Типовые договорыТиповые договоры



Активные юристыАктивные юристы

Телефон: +7 905 942-69-48
Телефон: 9060684949
не в сети
Фото юриста
Лакоткина Юлия Анатольевна
г. Ужур Красноярский край ( СИБИРЬ)
ответов за неделю: 11
Телефон: 8 923 308 00 82


Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 74-Г11-21

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 26 октября 2011 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Ксенофонтова Ольга Алексеевна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №74-Г11-21

от 26 октября 2011 года

 

председательствующего Пирожкова В.Н.,

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой O.A., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

Егорова A.C. обратилась в Верховный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании недействующим распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2010 года № 1025-р «О резервировании земель и земельных участков в кварталах 6, 7, 8, «Радиоцентр», 66, 67, 79 г.Якутска» в части, касающейся резервирования земель в квартале 7 г.Якутска, где находится принадлежащий ей жилой дом, полагая, что оно противоречит Земельному кодексу РФ, Положению о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденному постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 года № 561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд», Федеральному закону от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку принято исполнительным органом государственной

власти Республики Саха (Якутия) с целью резервирования земель для муниципальных нужд, а названные выше федеральные нормативные акты относят решение таких вопросов к полномочиям органов местного самоуправления.

Кроме того, не соблюдена форма, в которой принимается нормативный правовой акт: он принят в форме распоряжения, а не постановления.

Заявительница указала, что оспариваемое распоряжение нарушает ее право как собственника жилого дома на приватизацию земельного участка, находящегося в границах зарезервированных земель, в предоставлении земельного участка в собственность ей отказано со ссылкой на оспариваемое распоряжение.

Решением Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 8 августа 2011 года распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2010 года № 1025-р «О резервировании земель и земельных участков в кварталах 6, 7, 8, «Радиоцентр», 66, 67, 79 г.Якутска» признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

В кассационной жалобе Правительства Республики Саха (Якутия) ставится вопрос об отмене указанного решения как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения суда.

Распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2010 года № 1025-р зарезервированы для государственных нужд Республики Саха (Якутия) сроком на 7 лет земельные участки из земель населенных пунктов, расположенные в кварталах 6, 7, 8, «Радиоцентр», 66, 67, 79 г.Якутска, в целях размещения объектов электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения согласно приложению (пункт 1.1), а также земли, не представленные гражданам и юридическим лицам, в целях размещения объектов инженерной инфраструктуры в границах, указанных в схемах резервируемых земель согласно приложениям (пункт 1,2); собственники, землепользователи, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков ограничены в возведении жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, строений, сооружений (пункт 2); министерству имущественных отношений Республики Саха (Якутия) поручено обеспечить государственную регистрацию ограничений прав в порядке, предусмотренном федеральным законодательством (пункт 4).

Распоряжение официально опубликовано в печатных изданиях «Якутские ведомости» № 61 от 22 сентября 2010 года, «Сокуоннар. Уураахтар. Дьапаллар.» № 185-188 от 13 ноября 2010 года.

Разрешая заявление Егоровой A.C., суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое распоряжение является нормативным правовым актом.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых

актов полностью или в части», существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Указанным признакам оспариваемое распоряжение соответствует, поскольку определяет правила поведения, обусловленные резервированием земельных участков, содержащие ограничения, касающиеся использования земельных участков и их гражданского оборота, обязательные для неопределенного круга лиц, следовательно, рассчитанные на неоднократное применение.

Учитывая изложенное, а также опубликование распоряжения в официальном источнике, Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что предметом оспаривания в настоящем случае является нормативный правовой акт, в связи с чем дело о его оспаривании подсудно Верховному суду Республики Саха (Якутия).

По обстоятельствам, изложенным выше, не могут явиться основанием к отмене решения доводы кассационной жалобы Правительства Республики Саха (Якутия) о рассмотрении дела Верховным Судом Республики Саха (Якутия) с нарушением правил подсудности.

Поскольку оспариваемый акт содержит правовые нормы, определяющие правила поведения субъектов регулируемых отношений, издание его в форме распоряжения не может свидетельствовать о том, что он не является нормативным правовым актом и носит распорядительный характер.

Согласно статье 70.1 Земельного кодекса РФ резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 Земельного кодекса РФ, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не представленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов. Резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий. Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством РФ.

К числу случаев, предусмотренных статьей 49 Земельного кодекса РФ, относятся случаи, связанные с размещением объектов электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения.

В соответствии с пунктом 2 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 года № 561, решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Согласно пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд. Решение этих вопросов в соответствии со статьей 2 названного Федерального закона осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится решение вопросов резервирования земель для государственных нужд субъектов Российской Федерации (подпункт 10.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального Закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

Из содержания пункта 1.1 оспариваемого распоряжения следует, что резервирование земель в целях размещения объектов электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения осуществлено исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия), что противоречит приведенным выше положениям федерального законодательства и свидетельствует о принятии оспариваемого пункта с нарушением компетенции субъекта Российской Федерации.

Доводами кассационной жалобы Правительства Республики Саха (Якутия) приведенный вывод суда не опровергается.

Согласно частям 2, 4 статьи 25 конституционного закона Республики Саха (Якутия) от 15 февраля 1995 года 3 № 51-1 «О Правительстве Республики Саха (Якутия)» решения Правительства, имеющие нормативный характер, принимаются и оформляются в виде постановлений, которые подписываются председателем Правительства или по его поручению заместителями председателя Правительства. Решения по оперативным и другим текущим вопросам принимаются и издаются в форме распоряжений.

С учетом разъяснений, содержащихся в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», позволяющих суду при установлении нарушения порядка принятия нормативного правового акта, в частности формы (вида), в которой орган вправе принимать нормативные правовые акты, принять решение об удовлетворении заявления без исследования содержания оспариваемого акта, Судебная коллегия соглашается с выводом суда о

признании распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2010 года № 1025-р недействующим в полном объеме.

Поскольку кассационная жалоба Правительства Республики Саха (Якутия) не содержит доводов, опровергающих выводы суда, по ее доводам решение отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Верховного суда [скрыто] еспублики Саха (Якутия) от 8 августа 2011 года оставить без изменения, као рационную жалобу Правительства Республики Саха (Якутия) - без удовлетворен 1я)

Предсе Судьи

дательствующий

Статьи законов по Делу № 74-Г11-21

ЗК РФ Статья 49. Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд
ЗК РФ Статья 70.1. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд

Производство по делу

Загрузка
Наверх