Дело № 74-Г08-36

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 16 июля 2008 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Ерёменко Татьяна Ивановна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

Дело №74-Г08-36

16 июля 2008 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

судей Т.И. Ерёменко и В.Б. Хаменкова

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части Закона Республики Саха (Якутия) от 16.03.2007 года 440-3 № 895-Ш «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по осуществлению выплаты вознаграждения педагогическим работникам государственных образовательных учреждений Республики Саха (Якутия) и муниципальных образовательных учреждений за выполнение функций классного руководителя» по кассационному представлению прокурора Республики Саха (Якутия) на решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 16 апреля 2008 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Еременко, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С. , полагавшей решение подлежащим отмене в части, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации,

 

установила:

Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутии) от 16 марта 2007 года № 896-Ш принят закон 440-3 № 895-Ш «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по осуществлению выплаты вознаграждения педагогическим

работникам государственных образовательных учреждений Республики Саха (Якутии) и муниципальных образовательных учреждений за выполнение функций классного руководителя».

Прокурор Республики Саха (Якутия) обратился в Верховный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими ч. 3 ст. 1 названного закона в части не предусматривающей начисление северных надбавок при выплате ежемесячного вознаграждения за выполнение функций классного руководителя, а также ч.1 ст. 6 в части не предусматривающей софинансирование расходных обязательств за счет средств бюджета Республики Саха (Якутии), в обоснование своих требований сославшись на то, что вознаграждение за выполнение функций классного руководства является составной частью заработной платы и согласно ст. ст. 129, 315-311 Трудового Кодекса РФ ее выплата должна производиться с учетом не только районного коэффициента, установленного Законом Республики Саха (Якутия), но и северных надбавок.

Кроме того, ч. 4.1 ст. 6 оспариваемого Закона не урегулировано финансирование исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий поосуществлению выплаты вознаграждения за выполнение функций классного руководителя за счет средств бюджета Республики Саха(Якутия),что противоречит Постановлению Правительства РФ от 28.12.2006 года № 814, Постановлению Правительства РФ от 12.12.2007 года № 860, ст. 132 Бюджетного, кодекса РФ, предусматривающих софинансирование расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения за счет средств бюджета Республики Саха (Якутии).

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные суду требования.

Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Министерство Финансов Республики Саха (Якутия) просили суд в удовлетворении заявленных прокурором требований отказать.

Решением Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 16 апреля 2008 года в удовлетворении заявленных прокурором требований отказано.

В кассационном представлении прокурор Республики Саха (Якутия) просит указанное решение суда отменить, ввиду неправильного применения судом норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему.

В соответствии с пунктом «е» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы воспитания, образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Пунктом 5 Правил предоставления в 2007 году финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2006 года № 814, установлено, субъект Российской Федерации, в определяемом им порядке, предоставляет местным бюджетам из регионального фонда компенсаций субвенции на исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации, возникающих в связи с принятием субъектом Российской Федерации нормативных правовых актов, устанавливающих выплату вознаграждения.

Оспариваемой в настоящем деле ч. 1 ст. 6 Закона Республики Саха (Якутия) от 16.03.2007 года 440-3 № 895-Ш «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по осуществлению выплаты вознаграждения педагогическим работникам государственных образовательных учреждений Республики Саха (Якутия) и муниципальных образовательных учреждений за выполнение функций классного руководителя» предусмотрено, что исполнение органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий осуществляется за счет субсидий, предоставляемых государственному бюджету Республики Саха (Якутия) из федерального бюджета.

Отказывая в удовлетворении заявленных прокурором требований о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей ч. 1 ст. 6 в части не предусматривающей софинансирование расходных обязательств за счет средств бюджета Республики Саха (Якутии), суд первой инстанции правильно исходил из того, что в силу ч. 2 ст. 6 Закона Республики Саха (Якутия) от 16.03.2007 года 440-3 № 895-Ш финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий, предоставляются местным бюджетам в виде субвенций, под которыми понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий РФ, субъектов РФ, переданных для осуществления органам местного самоуправления. Совокупность субвенций местным бюджетам из бюджета Республики Саха (Якутии), как субъекта РФ, образует региональный фонд компенсаций.

Законом Республики Саха (Якутия) «О бюджете на 2007 год» в составе Республиканского фонда компенсаций предусмотрены субвенции местным бюджетам на осуществление денежных выплат педагогическим работникам общеобразовательных учреждений за выполнение функций классного руководителя в размере 182 982 тыс. рублей. Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции не имеется.

Таким образом, субъектом Российской Федерации предусмотрено выделение субвенций местных бюджетам на оплату вознаграждения педагогическим работникам за выполнение функций классного руководителя.

Оспариваемой частью ч. 3 ст. 1 оспариваемого Закона предусмотрено, что выплата ежемесячного вознаграждения производится с учетом районных коэффициентов, установленных решениями органов государственной власти СССР или органов государственной власти Российской Федерации, а также отчислений по единому социальному налогу, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Отказывая в удовлетворении требований прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что указанная норма воспроизводит норму, закрепленную в Постановлении Правительства Российской Федерации от 28.12.2006 года № 814 «О порядке предоставления в 2007 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату вознаграждения за выполнение классного руководителя педагогическим работникам государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений».

Постановлением Правительства РФ «О вознаграждении педагогических работников федеральных государственных общеобразовательных учреждений за выполнение функций классного руководителя» от 30.12.2005 года № 850 установлено с 01.01.2006 года педагогическим работникам федеральных государственных общеобразовательных учреждений ежемесячное вознаграждение за выполнение функций классного руководителя в размере 1000 руб., и, при этом сохранены размеры выплат за классное руководство, осуществляемые по состоянию на 31.12.2005 года.

Во исполнение федерального закона

Поскольку Республикой Саха (Якутия) выполняются в полном объеме полномочия в части финансового обеспечения доплат за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений субъекта Российской Федерации, оснований для признания оспариваемой нормы противоречащей федеральному законодательству и недействующей не имеется.

Между тем, из содержания оспариваемой нормы не усматривается, что субъектом предусмотрены выплаты процентной надбавки педагогическим работникам за работу в районах Крайнего Севера.

Судом не были приняты во внимание положения ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации и Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденном постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года, согласно которой вознаграждение за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам является составной частью заработной платы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря года № 860 утверждены Правила предоставления в 2008-2009 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений, которые определяют порядок предоставления в 2008-2009 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

В силу абзаца 3 пункта 3 названных Правил при определении размера субсидии учитываются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями, а также отчисления по единому социальному налогу, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Таким образом, при определении размера вознаграждения подлежат учету все предусмотренные федеральным законодательством надбавки и отчисления в отношении заработной платы, которые не учтены оспариваемой нормой.

Поскольку вознаграждение, установленное для работников общеобразовательных учреждений за осуществление функций классного руководства, представляет собою часть заработной платы и при определении размера вознаграждения должны быть учтены все надбавки и коэффициенты, установленные федеральным законодательством при начислении заработной платы, Судебная коллегия полагает согласиться с доводами, изложенными в представлении прокурора Республики Саха (Якутия).

Поскольку обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения настоящего дела, установлены, Судебная коллегия находит возможным обжалуемое судебное постановления отменить в части и, не передавая дело на новое рассмотрение судом первой инстанции, вынести соответствующее решение.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

Решение Верховного суда Республики Якутия от 16 апреля 2008 года отменить в части.

Заявленные прокурором Республики Саха (Якутия) требования удовлетворить в части признания противоречащим федеральному законодательству и недействующим ч. 3 статьи 1 Закона Республики Саха (Якутия) от 16.03.2007 года 440-3 № 895-Ш «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по осуществлению выплаты вознаграждения педагогическим работникам государственных образовательных учреждений Республики Саха (Якутия) и муниципальных образовательных учреждений за выполнение функций классного руководителя» А) времени его принятия.

В остальной части решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 16 апреля 2008 года - оставить без изменения.

Статьи законов по Делу № 74-Г08-36

Статья 72. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
ГПК РФ Статья 361. Утратила силу
ТК РФ Статья 129. Основные понятия и определения

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх