Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 74-Г11-16

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 29 июня 2011 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Борисова Любовь Владимировна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №74-Г11-16

от 29 июня 2011 года

 

председательствующего Пирожкова В.Н.,

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кротова В.А., полагавшего решение суда подлежащим отмене с прекращением производства по делу, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с указанным выше заявлением ссылаясь на то, что оспариваемый в части нормативный правовой акт противоречит подп. «в» п. 4 Правил

предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку овцеводства, северного оленеводства и табунного коневодства, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2010 г. № 1069, подп. «в» п. 4 Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку племенного животноводства, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2009 г. № 79.

Верховным Судом Республики Саха (Якутия) постановлено приведённое выше решение, об отмене которого и направлении дела в суд первой инстанции на новое рассмотрение просит в кассационной жалобе Правительство Республики Саха (Якутия), ссылаясь на нарушение судом норм материального права и норм процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что имеются основания для отмены судебного постановления с прекращением производства по делу.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2009 г. № 79 утверждены Правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку племенного животноводства.

В качестве одного из условий предоставления субсидии субъекту Российской Федерации подп. «в» п. 4 этих Правил называет наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего порядок предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям средств на поддержку племенного животноводства, источником финансового обеспечения которых является субсидия, в том числе перечни документов, необходимых для получения указанных средств, и сроки рассмотрения документов, предоставляемых сельскохозяйственными товаропроизводителями для получения субсидий, не превышающие 15 рабочих дней.

Аналогичные условия относительно срока рассмотрения документов, предоставляемых сельскохозяйственными товаропроизводителями для получения субсидий на поддержку овцеводства, северного оленеводства и табунного коневодства, предусмотрены подп. «в» п. 4 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку овцеводства, северного оленеводства и табунного коневодства, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2010 г. № 1069.

Установлено, что 21 января 2011 г. Правительством Республики Саха (Якутия) принято постановление № 19 «О Правилах предоставления в 2011 году субсидий из средств, поступающих из федерального бюджета на поддержку сельскохозяйственного производства и на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских

кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах», опубликованное в печатном издании «Якутские ведомости» 29 января 2011 г., № 6.

Пунктом 1 документа утверждены Правила предоставления в 2011 году субсидий из средств, поступающих из федерального бюджета на поддержку сельскохозяйственного производства (далее - Правила).

Правила устанавливают категории и критерии отбора получателей, цели и условия, порядок предоставления в 2011 году субсидий из средств, поступающих из федерального бюджета на поддержку сельскохозяйственного производства по следующим направлениям: растениеводство, северное оленеводство, табунное коневодство, племенное животноводство (п. 1).

Закреплено, что Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) в течение пяти рабочих дней рассматривает правильность оформления документов, установленных данными Правилами и представленных сельскохозяйственными товаропроизводителями для получения субсидии, в случае ненадлежащего оформления возвращает их на доработку с указанием даты возврата (п. 11). Срок рассмотрения конкурсных заявок составляет до десяти календарных дней после окончания срока приёма документов (п. 3.1 приложения к Правилам).

Указанные условия предоставляют возможность участнику конкурсного отбора внести изменения в свою конкурсную заявку до истечения установленного срока подачи конкурсных заявок.

Таким образом, установленные оспариваемым актом Республики Саха (Якутия) сроки рассмотрения документов, предоставляемых сельскохозяйственными товаропроизводителями для получения субсидий, не превышают 15 рабочих дней, что соответствует федеральным нормам.

В соответствии с п. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону илу другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Суд, разрешая дело, правомерно высказал суждение о том, что не противоречит требованиям федерального законодательства установленный Правилами более короткий срок рассмотрения документов, однако не применил закон, подлежащий применений к спорному правоотношению.

Единственным и достаточным основанием для удовлетворения требования прокурора суд посчитал то, что содержание оспариваемого пункта акта республики не отвечает требованиям определённости, ясности и недвусмысленности законодательного регулирования, с чем нельзя согласиться по следующим основаниям.

Во-первых, суд в решении не привёл какого-либо обоснования своего вывода, нарушив требования ст. 198 ГПК РФ.

Во-вторых, данный вывод суда является ошибочным. Правительством Республики Саха (Якутия) осуществлено нормативное правовое регулирование, содержащее ясные для понимания и исполнения положения, касающиеся срока рассмотрения представленных сельскохозяйственными товаропроизводителями документов для получения субсидии.

Нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права названо п. 4 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ в качестве основания для отмены судебного постановления в кассационном порядке.

В заседании Судебной коллегии установлено, что в оспариваемой прокурором части документ прекратил своё действие.

27 мая 2011 г. Правительством Республики Саха (Якутия) выпущено постановление № 236, которым внесено изменение в п. 11 Правил, изложенный в следующей редакции: «Срок рассмотрения Министерством документов, представленных получателями субсидии для перечисления субсидии, составляет 15 рабочих дней». Акт официально опубликован в издании «Якутские ведомости» от 1 июня 2011 г., № 34, и вступил в действие.

В соответствии с п. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

По смыслу закона, предметом судебного обжалования могут быть только такие правовые акты нормативного характера, которые на момент рассмотрения заявленных требований являются действующими и влекущими нарушения прав и свобод. Правовые акты, действие которых прекращено, сами по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей не являются и нарушений охраняемых законом прав и интересов повлечь не могут.

Аналогичная позиция отражена и в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части».

Поскольку оспариваемая норма регионального постановления прекратила своё действие и нарушения чьих-либо прав и свобод не влечёт, имеются предусмотренные абз. 2 ст. 220 ГПК РФ основания для прекращения производства по делу.

Таким образом, решение суда подлежит отмене с прекращением производства по делу.

Руководствуясь ст. 360, п. 4 ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 28 апреля 2011 г. отменить, производство [скрыто] пянному делу прекратить.

Председательствующий Судьи

Статьи законов по Делу № 74-Г11-16

ГПК РФ Статья 198. Содержание решения суда
ГПК РФ Статья 220. Основания прекращения производства по делу
ГПК РФ Статья 251. Подача заявления об оспаривании нормативных правовых актов
ГПК РФ Статья 253. Решение суда по заявлению об оспаривании нормативного правового акта
ГПК РФ Статья 361. Утратила силу
ГПК РФ Статья 362. (Утратила силу)

Производство по делу

Загрузка
Наверх