Дело № 78-Г10-7

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 26 мая 2010 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Хаменков Владимир Борисович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №78-Г10-7

от 26 мая 2010 года

 

председательствующего Ерёменко Т.И.,

при секретаре Алёшиной П.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе ЗАО «Азимут-2» на решение Санкт-Петербургского городского суда от 17 марта 2010 года, которым ЗАО «Азимут-2» отказано в удовлетворении заявления о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений Закона Санкт-Петербурга от 8 октября 2007 года № 430-85 «О зеленых насаждениях общего пользования».

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителя заявителя Паркина А.Г., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения против жалобы представителя губернатора Санкт-Петербурга Пащенко К.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 19 сентября 2007 года принят и 8 октября 2007 года губернатором Санкт-Петербурга подписан Закон Санкт-Петербурга № 430-85 «О зеленых насаждениях общего пользования».

Закон официально опубликован в изданиях «Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга», № 32 от 22 октября 2007 года, «Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга», № 43 от 29 октября 2007 года.

В качестве приложения к названному Закону утвержден примерный перечень территорий зеленых насаждений общего пользования, в котором под номером 18.99 указан сквер на углу [скрыто] ул. и ул. [скрыто]

ЗАО «Азимут-2» обратилось в суд с заявлением о признании недействующим указанного пункта примерного перечня в части включения в данную территорию земельного участка с кадастровым номером площадью 777 кв. метров, расположенного по адресу: [скрыто]

[скрыто], указывая на то, что включение данного участка в число территорий общего пользования противоречит положениям Градостроительного кодекса РФ и Гражданского кодекса РФ, нарушает права общества как арендатора и в последующем собственника данного земельного участка.

Решением Санкт-Петербургского городского суда от 17 марта 2010 года в удовлетворении заявления общества отказано.

В кассационной жалобе ЗАО «Азимут-2» ставит вопрос об отмене судебного решения, считая его незаконным и необоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене судебного решения.

Как усматривается из материалов дела, ЗАО «Азимут-2» с 1999 года

является собственником объекта недвижимости, площадью кв. метров, расположенного по адресу: [скрыто]

С 1999 года общество на основании договора аренды пользуется земельным участком под указанным объектом, а на основании договора купли-продажи земельного участка в процессе приватизации от 30 ноября 2007 года данный земельный участок передан ЗАО «Азимут-2» в собственность.

В соответствии с преамбулой к Закону Санкт-Петербурга от 8 октября 2007 года № 430-85 данный Закон регулирует вопросы проведения работ по благоустройству и содержанию территорий, занятых зелеными насаждениями общего пользования, по охране, содержанию и восстановлению зеленых насаждений, расположенных на территориях, занятых зелеными насаждениями общего пользования.

Согласно статье 1 указанного Закона территории зеленых насаждений общего пользования могут находиться в составе территорий общего пользования, определяемых в соответствии с законодательством, или в составе территорий, на которые распространяется действие градостроительных регламентов в составе правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга.

Территории зеленых насаждений общего пользования на территориях, на которые распространяется действие градостроительных регламентов, могут включать:

земельные участки, находящиеся в собственности Санкт-Петербурга; земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена;

земельные участки, переданные в собственность внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга.

С учетом изложенного, оспариваемым Законом устанавливаются критерии отнесения тех или иных территорий и расположенных на них зеленых насаждений к зеленым насаждениям общего пользования.

В силу положений пунктов 1 и 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к различным территориальным зонам:

1) жилым;

2) общественно-деловым;

3) производственным;

4) инженерных и транспортных инфраструктур;

5) рекреационным;

6) сельскохозяйственного использования;

7) специального назначения;

8) военных объектов;

9) иным территориальным зонам.

Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.

В силу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон.

В соответствии с пунктом 8 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ под правилами землепользования и застройки понимается документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Градостроительный кодекс РФ (пункт 12 статьи 1) определяет территории общего пользования как территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).

Из изложенных положений действующего федерального законодательства следует, что органы государственной власти Санкт-Петербурга, устанавливая правила землепользования и застройки, вправе относить различные территории в пределах города Санкт-Петербурга к тем или иным территориальным зонам, в том числе и устанавливать территории общего пользования.

Таким образом, отказывая ЗАО «Азимут-2» в удовлетворении заявленных им требований, суд правомерно указал на то, что оспариваемый Закон принят в пределах полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга по вопросам, находящимся в ведении Санкт-Петербурга как города федерального значения.

Проверяя доводы заявителя о том, что занимаемый им земельный участок не мог быть включен в состав территорий общего пользования, суд обоснованно исходил из того, что оспариваемым заявителем пунктом 18.99 примерного перечня территорий зеленых насаждений общего пользования, являющегося приложением к Закону Санкт-Петербурга от 8 октября 2007 года № 430-85, к числу таких территорий отнесен сквер на углу [скрыто] улицы и улицы [скрыто]

Скверы в соответствии с названными выше положениями Земельного кодекса РФ и Градостроительного кодекса РФ являются территориями общего пользования.

Занимаемый заявителем земельный участок на момент принятия оспариваемого Закона находился в собственности Санкт-Петербурга, кроме того, входит в состав территорий, на которые распространяется действие градостроительных регламентов, следовательно, на основании статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 8 октября 2007 года № 430-85 мог быть определен в качестве территории общего пользования в составе земельного участка, занятого сквером на углу [скрыто] улицы и улицы [скрыто]

Доводы кассационной жалобы заявителя изложенного не опровергают, основаны на ошибочной оценке заявителем обстоятельств данного дела и

неправильном толковании норм материального права, в связи с чем основанием к отмене постановленного судом решения служить не могут.

На основании изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 360, 361 -363, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

 

определила:

 

Решение Санкт-Петербургского городского суда от 17 марта 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ЗАО «Азимут-2» - без удовлетворения.

Статьи законов по Делу № 78-Г10-7

ЗК РФ Статья 85. Состав земель населенных пунктов и зонирование территорий

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх