Дело № 74-Г09-28

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 9 декабря 2009 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Ксенофонтова Ольга Алексеевна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №74-Г09-28

от 9 декабря 2009 года

 

председательствующего Меркулова В.П.,

при секретаре Росляковой Н.В. рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление и.о. прокурора Республики Саха (Якутия) на решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 3 сентября 2009 года, которым отказано в удовлетворении заявления прокурора Республики Саха (Якутия) об установлении факта неисполнения определения Верховного Суда Российской Федерации от 16 июля 2008 года в результате уклонения государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от принятия в пределах своих полномочий мер по исполнению указанного определения Верховного Суда Российской Федерации.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой O.A., объяснения представителей государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Бацева Ю.Н. и Макиенко О.В., возражавших против доводов кассационного представления, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

Определением Верховного Суда Российской Федерации от 16 июля 2008 года отменено в части решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 16 апреля 2008 года об отказе в удовлетворении заявления прокурора Республики Саха (Якутия) и признана противоречащей федеральному законодательству и недействующей часть 3 статьи 1 закона Республики Саха (Якутия) от 16 марта 2007 года 440-3 № 895-Ш «О наделении органов

местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по осуществлению выплаты вознаграждения педагогическим работникам государственных образовательных учреждений Республики Саха (Якутия) и муниципальных образовательных учреждений за выполнение функций классного руководителя» со времени принятия.

В связи с длительным (более шести месяцев) неисполнением названного определения прокурор Республики Саха (Якутия) обратился в Верховный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением, в котором просил установить, что в результате уклонения государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от принятия в пределах своих полномочий мер по исполнению определения Верховного Суда Российской Федерации от 16 июля 2008 года нарушены трудовые права классных руководителей государственных и муниципальных образовательных учреждений на оплату труда в соответствии с федеральным законодательством, а именно: на получение северной надбавки к выплатам за классное руководство.

Представители законодательного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) против удовлетворения заявления возражали, пояснив, что отмена части 3 статьи 1 закона Республики Саха (Якутия) 440-3 № 895-Ш привела бы к лишению классных руководителей всех предусмотренных законом доплат, начисляемых на сумму вознаграждения за выполнение функций классного руководителя, и полагая, что определение Верховного Суда Российской Федерации от 16 июля 2008 года может быть исполнено путем внесения изменений и дополнений в часть 3 статьи 1 названного закона. Таковая работа государственным собранием проводилась.

Решением Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 3 сентября 2009 года в удовлетворении требований прокурора отказано.

В кассационном представлении и.о. прокурора Республики Саха (Якутия) ставится вопрос об отмене указанного решения суда ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, и нарушения норм материального права и принятии по делу нового решения об удовлетворении требований прокурора.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оснований к отмене решения суда не усматривает.

Часть 3 статьи 1 закона Республики Саха (Якутия) от 16 марта 2007 года 440-3 № 895-Ш «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по осуществлению выплаты вознаграждения педагогическим работникам государственных образовательных учреждений Республики Саха (Якутия) и муниципальных образовательных учреждений за выполнение функций классного руководителя» предусматривала, что выплата ежемесячного вознаграждения производится с учетом районных коэффициентов, установленных решениями органов государственной власти СССР или органов государственной власти Российской Федерации, а также отчислений по единому социальному налогу, страховым

взносам на обязательное пенсионное страхование и страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Отменяя решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 16 апреля 2008 года в части отказа в удовлетворении требований прокурора о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей части 3 статьи 1 закона Республики Саха (Якутия) от 16 марта 2007 года 440-3 № 895-Ш и удовлетворяя требования прокурора, Верховный Суд Российской Федерации исходил из того, что указанной нормой не предусмотрена процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера.

Ввиду неисполнения определения Верховного Суда Российской Федерации от 16 июля 2008 года в течение шести месяцев прокурор Республики Саха (Якутия) обратился в Верховный суд Республики Саха (Якутия) с названным выше заявлением, ссылаясь в обоснование своей правовой позиции на пункт 4 статьи 9 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Названным пунктом предусмотрена мера федерального воздействия, применяемая Президентом Российской Федерации к законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации в случае, если соответствующим судом установлено, что законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации принят закон субъекта Российской Федерации, противоречащий федеральному закону, а законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, и после истечения данного срока судом установлено, что в результате уклонения законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации от принятия в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда были нарушены права и свободы человека и гражданина, права и охраняемые законом интересы юридических лиц.

Разрешая заявление прокурора, суд не усмотрел оснований для его удовлетворения, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела.

В частности, суд принял во внимание то обстоятельство, что исполнение определения Верховного Суда Российской Федерации путем исключения части 3 статьи 1 из текста закона Республики Саха (Якутия) от 16 марта 2007 года 440-3 № 895-Ш повлечет за собой отмену правового основания для выплаты классным руководителям иных причитающихся им в соответствии с указанной статьей доплат и коэффициентов и не будет являться исполнением определения Верховного Суда Российской Федерации в том смысле, который в него вложен. Согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 16 июля 2008 года норма части 3 статьи 1 закона Республики Саха (Якутия) от 16 марта 440-3 № 895-Ш признана недействующей в связи с отсутствием

указания на выплату процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера.

Законопроект, исключающий часть 3 статьи 1 закона Республики Саха (Якутия) 440-3 № 895-Ш был подготовлен депутатом Голомаревой Е.Х. в октябре 2008 года, но не был поддержан Президентом Республики Саха (Якутия) и получил отрицательное заключение прокуратуры.

Проект закона о внесении изменений в закон Республики Саха (Якутия) 440-3 № 895-Ш, внесенный правительством Республики Саха (Якутия), был принят государственным собранием в первом чтении 23 апреля 2009 года, но во втором чтении принят не был ввиду несогласования таблицы поправок к нему.

Таким образом, суд, отказывая в удовлетворении заявления прокурора, исходил из того, что законодательным собранием Республики Саха (Якутия) принимались меры к исполнению определения Верховного Суда Российской Федерации от 16 июля 2008 года.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным согласиться с позицией суда, кроме того, учитывает следующее.

Заявление прокурора Республики Саха (Якутия) об установлении факта уклонения государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от принятия в пределах своих полномочий мер по исполнению определения Верховного Суда Российской Федерации от 16 июля 2008 года подано в целях применения мер федерального воздействия, предусмотренных пунктом 4 статьи 9 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

15 октября 2009 года государственным собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) принят закон Республики Саха (Якутия) 741-3 № 373-IV «О внесении изменений в закон Республики Саха (Якутия) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по осуществлению выплаты вознаграждения педагогическим работникам государственных образовательных учреждений Республики Саха (Якутия) и муниципальных образовательных учреждений за выполнение функций классного руководителя», которым часть 3 статьи 1 изложена в новой редакции, предусматривающей выплату педагогическим работникам ежемесячного вознаграждения с учетом в числе иных выплат процентных надбавок к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Таким образом, определение Верховного Суда Российской Федерации от 16 июля 2008 года исполнено, закон Республики Саха (Якутия) приведен в соответствие с федеральным законодательством.

При таких обстоятельствах Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене обжалуемого решения.

Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 3 сентября 2009 года оставить без изменения, кассационное представление и.о. прокурора Республики Саха (Якутия) - без удовлетворения.

Председательствующий

Статьи законов по Делу № 74-Г09-28

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх