Дело № 78-Г10-10

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 30 июня 2010 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Хаменков Владимир Борисович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №78-Г10-10

от 30 июня 2010 года

 

председательствующего Меркулова В.П.,

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителя заявителя Ахаева Ш.С-С, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения против жалобы представителей Законодательного Собрания и губернатора Санкт-Петербурга Кузнецовой Т.А. и Водовозова СВ., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей, что решение суда надлежит оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

судей

Хаменкова В.Б. и Борисовой Л.В.

при секретаре

Алёшиной П.В.

 

установила:

 

Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 5 июля 2006 года принят и 20 июля 2006 года губернатором Санкт-Петербурга подписан Закон Санкт-Петербурга № 400-61 «О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге».

Закон официально опубликован в изданиях «Информационный бюллетень администрации Санкт-Петербурга», № 28 от 24 июля 2006 года, «Строительный Еженедельник», № 30 от 7 августа 2006 года, «Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга», № 12 от 15 августа 2006 года, «Вестник администрации Санкт-Петербурга», № 8 от 28 августа 2006 года.

Данным Законом Санкт-Петербурга установлен, в том числе, порядок организации и проведения публичных слушаний по проектам документов территориального планирования, документов градостроительного зонирования, документации по планировке территории, вопросам предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (далее - специальные разрешения).

Статьей 2 указанного Закона Санкт-Петербурга в качестве органа, уполномоченного осуществлять организацию и проведение публичных слушаний в отношении проектов документов градостроительного зонирования и документации, необходимой для принятия решений по вопросам предоставления специальных разрешений, определена Комиссия по землепользованию и застройке Санкт-Петербурга.

Статьей 7 названного выше Закона Санкт-Петербурга установлен порядок проведения обсуждения материалов, являющихся предметом публичных слушаний.

1. Обсуждение документации проводится не позднее чем через 7 дней после окончания работы экспозиции. Документация, а также демонстрационные и информационные материалы для проведения обсуждения документации предоставляются уполномоченным органом в составе, указанном в пункте 2 статьи 6 настоящего Закона Санкт-Петербурга.

Общественные слушания проводятся, как правило, в общественных зданиях, находящихся на территории, в отношении которой осуществлена разработка (подготовка) документации, или в общественных зданиях, ближайших к указанной территории.

2. В проведении обсуждения документации обязательно принимают участие:

представитель уполномоченного органа;

представитель органа градостроительства Санкт-Петербурга;

представитель организатора подготовки документации.

3. Уполномоченный орган оформляет протоколы обсуждения документации (далее - протоколы), которые составляются на основе стенограмм обсуждений, представленных предложений и замечаний физических и юридических лиц по документации.

Протоколы должны содержать:

состав информационных и демонстрационных материалов; состав участников обсуждений документации;

основные вопросы обсуждения, а также предмет разногласий между организатором подготовки документации и заинтересованными лицами (при наличии разногласий);

краткое изложение обоснованных предложений и замечаний участников обсуждения в отношении обсуждаемой документации;

краткое изложение позиций и обоснованных предложений участников обсуждения документации.

Участники публичного слушания вправе не позднее четырех дней после проведения обсуждения документации представлять в письменном виде свои аргументированные предложения и обоснованные замечания для включения в протокол.

Протокол подписывается лицами, указанными в пункте 2 настоящей статьи, в срок не более двух дней со дня окончания представления предложений и замечаний граждан для включения в протокол.

Срок оформления протокола составляет не более семи дней.

4. На основании протокола и представленных письменных предложений уполномоченный орган готовит заключение о результатах публичных слушаний по документации.

5. Уполномоченный орган направляет организатору подготовки документации протокол и заключение о результатах публичных слушаний по документации не позднее чем через 15 дней со дня проведения публичных слушаний по документации.

6. Хранение протоколов обсуждений документации, письменных обращений граждан и юридических лиц и заключений о результатах публичных слушаний осуществляется уполномоченным органом в порядке, установленном для хранения официальных документов. Указанные материалы доступны для публичного ознакомления.

Согласно статье 8 Закона Санкт-Петербурга от 20 июля 2006 года № 400-61 заключение о результатах публичных слушаний по документации подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте органа градостроительства Санкт-Петербурга или уполномоченного органа в сети Интернет (пункт 1 статьи 8).

Срок проведения публичных слушаний по документации со дня оповещения населения о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний по

документации не может быть менее одного месяца и более трех месяцев (пункт 2 статьи 8).

Правительство Санкт-Петербурга с учетом протокола и заключения о результатах публичных слушаний по документации принимает решение об утверждении документации или об отклонении такой документации и направлении ее организатору подготовки документации на доработку с учетом указанных протокола и заключения, а в отношении предоставления специальных разрешений - о предоставлении или отказе в предоставлении соответствующего разрешения (пункт 3 статьи 8).

28 октября 2009 года Законодательным Собранием Санкт-Петербурга принят и 24 ноября 2009 года губернатором Санкт-Петербурга подписан Закон Санкт-Петербурга № 508-100 «О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге».

Закон официально опубликован в изданиях «Вестник администрации Санкт-Петербурга», специальный выпуск от 27 ноября 2009 года, «Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга», № 31 от 14 декабря 2009 года.

Статья 13 указанного Закона Санкт-Петербурга определяет статус и полномочия Комиссии по землепользованию и застройке Санкт-Петербурга.

1. Комиссия является постоянно действующим коллегиальным совещательным органом при Правительстве Санкт-Петербурга.

2. Комиссия создается с целью:

организации подготовки проекта Правил застройки Санкт-Петербурга, в том числе учета предложений заинтересованных лиц по подготовке указанного проекта;

рассмотрения предложений по внесению изменений в Правила застройки Санкт-Петербурга и подготовки заключений по ним для принятия органами государственной власти Санкт-Петербурга решения о внесении изменений в Правила застройки Санкт-Петербурга или об отклонении такого предложения;

организации и проведения публичных слушаний по проекту Правил застройки Санкт-Петербурга, по проектам изменений в Правила застройки Санкт-Петербурга, а также по вопросам о предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства или на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;

координации деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в области разработки Правил застройки Санкт-Петербурга, подготовки внесения в них изменений;

подготовки рекомендаций Правительству Санкт-Петербурга о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства и о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров

разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении таких разрешений.

3. Состав и порядок деятельности Комиссии определяются Положением о Комиссии, утверждаемым постановлением Правительства Санкт-Петербурга.

4. Комиссия состоит из пятнадцати членов, в число членов Комиссии включаются пять депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, направляемых для участия в работе Комиссии в соответствии с решением Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.

5. Материально-техническое обеспечение деятельности Комиссии осуществляется уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга.

Андронов A.B. обратился в суд с заявлением о признании недействующими статей 7 и 8 Закона Санкт-Петербурга от 20 июля 2006 года № 400-61 Закона и статьи 13 Закона Санкт-Петербурга от 24 ноября 2009 года № 508-100, указывая на их противоречие статьям 8, 39, 40 Градостроительного кодекса РФ и Федеральному закону от 6 октября 2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В обоснование своих требований Андронов A.B. ссылался на то, что в противоречие положениям федерального законодательства, относящим организацию и проведение публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства к вопросам местного значения, оспариваемыми нормами указанных выше законов Санкт-Петербурга организация и проведение таких публичных слушаний возложена на органы исполнительной власти Санкт-Петербурга, то есть субъекта Российской Федерации, что ограничивает права муниципальных образований на территории города, а также право заявителя на участие в соответствующих публичных слушаниях.

Решением Санкт-Петербургского городского суда от 6 мая 2010 года в удовлетворении требований заявителя отказано.

В кассационной жалобе Андронов A.B. ставит вопрос об отмене судебного решения, считая его незаконным и необоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене судебного решения.

В соответствии с пунктом 8 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ под правилами землепользования и застройки понимается документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные

регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Согласно частям 2, 3 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки включают в себя:

1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила;

2) карту градостроительного зонирования;

3) градостроительные регламенты.

При этом в порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений подлежат включению положения о проведении публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки.

Разрешая требования Андронова A.B., суд, проанализировав положения действующего федерального и регионального законодательства, пришел к обоснованному выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения требований заявителя, поскольку установил, что организация и проведение публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности в число вопросов местного значения в городе Санкт-Петербурге не входит и к ведению внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга не относится.

При этом суд исходил из следующего.

Действительно, в силу части 4 статьи 40 Градостроительного кодекса РФ вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит обсуждению на публичных слушаниях, проводимых в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений, предусмотренных статьей 39 данного Кодекса.

Однако, статьей 63 Градостроительного кодекса РФ, устанавливающей особенности осуществления градостроительной деятельности в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, предусмотрено, что наделение органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга отдельными полномочиями в области градостроительной деятельности осуществляется соответственно законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в том случае, если законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга полномочия в области градостроительной деятельности не отнесены к перечню вопросов местного значения, определенному законами указанных субъектов Российской Федерации, полномочия, установленные статьей 8 Кодекса, осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Закон Санкт-Петербурга от 23 сентября 2009 года № 420-79 «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге» к вопросам местного значения муниципальных образований муниципальных округов относит только участие в проведении публичных слушаний по проектам правил землепользования и застройки, деятельности комиссий по подготовке проектов правил землепользования и застройки в соответствии с законами Санкт-Петербурга (подпункт 14 пункта 1 статьи 10).

Исходя из изложенного, суд пришел к правомерному выводу о том, что органы государственной власти Санкт-Петербурга вправе были определить порядок организации и проведения публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности, возложив обязанности по организации и проведению таких слушаний в отношении документации, необходимой для принятия решений по вопросам предоставления специальных разрешений, на Комиссию по землепользованию и застройке Санкт-Петербурга.

При таких обстоятельствах, постановленное судом решение следует признать законным и обоснованным.

Доводы кассационной жалобы изложенных в решении суда выводов не опровергают, основаны на ошибочном толковании заявителем норм материального права, в связи с чем основанием к отмене постановленного судом решения служить не могут.

На основании изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 360, 361363, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

 

определила:

 

решение Санкт-Петербургского городского суда от 6 мая 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Андронова A.B. - без удовлетворения.

Пре дсе дате л ьству ющий Судьи

Статьи законов по Делу № 78-Г10-10

ГПК РФ Статья 366. (Утратила силу)
ГПК РФ Статья 360. (Утратила силу)

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Загрузка
Наверх