Дело № 75-Г11-8

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 2 декабря 2011 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Корчашкина Тамара Егоровна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №75-Г11-8

от 2 декабря 2011 года

 

председательствующего Корчашкиной Т.Е.

при секретаре Амбадыковой Г.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Сутугина [скрыто] к Управлению Федеральной службы безопасности

Российской Федерации по Республике Карелия и Пограничному управлению Федеральной службы безопасности России по Республике Карелия о взыскании задолженности по выплате ежемесячной денежной выплаты по категории «ветеран боевых действий», возложении обязанности назначить и выплачивать ежемесячную денежную выплату по категории «ветеран боевых действий» с июля 2011 года

по кассационной жалобе Управления Федеральной службы безопасности России по Республике Карелия на решение Верховного Суда Республики Карелия от 20 октября 2011 года, которым заявленные требования частично удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., выслушав объяснения представителя Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Карелия - Андреевой Т.Г., поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения Сутугина Л.В., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

Сутугин Л.В. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Карелия о взыскании задолженности по выплате ежемесячной денежной выплаты по категории «ветеран боевых действий» в период с 1 сентября 2008 года по июнь 2011 года в сумме [скрыто] рубл^Д коп., возложении обязанности назначить и выплачивать ежемесячную денежную выплату по категории «ветеран боевых действий» с 1 июля 2011 года. В обоснование заявленных требований указал, что в августе 2008 года был уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе в войсковой частйя I воинское

звание - подполковник. Ему выплачивалось ЕДВ по категории «ветеран боевых действий» по август 2008 года. Из войсковой части [скрыто] документы были направлены в пенсионную группу УФСБ РФ по Республике Карелия для назначения пенсии и выплаты ЕДВ. Также по установленной форме им отправлено заявление в пенсионную группу о выплате ЕДВ и отказе от предоставления набора социальных услуг в натуральной форме. Однако с сентября 2008 года ЕДВ с учетом набора социальных услуг ему не выплачивается, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Определением суда от 21 августа 2011 года в качестве соответчика по делу привлечено Пограничное Управление Федеральной службы безопасности России по Республике Карелия.

Представители ответчиков исковые требования не признали.

Решением Верховного Суда Республики Карелия от 20 октября 2011 года исковые требования удовлетворены частично. Суд взыскал с Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Карелия в пользу Сутугина Л.В. задолженность по уплате ЕДВ с учетом набора социальных услуг по категории «ветеран боевых действий» с 1 сентября 2008 года по 30 июня 2011 года в размере [скрыто] рублей [скрыто] копейки. Возложил обязанность на Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Карелия назначить и выплачивать Сутугину Л.В. по категории «ветеран боевых действий» ЕДВ с учетом набора социальных услуг с 1 июля 2011 года на основании свидетельства о праве на льготы серии [скрыто], выданного 5 марта 1987 года войсковой частью [скрыто]. В удовлетворении остальных исковых требований, а также в удовлетворении иска к Пограничному управлению Федеральной службы безопасности России по Республике Карелия отказано.

В кассационной жалобе начальник Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Карелия Серышева A.A. просит об отмене решения Верховного Суда Республики Карелия от 20 октября 2011 года.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, а также возражения на неё, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для её удовлетворения и отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами.

В соответствии с подп.1 п.1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации

Меры социальной поддержки ветеранов определены в статье 13 названного Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ. К их числу отнесено получение ветеранами боевых действий ежемесячной денежной выплаты (п.2 ч.1 ст. 13).

Согласно подп.З п.1 статьи 23.1 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 указанного Федерального закона.

Пунктом 5 этой же статьи предусмотрено, что размер ежемесячной денежной выплаты подлежит индексации один раз в год с 1 апреля текущего года исходя из установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период прогнозного уровня инфляции.

В силу пункта 7 статьи 23.1 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ ежемесячная денежная выплата производится в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Согласно пункту 12 приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 294 от 30 ноября 2004 года «Об утверждении Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации» граждане могут обращаться за ежемесячной денежной выплатой в любое время после возникновения права на неё путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Перечень документов, рассматриваемых территориальным органом Пенсионного фонда РФ при обращении граждан за ЕДВ, предусмотрен приложением № 3 к указанному Порядку.

Постановлением Правительства РФ от 19 декабря 2003 года № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий» предусмотрено, что меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, установленные законодательством Российской Федерации, предоставляются ветеранам на

основании удостоверения ветерана боевых действий либо на основании свидетельств (удостоверений) о праве на льготы, образцы которых утверждены до 1 января 1992 г.

В качестве документа, подтверждающего статус ветерана боевых действий, указанного в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Закона от 12 января 1995 г., принимается удостоверение ветерана боевых действий, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. №763, или свидетельство о праве на льготы, выданное в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 января 1983 г. №59-27 (пункт 17 приложения №3).

Удовлетворяя исковые требования, суд указал, что имеющимися в личном и пенсионном деле истца документами подтверждается, что с 12 июня 1983 года по 4 ноября 1986 года он служил в войсковой части [скрыто] в [скрыто] ССР в должности инструктора партполитработы 2 пограничной комендатуры 96 пограничного отряда войск Восточного пограничного округа КГБ СССР. Приказом командира войсковой части [скрыто] № 306 от 1 ноября 1984 года Сутугин Л.В. был командирован в войсковую часть [скрыто] для проведения ПНР в подразделениях с 1 ноября 1984 года на основании распоряжения округа № 14/510 от 30 октября 1984г. В соответствии с данным приказом он убыл в в/часть [скрыто], населенный пункт [скрыто], оттуда через населенный пункт [скрыто] на вертолете пересек границу с

Афганистаном. Вернулся из командировки 30-31 декабря 1984 года также вертолетом через населенные пункты [скрыто] и [скрыто] 5 марта 1987 года на партийном собрании ему вручили свидетельство о праве на льготы.

Несмотря на то, что согласно архивной справки ФГУ Центральный пограничный архив ФСБ РФ от 12 октября 2011 года № 21/59/С-9958 списки пересечения военнослужащими государственной границы через [скрыто]» за декабрь 1984 года и через населенный пункт [скрыто] на хранение в Центральный пограничный архив не поступали, суд также учел, что Указом Президента Республики Афганистан № 240 от 15 мая 1988 года майор Сутугин Л.В. награжден медалью «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа». Это обстоятельство, как указал суд, подтверждено архивной справкой ФГУ Центральный пограничный архив ФСБ РФ от 8 сентября 2011 года №21/59/С-9437, в которой содержится ссылка на то, что в архивных документах имеется протокол о вручении медали. В этой же справке указано, что книги выдачи свидетельств о праве на льготы военнослужащим войсковой части [скрыто] на хранение в Центральный пограничный архив ФСБ России не поступали.

Кроме того, судом учтено, что решением организационного комитета по подготовке к 20-летию вывода советских войск из Афганистана и 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне от 12 сентября 2008 года Сутугину Л.В. вручена юбилейная медаль «20 лет вывода советских войск из Афганистана».

Поскольку Сутугиным Л.В. предъявлено подлинное свидетельство о праве на льготы серии А № [скрыто], выданное 5 марта 1987 года, на основании

Постановления ЦК КПСС и СМ СССР от 17 января 1983 года № 59-27 «О

льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан, и их семьям», подписанное командиром войсковой части [скрыто] Щи удостоверенное круглой печатью, ответчик не вправе был отказывать в назначении и выплате ЕДВ. При этом суд учел, что подлинность названного свидетельства ответчиками не оспорена.

Также судом установлено, что ранее Сутугину Л.В. производилась выплата ЕДВ с 1 января 2005 года по 1 сентября 2008 года на основании приказов № 046-лс от 14 апреля 2006 года, № 119-лс от 1 сентября 2006 года, №190-лс от 31 декабря 2006 года, № 219-лс от 31 декабря 2007 года по войсковой части [скрыто] в соответствии с п.1 ст.23.1 Федерального закона «О ветеранах».

Рассматривая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые для дела обстоятельства, исследовал представленные доказательства, и пришел к правильному выводу о том, что истец имеет право на получение ЕДВ с учетом набора социальных услуг с 1 сентября 2008 года, то есть с момента прекращения ее выплаты в связи с его увольнением в запас с военной службы.

При этом судом обоснованно указано на то, что непредставление истцом документов, на основании которых выдано свидетельство о праве на льготы не является основанием для отказа в иске, поскольку такой обязанности на истца законом не возложено.

Учитывая изложенное, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит вывод суда об удовлетворении заявленных требований о взыскании задолженности по ежемесячной денежной выплате по категории «ветеран боевых действий», возложении обязанности назначить и выплачивать ежемесячную денежную выплату с 1 июля 2011 года соответствующим требованиям законодательства, мотивированным, подтвержденным имеющимися в деле доказательствами.

Доводы кассационной жалобы о том, что при разрешении спора суду следовало возложить обязанность на Пограничное управление Федеральной службы безопасности России по Республике Карелия о внесении изменений в расчет выслуги лет на пенсию Сутугину Л.В. нельзя признать состоятельными, поскольку такие требования в ходе судебного разбирательства истцом не заявлялись.

Ссылка в кассационной жалобе на то, что суд в нарушение гражданского процессуального законодательства установил юридический факт пребывания Сутугина Л.В. на территории Демократической Республики Афганистан необоснованна, поскольку при разрешении спора судом устанавливались лишь юридически значимые обстоятельства для решения вопроса о законности действий, связанных с отказом ответчика в предоставлении истцу ежемесячных денежных выплат на основании предоставленного истцом свидетельства о праве на льготы.

С учетом приведенных обстоятельств постановленное по делу решение следует признать законным и обоснованным, а доводы кассационной жалобы несостоятельными.

Руководствуясь статьями 360-361, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Верховного Суда Республики Карелия от 20 октября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы безопасности России по Республике Карелия - без удовлетворения.

Статьи законов по Делу № 75-Г11-8

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх