Типовые договорыТиповые договоры



Активные юристыАктивные юристы

Телефон: 9060684949
не в сети
Фото юриста
Лакоткина Юлия Анатольевна
г. Ужур Красноярский край ( СИБИРЬ)
ответов за неделю: 11
Телефон: 8 923 308 00 82
Телефон: +7 905 942-69-48


Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 78-АПГ14-16

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 4 июня 2014 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция
Категория Гражданские дела
Докладчик Пирожков Валентин Николаевич
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № 78-АПГ14-16

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Москва 4 июня 2014 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующегоПирожкова В.Н.
судейБорисовой Л.В., Ксенофонтовой О.А.
при секретареПаршиной М.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя Идрисова Д.Р., действующего в интересах Качановой Т.Г., на решение Санкт-Петербургского городского суда от 7 февраля 2014 года по гражданскому делу по заявлениям Амосова М.И., Михайловой Н.В. об определении срока назначении выборов, Качановой Т.Г. об определении срока назначения выборов, формировании временной избирательной комиссии, возложении обязанности назначить выборы.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Пирожкова В.Н., объяснения представителя Качановой Т.Г. - Идрисова Д.Р., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителей Центральной Избирательной комиссии Российской Федерации Воронина Д.Ю., Санкт-Петербургской избирательной комиссии Щуцкой Е.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Амосов М.И. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с заявлением об определении срока, не позднее которого Муниципальный совет муниципального образования Муниципальный округ Гражданка (далее - МС МО МО Гражданка), а в случае его отсутствия - избирательная комиссия муниципального образования Муниципальный округ Гражданка (далее - ИКМО МО Гражданка) должны назначить выборы депутатов. С аналогичными требованиями обратилась в суд Качанова Т.Г. Михайлова Н.В. заявила требования об определении срока не ранее 15 июня 2014 года и не позднее 25 июня 2014 года, в течение которого МС МО МО Гражданка должен назначить выборы депутатов на ближайшее второе воскресенье сентября 2014 года.

В ходе судебного разбирательства заявитель Амосов М.И. уточнил требования и просил определить срок не позднее которого МС МО МО Гражданка, а в случае его отсутствия - ИКМО МО Гражданка должны назначить выборы. Качанова Г.Г. также уточнила требования и просила определить срок, не позднее которого МС МО МО Гражданка, а в случае его отсутствия ИКМО МО Гражданка должны назначить выборы депутатов МС МО МО Гражданка пятого созыва, обязать Санкт-Петербургскую избирательную комиссию немедленно после вступления решения суда в силу приступить к формированию временной ИКМО МО Гражданка, в связи с истечением срока полномочий депутатов МС МО МО Гражданка возложить обязанность назначить выборы депутатов МС МО МО Гражданка пятого созыва на вновь созданную ИКМО МО Гражданка в срок не позднее 80 дней до даты, определенной решением суда.

Решением Санкт-Петербургского городского суда от 7 февраля 2014 года заявления Амосова М.И. и Михайловой Н.В. об определении срока назначения выборов удовлетворены.

Заявление Качановой Т.Г. об определении срока назначения выборов, формировании временной избирательной комиссии, возложении обязанности назначить выборы удовлетворены частично.

На МС МО МО Гражданка возложена обязанность назначить выборы депутатов МС МО МО Гражданка 5 созыва сроком на 5 лет в количестве 20 депутатов в срок, не ранее 15 июня 2014 года и не позднее 25 июня 2014 года, которые провести в соответствии с порядком и сроками, установленными Законом Санкт-Петербурга № 681-118 от 29 октября 2008 года «О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга» и Уставом МС МО МО Гражданка.

Исполнение решения суда в части обеспечения проведения выборов возложено на местную администрацию МС МО МО Гражданка.

В удовлетворении остальной части требований Качановой Т.Г. отказано.

В апелляционной жалобе представителем Идрисовым Д.Р. ставится вопрос об изменении решения суда и вынесении нового решения об удовлетворении требований Качановой Т.Г. в полном объёме.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований не согласиться с решением суда, основанным на фактических обстоятельствах и действующем законодательстве.

Как следует из обстоятельств дела, выборы депутатов МС МО МО Гражданка четвертого созыва состоялись 1 марта 2009 года, 18 марта 2009 года состоялось первое заседание МС МО МО Гражданка в правомочном составе.

Согласно действовавшему на момент избирательной кампании по выборам депутатов МС МО МО Гражданка четвертого созыва Уставу МО МО Гражданка, срок полномочий Муниципального совета одного созыва и его депутатов составлял четыре года (пункт 2 статьи 22, пункт статьи 1 23 Устава).

В соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в редакции, действующей с 1 ноября 2012 года (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ), выборы органов или депутатов назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо (пункт статьи 1 10).

Днем голосования на выборах в органы местного самоуправления является второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов (пункт 3 статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ).

Из этого следует что очередные выборы депутатов МС МО МО Гражданка должны были назначены на второе воскресенье сентября 2013 года.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона Санкт-Петербурга № 681-118 от 29 октября 2008 года «О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга» выборы назначаются муниципальными советами.

В пунктах 7,8 статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67- ФЗ установлено, что решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней , и не позднее чем за 80 дней до дня голосования; если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в сроки, предусмотренные пунктом 7 настоящей статьи, а также если уполномоченный на то орган или должностное лицо отсутствует, выборы назначаются в органы местного самоуправления соответствующей избирательной комиссией не позднее чем за 70 дней до дня голосования. Аналогичные требования к срокам назначения выборов установлены в статье 5 Закона Санкт-Петербурга от 29 октября 2008 года № 681- 118.

Как видно из материалов дела в установленный срок очередные выборы депутатов МС МО МО Гражданка пятого созыва назначены не были.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ выборы должностных лиц (главы), органов местного самоуправления являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий этих органов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 26 ноября 1996 года № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (далее - Федерального закона от 26 ноября 1996 года № 138- ФЗ) данный Закон применяется при нарушениях конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, в том числе в случае, если выборы депутатов представительных органов местного самоуправления или выборных должностных лиц местного самоуправления, в том числе повторные или досрочные выборы, не назначены уполномоченным органом или должностным лицом в установленные сроки.

В силу пункта 5 указанного Закона в случаях установления нарушений конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления по основаниям, перечисленным в пункте 1 статьи 1 данного Закона, порядок назначения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления определяется решением суда общей юрисдикции в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.

Такое решение суда принимается в случае, если выборы депутатов представительных органов местного самоуправления или выборных должностных лиц местного самоуправления, в том числе повторные или досрочные выборы, не назначены уполномоченным органом или должностным лицом в установленные сроки (пункт 6 статьи 3 этого же Федерального закона).

Если соответствующая избирательная комиссия не назначит в установленный срок выборы либо если такая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в установленном законом порядке, соответствующий суд общей юрисдикции может определить срок, не позднее которого уполномоченный на то орган или должностное лицо, а в случае их отсутствия - соответствующая избирательная комиссия должны назначить выборы (пункт 9 статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ).

Проанализировав приведенные положения действующего законодательства, суд обоснованно пришел к выводу о том, что имеются предусмотренные абзацами 8 и 12 части 1 статьи 1 Федерального закона от 26 ноября 1996 года № 138-ФЗ основания для возложения соответствующей обязанности на уполномоченный орган назначить выборы депутатов МС МО МО Гражданка.

Согласно пункту 1 статьи 5 Закона Санкт-Петербурга от 29 октября 2008 года № 681-118 «О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга» выборы назначаются муниципальными советами.

При таких данных следует согласится с выводами суда о том, что поскольку в соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва, и на день рассмотрения дела полномочия депутатов МС МО МО Гражданка не прекращены, то имеются основания для возложения на указанный орган обязанности по назначению очередных выборов депутатов представленного органа местного самоуправления.

Правомерно суд первой инстанции при определении срока, в течении которого уполномоченный орган должен принять решение о назначении выборов, руководствовался положениями частей 3,7,9 статьи 10 Федерального закона от 12 июня2002 года № 67-ФЗ о днях, определенных днями голосования на выборах в органы местного самоуправления и сроке принятия такого решения - 14 сентября 2014 года.

Следовательно, решение о назначении очередных выборов депутатов МС МО МО Гражданка должно быть принято МС МО МО Гражданка в срок, не ранее 15 июня 2014 года и не позднее 25 июня 2014 года, судом установлен правильно.

Как верно указал суд, органы местного самоуправления, в силу пункта 5 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, в рамках разрешения вопросов местного значения, обязаны обеспечивать организационную и материально-техническую подготовку и проведение муниципальных выборов.

Принимая во внимание, что финансирование выборов в органы местного самоуправления осуществляется за счет средств местного бюджета, суд правильно возложил исполнение решения суда в части финансирования обеспечения проведения выборов на местную администрацию МО МО Гражданка, что согласуется с предписаниями федерального законодательства.

Мотивы, по которым суд пришел к соответствующим выводам, исчерпывающим образом изложены в оспариваемом судебном постановлении и являются обоснованными.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.

Доводы апелляционной жалобы являлись предметом проверки и правовой оценки суда первой инстанции и по мотивам, приведённым в решении, были отвергнуты. Оснований не согласиться с выводами в решении суда Судебная коллегия не имеет.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Санкт-Петербургского городского суда от 7 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Идрисова Д.Р., действующего в интересах Качайрвф Т.Г. - без удовлетворения.

Председательствующий

Статьи законов по Делу № 78-АПГ14-16

ГПК РФ Статья 328. Полномочия суда апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 329. Постановление суда апелляционной инстанции

Производство по делу

Загрузка
Наверх