Дело № 78-Г10-34

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 22 декабря 2010 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Хаменков Владимир Борисович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №78-Г10-34

от 22 декабря 2010 года

 

председательствующего В.Н. Пирожкова,

при секретаре A.B. Аверине

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Ананьева СИ. на решение Санкт-Петербургского городского суда от 20 октября 2010 года, которым Ананьеву СИ. отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими отдельных положений статьи 10 Закона Санкт-Петербурга от 23 сентября 2009 года № 420-79 «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге».

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации В.Б. Хаменкова, объяснения Ананьева СИ. и его представителя Ананьевой Е.Ю., поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения против жалобы представителя губернатора Санкт-Петербурга Пащенко К.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 23 сентября 2009 года принят и в тот же день губернатором города подписан Закон Санкт-

Петербурга № 420-79 «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге».

Закон официально опубликован в изданиях «Санкт-Петербургские ведомости», № 179 от 24 сентября 2009 года, «Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга», № 22 от 5 октября 2009 года, «Вестник Администрации Санкт-Петербурга», № 11 от 27 ноября 2009 года.

Статьей 10 данного Закона установлен перечень вопросов местного значения муниципальных образований в Санкт-Петербурге.

Подпунктом 9 пункта 2 статьи 10 Закона к вопросам местного значения муниципальных образований ряда муниципальных округов Санкт-Петербурга отнесены текущий ремонт и озеленение придомовых территорий и территорий дворов, включая проезды и въезды, пешеходные дорожки; проведение мер по уширению территорий дворов в целях организации дополнительных парковочных мест; установка, содержание и ремонт ограждений газонов; установка и содержание малых архитектурных форм, уличной мебели и хозяйственно-бытового оборудования; создание зон отдыха, в том числе обустройство и содержание детских площадок; выполнение оформления к праздничным мероприятиям на территории муниципального образования; обустройство и содержание спортивных площадок; оборудование контейнерных площадок на территориях дворов; ликвидация несанкционированных свалок бытовых отходов и мусора; уборка территорий, водных акваторий, тупиков и проездов, не включенных в адресные программы, утвержденные исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга.

Законом Санкт-Петербурга от 19 апреля 2010 года № 155-54 данная норма изложена в новой редакции, в соответствии с которой к вопросам местного значения отнесено:

осуществление благоустройства территории муниципального образования, включающее:

текущий ремонт придомовых территорий и дворовых территорий, включая проезды и въезды, пешеходные дорожки;

организацию дополнительных парковочных мест на дворовых территориях;

установку, содержание и ремонт ограждений газонов;

установку и содержание малых архитектурных форм, уличной мебели и хозяйственно-бытового оборудования, необходимого для благоустройства территории муниципального образования;

создание зон отдыха, в том числе обустройство, содержание и уборку территорий детских площадок;

обустройство, содержание и уборку территорий спортивных площадок;

оборудование контейнерных площадок на дворовых территориях; выполнение оформления к праздничным мероприятиям на территории муниципального образования;

участие в пределах своей компетенции в обеспечении чистоты и порядка на территории муниципального образования, включая ликвидацию несанкционированных свалок бытовых отходов, мусора и уборку территорий, водных акваторий, тупиков и проездов, не включенных в адресные программы, утвержденные исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга;

озеленение территорий зеленых насаждений внутриквартального озеленения, в том числе организацию работ по компенсационному озеленению, осуществляемому в соответствии с законом Санкт-Петербурга, содержание территорий зеленых насаждений внутриквартального озеленения, ремонт расположенных на них объектов зеленых насаждений, защиту зеленых насаждений на указанных территориях, утверждение перечней территорий зеленых насаждений внутриквартального озеленения;

организацию учета зеленых насаждений внутриквартального озеленения на территории муниципального образования;

проведение санитарных рубок, а также удаление аварийных, больных деревьев и кустарников в отношении зеленых насаждений внутриквартального озеленения.

Согласно статье 2 Закона Санкт-Петербурга от 19 апреля 2010 года № 155-54 положения подпункта 9 пункта 2 статьи 10 Закона в изложенной выше редакции вступают в силу с 1 января 2011 года.

Ананьев СИ. обратился в суд с заявлением о признании недействующими положений подпункта 9 пункта 2 статьи 10 Закона Санкт-Петербурга от 23 сентября 2009 года № 420-79 в части слов «текущий ремонт и» и Закона Санкт-Петербурга от 19 апреля 2010 года № 155-54, изложивших нормы подпункта 9 пункта 2 статьи 10 указанного выше Закона в новой редакции, в части слов «текущий ремонт придомовых территорий и дворовых территорий, включая проезды и въезды, пешеходные дорожки».

В обоснование своих требований ссылался на то, что оспариваемые нормы не содержат ясного, четкого и определенного понятия текущего ремонта придомовой территории, что затрудняет практическое применение данного Закона и исключает возможность определения конкретных полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

Определением Санкт-Петербургского городского суда от 20 октября 2010 года прекращено производство по делу в части требований Ананьева СИ. об оспаривании отдельных положений Закона Санкт-Петербурга от 19 апреля 2010 года № 155-54.

Решением Санкт-Петербургского городского суда от 20 октября 2010 года в удовлетворении заявления Ананьева СИ. об оспаривании отдельных положений статьи 10 Закона Санкт-Петербурга от 23 сентября 2009 года № 420-79 отказано.

В кассационной жалобе Ананьев СИ. ставит вопрос об отмене указанного судебного решения, считая его незаконным и необоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене судебного решения.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В силу части 1 статьи 79 указанного Федерального закона в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в соответствии с уставами указанных субъектов Российской Федерации местное самоуправление осуществляется органами местного самоуправления на внутригородских территориях.

Перечень вопросов местного значения внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства (часть 3 статьи 79 Федерального закона).

Таким образом, одной из особенностей организации местного самоуправления на территории города федерального значения Санкт-Петербурга является возможность определения перечня вопросов местного значения, отнесенных к ведению органов местного самоуправления, органами государственной власти Санкт-Петербурга путем издания соответствующего закона.

С учетом изложенного, законодатель Санкт-Петербурга, устанавливая в оспариваемом Законе перечень вопросов местного значения, отнесенных к ведению муниципальных округов Санкт-Петербурга, действовал в пределах полномочий, предоставленных федеральным законодательством.

При таких обстоятельствах, отнесение к ведению муниципальных округов Санкт-Петербурга вопросов осуществления текущего ремонта и озеленения придомовых территорий и территорий дворов закону не противоречит.

Правильность подобного толкования подтверждается и содержанием статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, относящей к вопросам местного значения вопросы организации благоустройства и озеленения территории поселения.

Судом проверялись доводы заявителя о неопределенности понятия «текущий ремонт», содержащегося в подпункте 9 пункта 2 статьи 10 Закона Санкт-Петербурга от 23 сентября 2009 года № 420-79, и были признаны несостоятельными, поскольку, как установил суд, какой-либо неясности или неопределенности в толковании содержащегося в оспариваемом Законе понятия «текущий ремонт» не имеется.

Утверждения заявителя о том, что оспариваемый Закон должен раскрывать понятие текущего ремонта, устанавливая конкретное содержание мероприятий по ремонту, их последовательность и сроки осуществления, о противоречии Закона Санкт-Петербурга от 23 сентября 2009 года № 420-79 в оспариваемой части федеральному законодательству не свидетельствуют. Решение вопросов принятия той или иной нормы закона выходит за рамки компетенции суда.

Названный Закон Санкт-Петербурга, согласно его преамбуле, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом Санкт-Петербурга устанавливает принципы и порядок организации местного самоуправления в городе федерального значения Санкт-Петербурге, его правовые, территориальные, организационные и экономические основы.

Таким образом, указанным Законом регулируются общие вопросы организации и осуществления местного самоуправления на территории Санкт-Петербурга, вопросы же благоустройства и содержания придомовых территорий и территорий дворов как таковые, исходя из назначения и содержания этого Закона, в предмет его регулирования не входят.

При таких обстоятельствах, не могут повлечь отмену постановленного судом решения доводы кассационной жалобы о том, что нормативные акты, на которые ссылается суд в решении, к спорным правоотношениям не применяются.

На основании изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 360, 361363, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решение Санкт-Петербургского городского суда от 20 октября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Ананьева СИ. - без удовлетворения.

 

определила:

 

Председательствующий Судьи!

Статьи законов по Делу № 78-Г10-34

ГПК РФ Статья 366. (Утратила силу)
ГПК РФ Статья 360. (Утратила силу)

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх