Типовые договорыТиповые договоры



Активные юристыАктивные юристы

Телефон: +7 905 942-69-48
не в сети
Фото юриста
Лакоткина Юлия Анатольевна
г. Ужур Красноярский край ( СИБИРЬ)
ответов за неделю: 11
Телефон: 8 923 308 00 82
Телефон: 9060684949


Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 74-Г08-52

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 17 декабря 2008 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Калинина Людмила Александровна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

верховный суд российской федерации

Дело №74-Г08-52

г.Москва

председательствующего Еременко Т.И.,

судей Калининой Л.А., Ксенофонтовой О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу правительства Республики Саха (Якутия) об отмене решения Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 9 октября 2008 года, которым удовлетворено заявление прокурора Республики Саха (Якутия) о признании недействующим распоряжения правительства Республики Саха (Якутия) от 22 декабря 2004 года № 1488-р «О порядке согласования проведения массовых публичных мероприятий и уведомления о проведении массовых акций на части территории историко-архитектурного административного центра столицы Республики Саха (Якутия) - города Якутска, расположенной на площади Ленина».

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей решение не подлежащим отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

распоряжением правительства Республики Саха (Якутия) от 22 декабря 2004 года № 1488-р утвержден «Порядок согласования проведения массовых публичных мероприятий и уведомления о проведении массовых акций на части территории историко-архитектурного административного центра столицы Республики Саха (Якутия) - города Якутска, расположенной на площади Ленина».

Прокурор Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании указанного распоряжения недействующим, сославшись на его противоречие положениям Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», указав, что актами Правительства Республики Саха (Якутия) не может регламентироваться порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.

Правительство Республики Саха (Якутия) с заявлением прокурора не согласилось.

Решением Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 9 октября 2008 года заявление прокурора удовлетворено.

В кассационной жалобе правительство Республики Саха (Якутия) просит решение отменить как незаконное. Суть доводов сводится к неправильному истолкованию судом норм материального Закона, подлежащего применению.

Изучив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия не находит оснований для отмены решений.

Согласно п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» при проверке соблюдения компетенции органом или должностным лицом, принявшими нормативный правовой акт, необходимо выяснять, относятся ли вопросы, урегулированные в оспариваемом акте или его части, к предмету ведения Российской Федерации, полномочиям Российской Федерации или полномочиям субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, к ведению субъектов Российской Федерации или к вопросам местного значения. При этом следует иметь в виду, что законодатель субъекта Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов вправе самостоятельно осуществлять правовое регулирование при отсутствии соответствующего регулирования на федеральном уровне.

В указанных случаях суду необходимо проверять, принят ли оспариваемый акт или его часть в пределах усмотрения субъекта Российской Федерации, предоставленного ему при решении вопросов, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Если акт или его часть изданы без нарушения конституционных положений о разграничении компетенции Российской Федерации, ее субъектов и местного самоуправления, следует проверять полномочия органа или должностного лица, издавших оспариваемый акт, на осуществление правового регулирования данного вопроса.

Если судом будет установлено, что оспариваемый акт или его часть приняты по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня, или приняты с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, то оспариваемый акт или его часть признаются недействующими.

Общие положения организации и проведения публичных мероприятий установлены Федеральным законом № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

В соответствии с указанным федеральным законом, распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 декабря 2004 года № 1488-р утвержден «Порядок согласования проведения массовых публичных мероприятий и уведомления о проведении массовых акций на части территории историко-архитектурного административного центра столицы Республики Саха (Якутия) - города Якутска, расположенной на площади Ленина», которым регулируется порядок подачи уведомления о проведении массовых публичных мероприятий.

Между тем, в силу части 2 статьи 7 Федерального закона № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации.

При таких обстоятельствах Судебная коллегия полагает правильным вывод суда первой инстанции о том, что установление порядка согласования проведения массовых публичных мероприятий и уведомления о проведении массовых акций на уровне подзаконного нормативного правового акта в форме распоряжения правительства Республики Саха (Якутия) является недопустимым. Регламентация указанного порядка органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия) является вторжением в компетенцию законодательного органа Республики Саха (Якутия).

Что же касается ходатайства правительства Республики Саха (Якутия) о прекращении производства по делу в связи с тем, что 26 ноября 2008 года Государственным Собранием Республики Саха (Якутия) принят Закон Республики Саха (Якутия) «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, пикетирования) на территории Республики Саха (Якутия)» и распоряжением правительства Республики Саха (Якутия) от 12 декабря 2008 года № 1284-р оспариваемое распоряжение признано утратившим силу, оно удовлетворению не подлежит, поскольку на момент принятия судом первой инстанции решения распоряжение правительства Республики Саха (Якутия) от 22 декабря 2004 года № 1488-р действовало, порождало правовые последствия, вследствие чего могло повлечь какие-либо нарушения охраняемых законом прав и свобод граждан.

Таким образом, решение является законным и обоснованным, выводы суда основаны на правильном истолковании норм материального Закона, подлежащего применению, а, следовательно, оснований для отмены данного решения в кассационном порядке, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 361, 362 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила

решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 9 октября 2008 года оставить без изменения, кассационную жалобу правительства Республики Саха (Якутия) - без удовлетворения.

Статьи законов по Делу № 74-Г08-52

Производство по делу

Загрузка
Наверх