная жалоба Правительства Республики Саха (Якутия) не содержит ссылки на доводы и обстоятельства, предусмотренные законом в качестве оснований для отмены судебного акта в апелляционном порядке.

В силу изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 25 февраля 2014 г.

оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Республики Саха (Якутия) - без удовлетворения.

Председательствующи Судьи

Статьи законов по Делу № 74-АПГ14-5

ГПК РФ Статья 253. Решение суда по заявлению об оспаривании нормативного правового акта
ГПК РФ Статья 328. Полномочия суда апелляционной инстанции

Производство по делу

Загрузка
Наверх