Дело № 74-Г08-40

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 8 октября 2008 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Борисова Любовь Владимировна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №74-Г08-40

от 8 октября 2008 года

 

председательствующего Хаменкова В.Б. судей Борисовой Л.В. и Ксенофонтовой O.A.

Заслушав доклад судьи Верховного суда Российской Федерации Борисовой Л.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

19 июня 2007 года Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) принят Закон Республики Саха (Якутия) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями Российской Федерации по выплате единовременных пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в

семью, переданными органам государственного управления Республики Саха (Якутия)», опубликованный в газете «Якутские ведомости», № 64, 28 июля 2007 года, «Ил Тумэн», № 30, 3 августа 2007 года.

Прокурор Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании названного Закона Республики Саха (Якутия) противоречащим федеральному законодательству и не подлежащим применению, сославшись на то, что в нарушение положений федерального законодательства о местном самоуправлении и государственной поддержке граждан, имеющих детей, оспариваемый закон предусматривает наделение органов местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в Республике Саха (Якутия) государственными полномочиями в части выплаты единовременных пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью, хотя данные полномочия переданы Российской Федерацией органам государственной власти Республики Саха (Якутия) на основании Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и без права их последующей передачи органам местного самоуправления.

Решением Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 11 июля 2008 года заявление прокурора Республики Саха (Якутия) удовлетворено.

В кассационной жалобе Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) просит об отмене решения суда как незаконного и прекращении производства по делу.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда не подлежащим отмене.

Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Удовлетворяя заявление прокурора о признании противоречащим федеральному законодательству и не подлежащим применению Закона Республики Саха (Якутия) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями Российской Федерации по выплате единовременных пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью, переданными органам государственного управления Республики Саха (Якутия)», суд пришел к выводу о том, что для это имеются предусмотренные законом основания.

Вывод суда мотивирован тем, что законодатель Республики Саха (Якутия) не имел правовых оснований для наделения органов местного самоуправления муниципальных образований и городских округов Республики Саха (Якутия) государственными полномочиями Российской

Федерации по выплате государственных пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью, поскольку это не предусмотрено федеральным законодателем.

Вывод суда, изложенный в решении, соответствует требованиям закона и материалам дела и оснований для признания его неправильным не имеется.

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и

5 статьи 76 Конституции РФ).

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от

6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ (с последующими изменениями) относятся социальная поддержка и социальное обслуживание некоторых категорий граждан, в их числе детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).

В соответствии с пунктом 7 статьи 26.3 того же Федерального закона полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами. Полномочия Российской Федерации, переданные для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации, могут передаваться законами субъекта Российской Федерации органам местного самоуправления, если такое право предоставлено им федеральными законами, предусматривающими передачу соответствующих полномочий Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (с последующими изменениями), как следует из его преамбулы, устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства. Одним из видов государственных пособий статья 3 настоящего Федерального закона называет единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью.

Полномочия по назначению и выплате указанного пособия на основании части 1 статьи 4.1 указанного Федерального закона Российская Федерация передала для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, без передачи их органам местного самоуправления в порядке, предусмотренном статьей 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Средства на осуществление переданных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета (часть 2). Контроль за расходованием указанных средств осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим по контролю и надзору в области образования и науки (в части, касающейся назначения и выплаты единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью).

Приведенные правовые нормы согласуются с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Сравнительный анализ оспариваемого прокурором Закона и названных выше федеральных норм приводит к выводу о том, что законодатель Республики Саха (Якутия) наделил органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации по выплате единовременных пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью, переданными органам государственного управления Республики Саха (Якутия), не имея на это предусмотренных федеральным законом оснований.

При таких обстоятельствах вывод Верховного суда Республики Саха (Якутия) о противоречии оспариваемого правового нормативного акта федеральному законодательству является правильным, а решение о признании этого акта недействующим - законным и обоснованным.

Является ошибочным мнение Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) о том, что производство по настоящему делу подлежит прекращению. По настоящему делу не имеется, и заявителем не названо ни одного из предусмотренных законом, оснований для прекращения производства по делу.

Иные доводы кассационной жалобы отмену решения суда не влекут.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 360, пунктом 1

статьи 361, статьей 366 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 11 июля 2008 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) - без удовлетворения.

Председательствующий

Статьи законов по Делу № 74-Г08-40

Статья 72. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
ГПК РФ Статья 253. Решение суда по заявлению об оспаривании нормативного правового акта
ГПК РФ Статья 366. (Утратила силу)

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Загрузка
Наверх