Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 78-Г11-13

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 16 марта 2011 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Хаменков Владимир Борисович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №78-Г11-13

от 16 марта 2011 года

 

председательствующего В.Б. Хаменкова,

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителей губернатора и Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Филина Г.Г., Водовозова СВ., Евдокимова A.A. и Кузнецовой Т. А., поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения против жалобы Малышевой Е.Г., представляющей также интересы Черновой А.Г., представителя последней - Чернышёва В.А., представителя Вишневского Б.Л. - адвоката Поправко Н.Б., а также

судей

Л.В. Борисовой и Е.В. Горчаковой

при секретаре

П.В. Алёшиной

возражения против жалобы представителей Росохранкультуры Кочешева СП. и Чайковской М.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменений, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 24 декабря 2008 года принят и 19 января 2009 года губернатором Санкт-Петербурга подписан Закон Санкт-Петербурга № 820-7 «О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга».

Закон официально опубликован в издании «Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга», № 7/1 от 4 марта 2009 года.

Названным Законом установлены границы зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга с их описанием (приложение 1) и режимы использования земель в границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга (приложение 2).

В приложении 1 к данному Закону Санкт-Петербурга в числе других описаны границы зон охраны исторически сложившихся центральных районов Санкт-Петербурга, в частности, имеется текстовое описание границ охранной зоны и зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия «Императорский Санкт-Петербургский Университет».

Положениями раздела 2 приложения 2 установлены режимы зон охраны объектов культурного наследия в названных выше исторически сложившихся центральных районах Санкт-Петербурга (глава 1).

Пунктами 4 и 5 главы 1 раздела 2 приложения 2 определены режимы зон регулирования застройки и хозяйственной деятельности 2 и 3 (далее -ЗРЗ 2 и ЗРЗ 3).

В соответствии с подпунктом «в» пункта 4.3 на территории ЗРЗ 2 предельные параметры высоты определяются в соответствии с Правилами землепользования и застройки Санкт-Петербурга и при условии сохранения панорам и видов исторического центра Санкт-Петербурга, указанных в приложении 1 к режимам.

Согласно пункта 5.1. на территории ЗРЗ 3 допускается строительство, устанавливаются ограничения по высоте в соответствии с Правилами землепользования и застройки Санкт-Петербурга.

Приложением 3 к Режимам использования земель в границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга утверждена Схема высотного регулирования для территории Санкт-Петербурга, условные обозначения к которой содержат указание о том, что высота зданий определяется в соответствии с Правилами землепользования и застройки Санкт-Петербурга.

Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 4 февраля 2009 года принят и губернатором Санкт-Петербурга 16 февраля 2009 года подписан Закон Санкт-Петербурга № 29-10 «О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга».

Закон официально опубликован в изданиях «Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга», № 6/1 от 27 февраля 2009 года, «Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга», № 2 от 16 марта 2009 года.

Данным Законом утверждены Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга, включающие, в том числе, общую часть согласно приложению 1; текстовую часть градостроительных регламентов территориальных зон согласно приложению 3; схему границ действия предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в части предельной высоты зданий, строений, сооружений согласно приложению 4 к Закону.

Статьей 2 главы 1 части 1 приложения 1 к Закону Санкт-Петербурга от 16 февраля 2009 года № 29-10 определены общие положения о карте градостроительного зонирования Санкт-Петербурга и градостроительных регламентах.

Согласно пункту 3 указанной статьи 2 градостроительные регламенты установлены Правилами в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в границах территориальных зон, установленных на карте градостроительного зонирования Санкт-Петербурга, кроме земель, покрытых поверхностными водами, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон, для которых в соответствии с федеральным законодательством градостроительные регламенты не устанавливаются.

Действие установленных Правилами градостроительных регламентов распространяется на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в границах территориальных зон, за исключением земельных участков:

1) расположенных в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются выявленными объектами культурного наследия;

2) расположенных в границах территорий общего пользования;

3) занятых линейными объектами;

4) предоставленных для добычи полезных ископаемых (пункт 4 статьи

Пунктом 8 статьи 2 установлено, что в отношении земельных участков и объектов капитального строительства применяются градостроительные регламенты, установленные для соответствующей территориальной зоны, в том числе предельные параметры в соответствии со схемой границ действия предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в части предельной высоты зданий, строений и сооружений (приложение 4).

Статьей 8 главы 1 Текстовой части градостроительных регламентов (приложение 3) установлены требования к максимальной высоте зданий, строений, сооружений.

Согласно пункту 4 статьи 8 в отношении земельных участков и объектов капитального строительства применяются градостроительные регламенты, установленные для соответствующей территориальной зоны, а также предельные параметры в соответствии со схемой границ действия предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в части предельной высоты зданий и сооружений (приложение 4).

Максимальная высота зданий и сооружений определяется градостроительным регламентом территориальных зон, а также значениями предельной высоты зданий и сооружений для соответствующих подзон, указанных на Схеме границ действия предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в части предельной высоты зданий, строений и сооружений (приложение 4).

В приложении 4 к Закону Санкт-Петербурга от 16 февраля 2009 года №29-10 утверждена Схема границ действия предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в части предельной высоты зданий и сооружений.

На листе 104 указанной Схемы установлено локальное увеличение высоты (локальная доминанта) № 70 высотой 100 метров для земельного участка под кадастровым номером 78:11:6001 А:34 по адресу: Красногвардейская пл., д. 2, литера К.

Малышева Е.Г., Чернова А.Г., Вишневский Б.Л., Резник М.Л., Рыбаков Н.И. обратились в суд с заявлениями, в которых просили признать недействующими названные выше положения Закона Санкт-Петербурга от 19 января 2009 года № 820-7 и Закона Санкт-Петербурга от 16 февраля 2009 года № 29-10, указывая на то, что в силу требований Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) Российской Федерации», Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ

от 26 апреля 2008 года № 315, в проект зон охраны объектов культурного наследия входят также и градостроительные регламенты для соответствующих территорий, включающие, в частности, предельные параметры высот зданий и сооружений в пределах таких зон; указанный проект зон охраны, включающий градостроительные регламенты, подлежит согласованию с Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (далее -Росохранкультура).

В нарушение данных требований закона проект границ зон охраны объектов культурного наследия в редакции, предусматривающей определение градостроительных регламентов в пределах таких зон, включая предельные высотные параметры строительства, в соответствии с Правилами землепользования и застройки Санкт-Петербурга, согласован с Росохранкультурой не был.

Кроме того, как утверждали заявители, установленные Законом Санкт-Петербурга от 19 января 2009 года № 820-7 границы зоны охраны объекта культурного наследия «Императорский Санкт-Петербургский Университет» в части территории по адресу: Университетская наб., д. 7-9-11, корпус 5 в их графическом отображении на листе 52 не соответствует описанию тех же границ в текстовой части приложения 1 к Закону, поскольку территория по адресу: Университетская наб., д. 7-9-11, корпус 5, согласно текстового описания, отнесена к охранной зоне 03 1-1, в то время как на листе 52 изображена отнесенной к зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРЗ 1-2.

Решением Санкт-Петербургского городского суда от 20 декабря 2010 года заявленные требования удовлетворены, признан недействующим с момента принятия Закон Санкт-Петербурга от 19 января 2009 года № 820-7 «О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга» в части:

обозначения зоны ЗРЗ 1-2 в графической части приложения 1 на листе 52 внутри границы охранной зоны ОЗ 1-1;

подпункта «в» пункта 4.3 главы 1 раздела 2 приложения 2 и пункта 5.1 главы 1 раздела 2 приложения 2 в части слов «устанавливаются ограничения по высоте в соответствии с Правилами землепользования и застройки Санкт-Петербурга»;

Схемы высотного регулирования для территории Санкт-Петербурга (приложение 3 к Режимам использования земель в границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга), условные обозначения в части слов: «высота зданий определяется в соответствии с Правилами землепользования и застройки Санкт-Петербурга».

Признан недействующим с момента принятия Закон Санкт-Петербурга от 16 февраля 2009 года № 29-10 «О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга», а именно приложения 1, 3, 4 в части:

пунктов 3, 4, 8 статьи 2 главы 1 приложения 1; пункта 4 статьи 8 приложения 3 - в границах зон охраны объектов культурного наследия;

приложения 4 - в границах зон охраны объектов культурного наследия.

В кассационной жалобе губернатор Санкт-Петербурга ставит вопрос об отмене судебного решения, считая его незаконным и необоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене судебного решения.

Оспариваемыми нормами Закона Санкт-Петербурга от 19 января 2009 года № 820-7 установлено, что градостроительные регламенты в части предельных параметров высоты зданий и сооружений для зон регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРЗ 2 и ЗРЗ 3 в составе зон охраны объектов культурного наследия Санкт-Петербурга определяются Правилами землепользования и застройки Санкт-Петербурга.

Изложенные выше нормы Правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга, утвержденных Законом Санкт-Петербурга от 16 февраля 2009 года № 29-10, оспариваются заявителями постольку, поскольку они распространяются на зоны охраны объектов культурного наследия.

В частности, Схемой границ действия предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в части предельной высоты зданий и сооружений (приложение 4 к Закону) на листе 104 установлено локальное увеличение высоты (локальная доминанта) № 70 высотой 100 метров для земельного участка под кадастровым номером 78:11:6001 А:34 по адресу: Красногвардейская пл., д. 2, литера К, расположенного в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРЗ 2-1.

Правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации осуществляется Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», который гарантирует в Российской Федерации сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации и устанавливает государственную охрану объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Согласно статье 33 указанного Федерального закона объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях

предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий (пункт 1).

Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в частности, разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия и согласование таких проектов в случаях и порядке, установленных данным Федеральным законом (подпункты 5 и 7 пункта 2).

В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ зоны охраны объекта культурного наследия устанавливаются в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории. Зоны охраны включают в себя охранную зону, зону регулирования застройки и хозяйственной деятельности и зону охраняемого природного ландшафта.

Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.

При этом в силу пункта 2 той же статьи охранная зона представляет собой территорию, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности -территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений.

Пунктом 3 статьи 34 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ предусмотрено, что границы зон охраны объекта культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 9.1 того же Федерального закона полномочия по государственной охране объектов культурного наследия

федерального значения в соответствии со статьей 33 Закона переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением полномочий по согласованию проектов зон охраны объектов культурного наследия федерального значения и градостроительных регламентов, устанавливаемых в границах территорий объектов культурного наследия федерального значения, расположенных в исторических поселениях, и границах зон их охраны.

Из изложенных положений действующего федерального законодательства следует, что проект зон охраны объектов культурного наследия включает в себя не только собственно описание границ соответствующих зон, но и режимы использования земель и градостроительные регламенты в пределах таких зон, которые в отношении объектов культурного наследия федерального значения подлежат утверждению органом государственной власти субъекта Российской Федерации только по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

Разрешая настоящее дело, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку установил, что градостроительные регламенты в составе проекта зон охраны объектов культурного наследия Санкт-Петербурга в редакции, предполагающей установление предельных высотных параметров зданий, строений, сооружений в границах зон регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРЗ 2 и ЗРЗ 3 в соответствии с Правилами землепользования и застройки Санкт-Петербурга, с Росохранкультурой - федеральным органом охраны объектов культурного наследия - согласованы не были.

Правильность данного вывод суда подтверждается материалами дела, объяснениями представителей Росохранкультуры, указавших на то, что градостроительные регламенты в пределах территорий зон охраны объектов культурного наследия в той редакции, в которой они утверждены Законом Санкт-Петербурга от 19 января 2009 года № 820-7, предметом согласования с Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия не являлись.

В кассационной жалобе представитель губернатора Санкт-Петербурга, не отрицая сам по себе тот факт, что оспариваемый Закон Санкт-Петербурга от 19 января 2009 года № 820-7 в редакции, предполагающей установление предельных высотных параметров зданий, сооружений в составе градостроительных регламентов зон охраны объектов культурного наследия в соответствии с Правилами землепользования и застройки Санкт-Петербурга, не был согласован с Росохранкультурой, утверждает, что проект границ зон охраны объектов культурного наследия Санкт-Петербурга вообще не нуждался в согласовании с Росохранкультурой.

Между тем, подобные утверждения противоречат нормам подпункта 2 пункта 1 статьи 9.1 и пункта 3 статьи 34 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ, относящим к полномочиям Российской Федерации

вопросы согласования проектов зон охраны объектов культурного наследия федерального значения и градостроительных регламентов, устанавливаемых в границах территорий объектов культурного наследия федерального значения, расположенных в исторических поселениях, и границах зон их охраны.

Указанные правовые нормы предполагают необходимость согласования градостроительных регламентов в границах зон охраны объектов культурного наследия федерального значения, расположенных в исторических поселениях.

Как установлено судом, большинство памятников истории и культуры, границы зон охраны которых определены оспариваемым Законом, представляют собой объекты культурного наследия федерального значения.

Данные обстоятельства в кассационной жалобе ничем не опровергнуты.

К тому же о необходимости согласования проекта зон охраны объектов культурного наследия Санкт-Петербурга с Росохранкультурой свидетельствовали также действия самой администрации Санкт-Петербурга в лице Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры правительства Санкт-Петербурга, направившего в октябре 2008 года в Росохранкультуру соответствующий проект на согласование.

При таких обстоятельствах решение суда следует признать законным и обоснованным, которое по доводам кассационной жалобы отменено быть не может.

На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 360, 361-363, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

 

определила:

 

решение Санкт-Петербургского городского суда от 20 декабря 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу губернатора Санкт-Петербурга - без удовлетворения.

Статьи законов по Делу № 78-Г11-13

Производство по делу

Загрузка
Наверх