Дело № 74-Г08-39

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 10 сентября 2008 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Борисова Любовь Владимировна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №74-Г08-39

от 10 сентября 2008 года

 

председательствующего - Пирожкова В.Н. судей - Борисовой Л.В. и Калининой Л.А.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации

 

установила:

 

Пунктом 1 постановления Правления Государственного комитета по ценовой политике - Региональной энергетической комиссии Республики Саха (Якутия) от 29.12.2007 г. № 291 «О тарифах на газ природный (сетевой), реализуемый населению Республики Саха (Якутия) на коммунально-бытовые нужды на 2008 год» утверждены и введены в действие с 1 января 2008 года тарифы на газ природный (сетевой), реализуемый населению Республики Саха (Якутия) на коммунально-бытовые нужды, согласно приложению. При

этом тарифы установлены по направлениям потребления газа дифференцированно в зависимости от места жительства потребителей (город, село).

Первый заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании пункта 1 вышеуказанного нормативного правового акта противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.

Решением Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 6 июня 2008 года заявление прокурора удовлетворено. Пункт 1 постановления Правления Государственного комитета по ценовой политике - Региональной энергетической комиссии Республики Саха (Якутия) от 29.12.2007 г. № 291 «О тарифах на газ природный (сетевой), реализуемый населению Республики Саха (Якутия) на коммунально-бытовые нужды на 2008 год» признан противоречащим федеральному закону и недействующим.

В кассационной жалобе Государственный комитет по ценовой политике - Региональная энергетическая комиссия Республики Саха (Якутия) просит об отмене решения суда в связи с нарушением судом норм материального права и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации находит решение суда не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Удовлетворяя заявление прокурора о признании недействующим (в части) оспариваемого нормативного правого акта, суд пришел к выводу о наличии для этого предусмотренного законом основания.

Вывод суда мотивирован тем, что Государственный комитет по ценовой политике - Региональная энергетическая комиссия Республики Саха (Якутия) произвела расчет тарифов на газ природный (сетевой), реализуемый населению Республики Саха (Якутия), с нарушением установленных федеральным законодательством порядка и методических указаний.

Вывод суда, изложенный в решении, основан на анализе действующего законодательства, материалах дела и оснований для признания его неправильным не имеется.

В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (с последующими изменениями), федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов утверждает тарифы на услуги организаций -собственников газораспределительных систем по транспортировке газа и порядок их применения. Указанные тарифы могут быть дифференцированы с учетом экономических и социальных условий газоснабжения частей территорий субъектов Российской Федерации.

Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1995 года № 332 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства» в редакции, действовавшей на момент вынесения решения судом, устанавливалось, что розничные цены на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, рассчитываются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.

Согласно пункту 15 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 года № 1021 «О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации» (с последующими изменениями), вышеуказанные цены и тарифы могут дифференцироваться по группам потребителей в зависимости от присоединения последних к сетям различного давления, ценовых поясов, сезонности, времени заключения и сроков действия договоров поставки газа, режимов отбора газа, объемов его потребления и других факторов.

Пунктом 6 Методических указаний по урегулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утвержденных Приказом ФСТ России от 23.11.2004 г. № 194-12 определены виды розничных цен на газ. Розничные цены могут устанавливаться отдельно по направлениям потребления: на приготовление пищи и горячее водоснабжение (подогрев воды при отсутствии централизованного горячего водоснабжения), на отопление жилых помещений, прочие цели.

А пунктом 8 тех же Методических указаний установлено, что розничные цены могут устанавливаться без территориальной дифференциации на территории Российской Федерации или дифференцированно по территориям обслуживания отдельных поставщиков.

Анализ приведенных правовых норм свидетельствует о том, что в действующем законодательстве Российской Федерации не имеется нормативного правового акта, который предусматривал бы возможность дифференцированного установления тарифов на газ природный (сетевой), реализуемый населению, в зависимости от места проживания потребителей (город, село).

При таких обстоятельствах является правильным вывод в решении суда о том, что оспариваемый (в части) нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации противоречит федеральному законодательству.

Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Поскольку решение принято судом при правильном применении норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оно является законным и отмене не подлежит.

Ссылка в кассационной жалобе на то, Государственный комитет по ценовой политике Республики Саха (Якутия) был вправе путем принятия оспариваемого постановления дифференцировать тарифы на газ природный (сетевой), реализуемый населению Республики Саха (Якутия), основана на неправильном истолковании закона и не влечет отмену решения суда.

Другие доводы жалобы также не содержат предусмотренных статьей 362 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в кассационном порядке.

В силу изложенного, руководствуясь статьями 360, 361, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 6 июня 2008 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного комитета по ценовой политике - Региональной энергетической комиссии Республики Саха (Якутия1^баз^довлетворения.

Председательствующий

Статьи законов по Делу № 74-Г08-39

ГПК РФ Статья 253. Решение суда по заявлению об оспаривании нормативного правового акта
ГПК РФ Статья 361. Утратила силу
ГПК РФ Статья 362. (Утратила силу)
ГПК РФ Статья 366. (Утратила силу)
ГПК РФ Статья 360. (Утратила силу)

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх