Дело № 74-Г09-13

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 8 июля 2009 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Ерёменко Татьяна Ивановна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №74-Г09-13

от 8 июля 2009 года

 

председательствующего В.П. Меркулова

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим п. 1 постановления правления государственного комитета по ценовой политике - региональной энергетической комиссии Республики Саха (Якутия) «О розничных ценах на газ природный (сетевой), поставляемый ОАО «Сахатранснефтегаз» населению Республики Саха (Якутия) на коммунально-бытовые нужды» от 24 декабря 2008 года № 221 и приложения к нему по кассационному представлению прокурора Республики Саха (Якутия) на решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 16 апреля 2009 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Еременко, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Э.С. Засеевой, полагавшей решение подлежащим отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

Правлением государственного комитета по ценовой политике -региональной энергетической комиссией Республики Саха (Якутия) принято постановление № 221 «О розничных ценах на газ природный (сетевой), поставляемый ОАО «Сахатранснефтегаз» населению Республики Саха (Якутия) на коммунально-бытовые нужды», которое официально опубликовано в газете «Якутия» от 27 декабря 2008 года № 242.

Прокурор Республики Саха (Якутия) обратился в Верховный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим п. 1 названного постановления, которым утверждены розничные цены на природный газ, поставляемый ОАО «Сахатранснефтегаз» населению на коммунально-бытовые нужды на 2009 год, согласно приложению.

В обоснование заявленных требований прокурор сослался на то, что направления потребления газа и коэффициенты дифференциации, указанные в приложении к постановлению, не соответствуют требованиям Методических указаний, утвержденных приказом ФСТ от 23 ноября 2004 года № 194-э/12.

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные суду требования.

Государственный комитет по ценовой политике региональной энергетической комиссией Республики Саха (Якутия) просил суд в удовлетворении заявленных прокурором требований отказать.

Решением Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 16 апреля 2009 года в удовлетворении заявленных прокурором требований отказано.

В кассационном представлении прокурор Республики Саха (Якутия) просит указанное решение суда отменить ввиду неправильного применения судом норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене обжалуемого решения суда.

В соответствии с Федеральным Законом от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в РФ» установление принципов формирования цен на газ отнесено к полномочиям федеральных органов государственной власти в области газоснабжения.

В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (с последующими изменениями), федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов утверждает тарифы на услуги организаций -собственников газораспределительных систем по транспортировке газа и порядок их применения. Указанные тарифы могут быть дифференцированы с учетом экономических и социальных условий газоснабжения части территорий субъектов Российской Федерации.

Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое в настоящем деле постановление принято субъектом РФ в пределах предоставленной ему компетенции, следует признать правильным.

Федеральной службой по тарифам 23 ноября 2004 года утверждены Методические указания по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению (приказ ФСТ от 23 ноября 2004 года № 194-э/12), в которых определены направления потребления газа населению, порядок расчета розничных цен на газ, коэффициенты дифференциации.

Как усматривается из материалов дела, оспариваемым постановлением ОАО «Сахатранснефтегаз» осуществляет функции поставщика газа населению на территории Республики Саха (Якутия). При определении розничных цен на

газ, поставляемых населению расширен перечень видов потребления газа в сравнении с установленными Методическими рекомендациями. Кроме того, при определении цены на газ, потребляемый населением, субъектом РФ применены коэффициенты, не соответствующие указанным в Методических рекомендациях.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что указанные Методические рекомендации, утвержденные федеральным органом государственной власти, устанавливают общие правила, направления в области газоснабжения, при этом формирование цен субъектом РФ имеет конкретное экономическое обоснование и не может быть ограничено нормативным актом, содержащим императивные нормы. Отклонение от методических указаний при формировании цен на газ не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов граждан.

Судебная коллегия находит данный вывод суда первой инстанции основанным на ошибочном применении судом норм материального права.

Пунктом 6 Методических указаний по урегулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утвержденных приказом ФСТ России от 23.11.2004 года № 194-12 определены виды розничных цен на газ. Розничные цены могут устанавливаться отдельно по направлениям потребления: на приготовление пищи и горячее водоснабжение (подогрев воды при отсутствии централизованного горячего водоснабжения), на отопление жилых помещений, прочие цели. В указанных рекомендациях также установлены рекомендуемые коэффициенты розничных цен по направлениям потребления газа.

Разрешая заявленные прокурором требования, суд первой инстанции установил, что при определении цен на газ, субъект РФ не руководствовался методическими рекомендациями, утвержденными приказом ФСТ России от 23.11.2004 года № 194-12. В связи с тем, что указанная методика, по мнению суда, носят рекомендательный характер, суд исходил из того, что отступление от указанных правил, не влечет нарушений прав и законных интересов граждан и может быть экономически целесообразна.

Между тем, согласно п.п. 4, 10 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 года № 1021, розничные цены на газ, реализуемый населению, подлежат государственному регулированию, которое осуществляется в соответствии с Методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации в настоящее время Федеральной службой по тарифам (Указ Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти») по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.

Поскольку законодательством РФ не предусмотрено право субъекта РФ произвольного установления цен на газ, поставляемый населению, Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции основанными на неправильном применении норм материального права.

Согласно ст. 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющего большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 16 апреля 2009 года — отменить.

Принять по делу новое решение, которым заявление прокурора

Статьи законов по Делу № 74-Г09-13

ГПК РФ Статья 253. Решение суда по заявлению об оспаривании нормативного правового акта
ГПК РФ Статья 361. Утратила силу

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх