Типовые договорыТиповые договоры



Активные юристыАктивные юристы

Телефон: +7 905 942-69-48
не в сети
Фото юриста
Лакоткина Юлия Анатольевна
г. Ужур Красноярский край ( СИБИРЬ)
ответов за неделю: 11
Телефон: 8 923 308 00 82
Телефон: 9060684949


Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 74-Г10-2

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 2 июня 2010 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Борисова Любовь Владимировна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №74-Г10-2

от 2 июня 2010 года

 

председательствующего Пирожкова В.Н., судей Анишиной В.И. и Борисовой Л.В., при секретаре Аверине A.B.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., объяснения представителя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Бацева Ю.Н., поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

прокурор обратился в суд с вышеуказанным заявлением, сославшись на то, что оспариваемое положение об отнесении этноса «чукчи» к коренным малочисленным народам Севера в Республике Саха (Якутия) противоречит федеральному законодателе! ву, имеющему большую юридическую силу.

Верховным Судом Республики Саха (Якутия) постановлено приведенное выше решение, об отмене которого и принятии нового об отказе в удовлетворении заявления просит в кассационной жалобе Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), указывая на неправильное применение судом норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.

Установлено, что 10 июля 2003 г. принят Закон Республики Саха (Якутия) № 59-3 № 121-III «О перечне коренных малочисленных народов Севера и местностей (территорий) их компактного проживания в Республике Саха (Якутия)», ч. 1 ст. 2 которого установлено следующее:

на основании ст. 1 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ» отнести к перечню коренных малочисленных народов Севера следующие аборигенные этносы Республики Саха (Якутия): долганы, эвены, эвенки, чукчи, юкагиры.

Удовлетворяя заявление прокурора, суд пришел к правильному выводу о том, что отнесение аборигенного этноса «чукчи» к коренным малочисленным народам Севера в Республике Саха (Якутия) вступает в противоречие с действующим федеральным законодательством.

В соответствии с п. «м» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По данным предметам ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 2 и 5 ст.76).

Законодательное разграничение полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере закреплено Федеральным законом от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации».

В соответствии со ст. 5 названного Федерального закона федеральные органы государственной власти имеют право принимать федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, федеральные программы социально-экономического и культурного развития, оказывать целевую поддержку за счет средств федерального бюджета и осуществлять иные полномочия в указанной сфере. Правительство Российской Федерации в целях защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов Российской

Федерации утверждает перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых проживают эти народы, а также перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации (ч. 2 ст. 5).

Статьей 6 установлены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов упомянутого Федерального закона, и среди них не названо право на осуществление нормативного правового регулирования по вопросу утверждения перечня коренных малочисленных народов Российской Федерации и местностей (территорий) их компактного проживания на территории субъектов Российской Федерации.

С указанными нормами Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» согласуются положения подп. 54 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в соответствии с которыми решение вопросов организации и обеспечения защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Российской Федерации отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Из приведенных федеральных норм следует, что включение народа в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации является основанием распространения на него гарантий, установленных Федеральным законом «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» и иными федеральными законами, определяющими права коренных малочисленных народов.

Отсутствие в Едином перечне какого-либо народа, компактно проживающего на территории субъекта Российской Федерации, является основанием для представления органами государственной власти субъекта Российской Федерации в Правительство Российской Федерации обоснования необходимости внесения изменений в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации и не подлежит устранению путем самостоятельного законодательного регулирования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. № 255 (в ред. от 13 октября 2008 г. № 760) утвержден Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации,

в соответствии с которым на территории Республики Саха (Якутия) проживают следующие коренные малочисленные народы Российской Федерации: долганы, эвены, эвенки, юкагиры.

В данный перечень включен аборигенный этнос «чукчи», территориями проживания которых являются Чукотский автономный округ и Камчатский край, входящие в состав Дальневосточного федерального округа, чем и обусловлено такое включение в Единый перечень.

Судом первой инстанции установлено, что органы государственной власти Республики Саха (Якутия) не обращались в Правительство Российской Федерации с представлением о включении в перечень малочисленных народов Севера народа «чукчи» как аборигенного этноса Республики Саха (Якутия). Отсутствие в Едином перечне этноса «чукчи», компактно проживающего на территории Республики Саха (Якутия), устранено субъектом Российской Федерации путем самостоятельного законодательного регулирования.

Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

При таких обстоятельствах вывод в решении суда о том, что ч. 1 ст. 2 оспариваемого нормативного правового акта (в указанной выше части) вступает в противоречие с действующим федеральным законодательством, является правильным, а решение суда - законным и обоснованным.

Не влечет отмену решения суда ссылка в кассационной жалобе на то, что после вынесения судом настоящего решения Правительство Республики Саха (Якутия) обратилось в Правительство Российской Федерации с представлением о внесении изменений в Единый перечень малочисленных коренных народов Российской Федерации в части позиции, касающейся этноса «чукчи», и просило слова «Чукотский автономный округ», «Камчатский край» дополнить словами «Республика Саха (Якутия)». На момент кассационного рассмотрения дела этот вопрос не разрешен Правительством Российской Федерации в установленном законом порядке.

Иные доводы Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), изложенные в его кассационной жалобе, являлись предметом проверки суда первой инстанции и по мотивам, приведенным в решении, им отвергнуты. Оснований не согласиться с правовой оценкой суда Судебная коллегия не имеет.

Руководствуясь ст. 360, п. 1 ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 2 апреля 2010 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного Собр^нЦ ^л Тумэн) Республики Саха (Якутия) - без удовлетворения.

Статьи законов по Делу № 74-Г10-2

Статья 72. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
ГПК РФ Статья 253. Решение суда по заявлению об оспаривании нормативного правового акта
ГПК РФ Статья 361. Утратила силу

Производство по делу

Загрузка
Наверх