Дело № 74-Г09-9

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 27 мая 2009 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Ксенофонтова Ольга Алексеевна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №74-Г09-9

от 27 мая 2009 года

 

председательствующего Пирожкова В.Н.,

при секретаре Холомеевой О.М. рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление первого заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) на решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 5 марта 2009 года, которым частично удовлетворено заявление заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании отдельных положений Закона Республики Саха (Якутия) от 23 мая 1995 года 3 № 59-1 «Об образовании» противоречащими федеральному законодательству и недействующими.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой O.A., объяснения представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Жиркова Е.П. и Бацева Ю.Н., возражавших против доводов кассационного представления, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что кассационное представление подлежит удовлетворению, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

23 мая 1995 года Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) принят Закон Республики Саха (Якутия) 3 № 59-1 «Об образовании».

Заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному закону и недействующими отдельных положений названного Закона, в частности, частей 1 и 3 статьи 5; части 6 статьи 9 (в части); части 4 статьи 10 (в части); части 2 статьи 11 (в части); части 4 статьи 13; части 2 статьи 16; частей 2 и 3

статьи 17; части 3 статьи 18; части 2 статьи 19; частей 5 и 6 статьи 24; части 4 статьи 25; статьи 27; части 4 статьи 28 (в части); части 2 статьи 32 (в части); частей 3 и 10 статьи 33; части 2 статьи 34; части 1 статьи 40 (в части); части 15 статьи 44 (в части); части 2 статьи 46; части 2 статьи 47.

В обоснование заявления прокурор указал, что в соответствии с ранее действовавшим законодательством определение и осуществление политики в области образования, не противоречащей политике Российской Федерации, относилось к ведению субъектов Российской Федерации (статья 29 Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1). В связи с признанием утратившим силу с 1 января 2008 года подпункта 1 пункта 1 статьи 29 Закона РФ «Об образовании» проведение самостоятельной политики в области образования выведено из компетенции субъектов Российской Федерации, поэтому установление субъектом Российской Федерации основ и принципов государственной политики в области образования противоречит федеральному законодательству.

Решением Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 5 марта 2009 года заявление заместителя Прокурора Республики Саха (Якутия) удовлетворено частично: признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими часть 1 статьи 5; часть 4 статьи 10 (в части); часть 4 статьи 13; часть 3 статьи 18; часть 2 статьи 19; части 5 и 6 статьи 24; часть 4 статьи 25; часть 2 статьи 32 (в части); часть 3 (в части) и часть 10 статьи 33; часть 2 статьи 34; часть 15 статьи 44; часть 2 статьи 46; часть 2 статьи 47 Закона Республики Саха (Якутия) от 23 мая 1995 года 3 № 59-1 «Об образовании».

В кассационном представлении первого заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) ставится вопрос об отмене указанного решения суда в части отказа в удовлетворении заявления прокурора как постановленного с нарушением норм материального права и принятии по делу нового решения об удовлетворении требований прокурора.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит кассационное представление подлежащим удовлетворению.

Как следует из представления, прокурором оспариваются выводы суда по части 3 статьи 5, части 6 статьи 9, части 2 статьи 11, части 2 статьи 16, частям 2 и 3 статьи 17, статье 27, части 4 статьи 28, части 1 статьи 40 Закона Республики Саха (Якутия) от 23 мая 1995 года 3 № 59-1 «Об образовании».

В остальной части решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 5 марта 2009 года не обжалуется.

Из содержания части 6 статьи 9, части 2 статьи 11, части 4 статьи 28, части 1 статьи 40 Закона Республики Саха (Якутия) «Об образовании» следует наличие у Республики Саха (Якутия) полномочий по установлению регионального (национально-регионального) компонента государственных образовательных стандартов.

Разрешая требования прокурора по названным статьям Закона Республики Саха (Якутия) «Об образовании» и отказывая в их удовлетворении, суд сослался на пункт 4 статьи 1 Федерального закона от 10 февраля 2009 года № 18-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов» и часть 3 статьи 17 Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта».

В частности, суд указал, что в соответствии с пунктом 4 статьи 1 Федерального закона от 10 февраля 2009 года № 18-ФЗ органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право на участие в разработке на основе федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований примерных основных образовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей (подпункт 5.2. пункта 1 статьи 29 Закона РФ «Об образовании», введенный Федеральным законом от 10 февраля 2009 года № 18-ФЗ)).

Между тем, из приведенного в решении суда обоснования не следует наличия у органов государственной власти субъектов Российской Федерации права на установление регионального (национально-регионального) компонента государственных образовательных стандартов, о котором идет речь в оспариваемых статьях Закона Республики Саха (Якутия) «Об образовании». В соответствии с подпунктом 5.2. пункта 1 статьи 29 Закона РФ «Об образовании» органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право на участие в разработке примерных основных образовательных программ на основе федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований, а не национально-регионального компонента государственных образовательных стандартов, которые признаны утратившими силу в связи с внесением изменений в статью 7 и подпункт 8 пункта 1 статьи 29 Закона РФ «Об образовании» (изменения внесены Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 309-ФЗ).

Часть 3 статьи 17 Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 309-ФЗ предусматривает, что обучение лиц, зачисленных до 1 сентября 2009 года в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения для обучения по основным образовательным программам в соответствии с государственными образовательными стандартами, осуществляется в соответствии с указанными стандартами до завершения обучения.

Согласно части 2 статьи 17 названного Закона прием на таковое обучение прекращается 31 декабря 2009 года.

Учитывая, что подпункт 8 пункта 1 статьи 29 Закона РФ «Об образовании», относивший к ведению субъектов Российской Федерации в области образования установление регионального (национально-регионального) компонента государственных образовательных стандартов,

признан утратившим силу Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 309-ФЗ, названный Закон вступил в силу со дня его официального опубликования (статья 18 Федерального закона № 309-ФЗ) и не предусматривает иных сроков вступления в силу норм, исключивших право субъектов Российской Федерации на установление регионального (национально-регионального) компонента государственных образовательных стандартов, ссылку суда на часть 3 статьи 17 Федерального закона № 309-ФЗ нельзя признать состоятельной.

Таким образом, вывод суда по части 6 статьи 9, части 2 статьи 11, части 4 статьи 28 и части 1 статьи 40 оспариваемого Закона Республики Саха (Якутия) сделан на основании неправильного применения норм материального права.

Согласно части 3 статьи 5 Закона Республики Саха (Якутия) «Об образовании» Республика Саха (Якутия) гарантирует гражданам в рамках средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и местных бюджетов общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, дополнительного образования детей, начального профессионального образования и на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов и государственного заказа на обеспечение специалистами с высшим профессиональным образованием, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

По мнению прокурора, приведенная норма Закона Республики Саха (Якутия) противоречит пункту 3 статьи 5 Закона РФ «Об образовании», которая наряду с перечисленными видами образования гарантирует гражданам бесплатность на конкурсной основе высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд не привел доводов, опровергающих позицию прокурора, и исходил лишь из того, что оспариваемая норма приведена в соответствие с федеральным законодательством на основании постановления Государственного Собрания (Ил Тумэн) от 18 февраля 2009 года 3 № 190-1У, которым принят Закон Республики Саха (Якутия) «О начальном профессиональном, среднем профессиональном и дополнительном профессиональном образовании в Республике Саха (Якутия)».

Судебная коллегия полагает, что норма части 3 статьи 5 Закона Республики Саха (Якутия) «Об образовании», не в полном объеме предусматривающая государственные гарантии в области образования по сравнению с федеральным законодательством, противоречит последнему и подлежит признанию недействующей.

В соответствии с частью 2 статьи 16 Закона Республики Саха (Якутия) «Об образовании» начальное профессиональное образование в Республике Саха (Якутия) может быть получено в образовательных учреждениях начального профессионального образования, находящихся в ведении

Республики Саха (Якутия) (профессиональных училищах, профессиональных лицеях, учебно-курсовых комбинатах (пунктах), учебно-производственных центрах и других образовательных учреждениях данного уровня, расположенных на территории Республики Саха (Якутия).

В соответствии с частью 3 статьи 17 указанного Закона среднее профессиональное образование в Республике Саха (Якутия) может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях), находящихся в ведении Республики Саха (Якутия), а также на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования, расположенных на территории Республики Саха (Якутия).

Оспаривая указанные нормы, прокурор ссылался на то, что они сокращают по сравнению с федеральным законодательством перечень образовательных учреждений, в которых может быть получено начальное и среднее профессиональное образование.

Суд, отказывая в удовлетворении требований прокурора, исходил из того, что в оспариваемых нормах речь идет об образовательных учреждениях, находящихся в ведении Республики Саха (Якутия), которая как субъект Российской Федерации не обладает компетенцией в области высшего и послевузовского профессионального образования в силу пункта 22 статьи 78 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласиться с выводами суда не представляется возможным в силу следующих обстоятельств.

Обращаясь в суд, прокурор ссылался на противоречие оспариваемых норм пункту 2 статьи 22 и пункту 3 статьи 23 Закона РФ «Об образовании».

Согласно пункту 2 статьи 22 Закона РФ «Об образовании» начальное профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях начального профессионального образования, а также в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующих лицензий.

В соответствии с пунктом 3 статьи 23 Закона РФ «Об образовании» среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования и образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

Отказывая в удовлетворении требований прокурора, суд не привел в решении доводов, опровергающих его позицию.

Ссылку суда на отсутствие у Республики Саха (Якутия) как субъекта Российской Федерации компетенции в области высшего и послевузовского

профессионального образования нельзя признать состоятельной, поскольку оспариваемые нормы регулируют порядок реализации права граждан на получение начального и среднего профессионального образования. В Законе Республики Саха (Якутия) «Об образовании» это право ограничено по сравнению с Законом РФ «Об образовании».

Поскольку нормы части 2 статьи 16 и части 3 статьи 17 Закона Республики Саха (Якутия) «Об образовании» противоречат федеральному законодательству, они подлежат признанию недействующими.

В соответствии с частью 2 статьи 17 Закона Республики Саха (Якутия) «Об образовании» граждане, имеющие среднее (полное) общее или начальное профессиональное образование соответствующего профиля, получают среднее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам.

Указанная норма, по мнению прокурора, противоречит пункту 2 статьи 23 Закона РФ «Об образовании», согласно которому среднее профессиональное образование по сокращенным программам могут получить только граждане, имеющие начальное профессиональное образование соответствующего профиля.

Разрешая требования прокурора, суд сослался пункт 1 статьи 23 Закона РФ «Об образовании», в соответствии с которым среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. Указав, что норма названной статьи воспроизведена в части 1 статьи 17 Закона Республики Саха (Якутия) «Об образовании», в совокупности с которой должна рассматриваться часть 2 статьи 17, суд пришел к выводу об отсутствии противоречия последней федеральному законодательству.

Признать вывод суда правильным не представляется возможным. В части 1 статьи 17 Закона Саха (Якутия) (аналогичная норма содержится в пункте 1 статьи 23 Закона РФ «Об образовании») говорится о возможности получения среднего профессионального образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. Между тем, федеральный закон предусматривает, что по сокращенным программам получить среднее профессиональное образование могут лишь граждане, имеющие начальное профессиональное образование соответствующего профиля.

Изложенное свидетельствует о том, что оспариваемая норма части 2 статьи 17 Закона Республики Саха (Якутия) «Об образовании» в части указания на то, что среднее профессиональное образование по сокращенным программам могут получить граждане, имеющие среднее (полное) общее образование, противоречит федеральному законодательству и должна быть признана недействующей.

Разрешая требования прокурора по статье 27 Закона Республики Саха (Якутия) «Об образовании», устанавливающей общие требования к приему граждан в образовательные учреждения, находящиеся в ведении Республики

Саха (Якутия), и отказывая в их удовлетворении, суд сослался лишь на норму Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (подпункт «б» пункта 1 статьи 5), предусматривающую, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации, и счел, что установление общих требований к приему граждан в образовательные учреждения, находящиеся в ведении Республики Саха (Якутия), осуществлено в пределах полномочий Республики Саха (Якутия) как субъекта Российской Федерации.

Кроме того, суд сослался на существование решения Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 23 января 2007 года, предметом рассмотрения которого являлись части 3 и 4 статьи 27 Закона Республики Саха (Якутия) «Об образовании», без учета которого, по мнению суда, невозможно признание статьи 27 недействующей в целом.

Согласиться с выводами суда не представляется возможным в силу следующих обстоятельств.

Пункт 1 статьи 16 Закона РФ «Об образовании», действующий в редакции Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 17-ФЗ, устанавливает, что общие требования к приему граждан в образовательные учреждения регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения - также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов. Таким образом, субъекту Российской Федерации не предоставлено право установления общих требований к приему граждан в образовательные учреждения.

В связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» с 1 января 2008 года изменились полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области образования, из числа полномочий субъектов Российской Федерации исключено определение и осуществление политики в области образования.

Изложенное свидетельствует о противоречии статьи 27 Закона Республики Саха (Якутия) «Об образовании» федеральному законодательству.

То обстоятельство, что по частям 3 и 4 статьи 27 Закона Республики Саха (Якутия) «Об образовании» имеется решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 23 января 2007 года, не свидетельствует о невозможности признания статьи 27 недействующей в целом с учетом изменившегося правового регулирования.

Учитывая изложенное, решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 5 марта 2009 года в части, в которой прокурору отказано в

удовлетворении заявленных требований по части 3 статьи 5, части 6 статьи 9, части 2 статьи 11, части 2 статьи 16, частям 2 и 3 статьи 17, статье 27, части 4 статьи 28, части 1 статьи 40 Закона Республики Саха (Якутия) от 23 мая 1995 года 3 № 59-1 «Об образовании», нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 5 марта 2009 года в части отказа в удовлетворении требований заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) по части 3 статьи 5, части 6 статьи 9, части 2 статьи 11, части 2 статьи 16, частям 2 и 3 статьи 17, статье 27, части 4 статьи 28, части 1 статьи 40 Закона Республики Саха (Якутия) от 23 мая 1995 года 3 № 59-1 «Об образовании» отменить.

Принять по делу новое решение, которым признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу часть 3 статьи 5; часть 6 статьи 9, часть 2 статьи 11, часть 4 статьи 28, часть 1 статьи 40 в части, касающейся установления регионального (национально-регионального) компонента государственных образовательных стандартов; часть 2 статьи 16; часть 3 статьи 17; часть 2 статьи 17 в части, устанавливающей возможность получения среднего профессионального образования по сокращенным ускоренным программам гражданами, имеющими среднее (полное) общее образование; статью 27 Закона Республики Саха (Якутия) от 23 мая41995 года 3 № 59-1 «Об образовании».

В остальной части решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 5 марта 2009 года оставить безАуменения.

Председательствующий Судьи

Статьи законов по Делу № 74-Г09-9

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх