Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 74-Г09-7

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 20 мая 2009 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Меркулов Владимир Павлович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №74-Г09-7

от 20 мая 2009 года

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Прокурора Республики Саха (Якутии) о признании недействующим пп.3.3.2 п. 3.3 Положения о Министерстве образования Республики Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства РС (Я) от 16.08.2007 г. №351,

по кассационному представлению прокурора, участвующего в деле,

на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 12 марта

2009 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Меркулова В.П., возражения представителей Министерства образования Республики Саха (Якутия) Семенова Т.Т. и Петрова В.В., на кассационное представление, заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Селяниной Н.Я. об отмене решения суда, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

Прокурор Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании недействующим пп.3.3.2 п. 3.3 Положения о Министерстве

председательствующего судей

при секретаре

В.П.Меркулова

Т.И.Еременко и Л.А.Калининой Н.В.Царевой

 

установила:

 

образования Республики Саха (Якутии), утвержденного Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 16.08.2007 г. № 351, которым установлены полномочия Министерства Образования Республики Саха (Якутия) по определению порядка установления национально-региональных компонентов

государственных образовательных стандартов и условия их реализации, ссылаясь на то, что Федеральным Законом «Об образовании в новой редакции не предусмотрено наличие в Российской Федерации государственных образовательных стандартов, включающих в себя федеральный и региональный (национально-региональный) компоненты, и, исключено право субъектов РФ их устанавливать.

Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 12 марта 2009 года постановлено: в удовлетворении заявления прокурора Республики Саха (Якутия) о признании п.п.3.3.2 п. 3.3 Положения о Министерстве образования Республики Саха (Якутии), утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 16.08.2007г. № 351 противоречащими федеральному законодательству и недействующими отказать.

В кассационном представлении ставится вопрос об отмене решения суда ввиду того, что суд неправильно применил материальный закон, дал неправильную оценку доводам заявления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда подлежащим отмене.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд сослался на то, что наличие у Министерства образования РС(Я) права готовить и представлять на рассмотрение Президента и Правительства Республики Саха (Якутия) проекты нормативных правовых актов, устанавливающих национально-региональный компонент

государственных образовательных стандартов основан на положениях п.4 ст.1 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов» от 10.02.2009 г. № 18-ФЗ о внесении в п.5.2 ч.1 ст.29 Закона РФ «Об образовании» изменений.

Однако суд неправильно применил нормы материального права.

В силу ст. 7 Закона РФ «Об образовании» разработка и утверждение федеральных государственных образовательных стандартов осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно п.5.2 ч.1 ст.29 Закона РФ «Об образовании» (в ред. ФЗ № 18 от 10.02.2009) органам государственной субъектам РФ предоставлено право на участие в разработке не национально-регионального компонента государственных образовательных стандартов, а примерных основных образовательных программ (в части

учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей). При этом данные программы должны быть основаны на федеральных государственных образовательных стандартах или федеральных государственных требованиях, а не на государственных образовательных стандартах, которые признаны утратившими силу в связи с внесением ч.З , пп. «б» ч.13 ст. 1 Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ изменений в ст.7, п.п. 8 п.1 ст. 29 Закона РФ «Об образовании».

Вывод суда о том, что обучение лиц, зачисленных до 1 сентября 2009 г. осуществляется в соответствии с государственными образовательными стандартами (в т.ч. региональным (национально-региональным) компонентом) до завершения обучения предоставляет Министерству образования РС(Я) право устанавливать национально-региональный компонент государственных образовательных стандартов также является ошибочным. Основан на неправильном толковании норм федерального законодательства.

Нормами ч. 3 ст. 17 Закона РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» от 01.12.2007 г. № 309-ФЗ регулируется период обучения лиц (зачисленных до 1 сентября 2009 года в образовательные учреждения до завершения их обучения) в соответствии с указанными государственными образовательными стандартами, то есть со стандартами, действующими на момент вступления в законную силу вышеназванного федерального закона, что согласуется с положениями ч.2 ст. 17 этого же закона (ФЗ № 309), которыми предусмотрено, что прием на обучение в соответствии с государственными образовательными стандартами образовательных учреждениях прекращается 31.08.09 года.

Согласно п.п. 3, 13 ст.1 ФЗ № 309 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» из чЛ ст. 29 Закона РФ «Об образовании» исключен п.8, предоставляющий органам государственной власти субъектов РФ право устанавливать региональный (национально-региональный) компонент

государственных образовательных стандартов.

Согласно ст. 18 ФЗ № 309 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. При этом указанной статьей не предусмотрены иные сроки вступления в силу п.п. 3, 13 ст. 1 ФЗ № 309 , исключающих право субъектов Российской Федерации устанавливать региональный (национально-региональный) компонент.

При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене, поскольку суд не применил ч.З, п.п. «б» ч.13 ст.1, а также неправильно истолковал ч.З ст. 17 ФЗ № 309 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта», п.4 ст.1 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов» от 10.02.2009 г. № 18-ФЗ о внесении изменений в п.5.2 ч.1 ст.29 Закона РФ «Об образовании».

Ссылки суда, также доводы, изложенные в возражениях на кассационное представление, о применении ч.4 ст. 22.1 Конституции Республики Саха (Якутия), ст.З Конституционного закона РС С(Я), ст.9,11,28,32 Закона Республики Саха (Якутия) «Об образовании» нельзя признать обоснованными, поскольку в соответствии с ч.4 ст. 1 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъекта РФ могут быть изменены, в том числе, путем принятия новых федеральных законов.

Право устанавливать государственные образовательные стандарты исключено из полномочий субъектов РФ федеральным законодательством.

С учетом того, что обстоятельства, имеющие значение для дела установлены, Судебная коллегия считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 12 марта 2009 года отменить.

Принять новое решение, которым признать недействующим п.п.3.3.2 пункта 3.3 Положения о Министерстве образования Республики Саха (Якутии), утвержденного постановлением Правительства РС (Я) от 16.08.2007 г. № 351. с момента вступления настоящего решения в законную силу.

Председательствующий Судьи

Статьи законов по Делу № 74-Г09-7

ГПК РФ Статья 361. Утратила силу

Производство по делу

Загрузка
Наверх