Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 78-Г11-58

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 16 ноября 2011 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Хаменков Владимир Борисович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №78-Г11-58

от 16 ноября 2011 года

 

председательствующего Хаменкова В.Б.

при секретаре Аверине A.B.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационным жалобам регионального отделения политической партии «Справедливая Россия» в Санкт-Петербурге и Санкт-Петербургского регионального отделения политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» на решение Санкт-Петербургского городского суда от 14 сентября 2011 года, которым требования Санкт-Петербургского регионального отделения политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» об оспаривании отдельных положений Закона Санкт-Петербурга от 25 мая 2005 года № 252-35 «О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга» удовлетворены частично.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителя Санкт-Петербургского регионального отделения политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» Покровской О.Л., поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения на кассационные жалобы представителя Санкт-Петербургской избирательной комиссии Громова A.B., представителя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Лыжовой H.A., представителя

губернатора Санкт-Петербурга Зацепы О.О., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

29 июня 2011 года Законодательным Собранием Санкт-Петербурга принят и 13 июля 2011 года подписан губернатором Санкт-Петербурга Закон г. Санкт-Петербурга «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга» № 252-35 от 25 мая 2005 года.

Санкт-Петербургское региональное отделение политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» обратилось в Санкт-Петербургский городской суд с заявлением о признании положений пункта 1 статьи 4, пунктов 2, 6, 8, 14, 20 статьи 7, пункта 5 статьи 9, подпункта 2 пункта 2 статьи 22 Закона Санкт-Петербурга № 252-35 от 25 мая 2005 года, действующего в указанной выше редакции, противоречащими федеральному законодательству.

Региональное отделение политической партии «Справедливая Россия» в Санкт-Петербурге также обратилось в Санкт-Петербургский городской суд с требованием о признании недействующим подпункта 2 пункта 2 статьи 22 этого же Закона Санкт-Петербурга.

Определением Санкт-Петербургского городского суда от 12 сентября 2011 года указанные заявления соединены в одно производства в соответствии с пунктом 4 статьи 151 ГПК РФ для совместного рассмотрения.

Решением Санкт-Петербургского городского суда от 14 сентября 2011 года признан недействующим подпункт 2 пункта 2 статьи 22 Закона Санкт-Петербурга от 25 мая 2005 года № 252-35 «О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга».

В удовлетворении требований о признании недействующими пункта 1 статьи 4, пунктов 2, 6, 8, 14, 20 статьи 7, пункта 5 статьи 9 Закона Санкт-Петербурга «О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга» (далее - Закона Санкт-Петербурга) отказано.

В кассационных жалобах заявителями ставится вопрос об отмене судебного решения в части отказа в удовлетворении заявленных требований по мотиву его незаконности и необоснованности.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.

Согласно пункту 1 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга активным избирательным правом на выборах обладает гражданин Российской Федерации,

достигший на день голосования на выборах возраста 18 лет, зарегистрированный по месту жительства и (или) месту пребывания на территории г. Санкт-Петербурга, в том числе являющийся военнослужащим либо обучающийся по очной форме обучения.

Пункт 2 статьи 7 оспариваемого закона в качестве основания для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке предусматривает факт нахождения его места жительства или места пребывания на территории этого избирательного участка, установленный органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом, иным законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами.

Отказывая в признании указанных норм недействующими, суд обоснованно указал на их полное соответствие пункту 4 статьи 17 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которому основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке, участке референдума является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом - факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права, права на участие в референдуме) либо наличие у гражданина открепительного удостоверения. Факт нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории определенного избирательного участка, участка референдума устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами.

Довод заявителя о том, что оспариваемые положения допускают возможность регистрации одного и того же избирателя как по месту его жительства, так и по месту пребывания, сам по себе о незаконности этих положений не свидетельствует. В этой связи суд правильно заметил, что в соответствии с пунктом 5 той же статьи 7 Закона Санкт-Петербурга гражданин Российской Федерации может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке. При выявлении территориальной избирательной комиссией факта включения гражданина Российской Федерации в списки избирателей на разных избирательных участках указанная комиссия до передачи списков избирателей в участковые избирательные комиссии проводит работу по устранению ошибки или неточности в списках. Аналогичные положения содержатся и в пункте 10 статьи 17 Федерального закона «Об

основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Содержащийся в решении суда вывод об отсутствии в пункте 6 статьи 7 и пункте 5 статьи 9 Закона Санкт-Петербурга противоречий федеральному закону, их соответствии пункту 6 статьи 17 и пункту 6 статьи 19 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» является правильным и региональным отделением партии «Яблоко» не оспаривается.

Пункт 8 статьи 7 Закона Санкт-Петербурга устанавливает положение, в соответствии с которым избиратели, находящиеся в день голосования в больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей, подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений и других местах временного пребывания, включаются в список избирателей на основании паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.

Согласно пункту 20 статьи 7 Закона Санкт-Петербурга граждане Российской Федерации, зарегистрированные по месту жительства или месту пребывания на территории избирательного участка после представления списка избирателей для ознакомления, а также граждане, по какой-либо иной причине не включенные в список избирателей, дополнительно включаются участковой избирательной комиссией в список избирателей на основании паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а при необходимости и документов, подтверждающих нахождение места жительства или места пребывания избирателя на территории данного избирательного участка.

Признавая указанные нормы соответствующими пунктам 4,16,17 статьи 17 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», суд правомерно указал на право субъекта Российской Федерации принять закон, нормами которого гарантируется реализация гражданином его активного избирательного права. Включение же избирателя в список избирателей на основании паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, само по себе закону не противоречит.

Довод заявителя о том, что оспариваемые положения в нарушение пункта 17 статьи 17 названного выше Федерального закона исключают необходимость обращения граждан, находящихся в местах временного пребывания, с личным письменным заявлением о включении в список избирателей, является необоснованным, поскольку указанный вопрос разрешён в пункте 7 статьи 7 Закона Санкт-Петербурга.

Согласно пункту 14 статьи 7 Закона Санкт-Петербурга списки избирателей по избирательным участкам, образованным в местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, на

предприятиях с непрерывным циклом работы и отдельными видами работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), и других местах временного пребывания), составляются соответствующими участковыми избирательными комиссиями не позднее дня, предшествующего дню голосования, на основании сведений об избирателях, представляемых руководителем организации, в которой избиратель временно пребывает.

Проверяя данную норму на соответствие пункту 5 статьи 19 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», каких-либо противоречий суд не нашёл, обоснованно указав на то, что в силу пункта 17 статьи 17 этого же Закона избиратели, работающие на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятые на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), решением участковой комиссии могут быть включены в список избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания. Следовательно, образование в таком месте избирательного участка Федеральному закону не противоречит. На это же обстоятельство указано и в самом пункте 5 статьи 19 Федерального закона, в соответствии с которым избирательные участки могут образовываться в местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха, на вокзалах, в аэропортах, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания), в труднодоступных и отдаленных местах, на судах, находящихся в день голосования в плавании, и на полярных станциях.

Из чего суд сделал правильный вывод о том, что, указанные нормы закона Санкт-Петербурга, федерального закона направлены на реализацию гарантий активного избирательного права граждан, предоставляя им возможность проголосовать в местах, где они в силу различных обстоятельств (служебных, семейных, по состоянию здоровья и т.д.) вынуждены пребывать в день голосования.

Позиция суда первой инстанции аргументирована ссылками на нормы материального права и соответствует фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем у Судебной коллегии не имеется оснований для признания решения суда незаконным и необоснованным и его отмены.

Доводы кассационной жалобы регионального отделения политической партии «Яблоко» направлены на иное, неверное истолкование закона, регулирующего спорные правоотношения, в связи с чем не могут повлечь отмену постановленного судебного решения.

Мотивы, по которым региональное отделение политической партии «Справедливая Россия» в Санкт-Петербурге считает решение суда незаконным, в его кассационной жалобе отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Санкт-Петербургского городского суда от 14 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационные жалобы Санкт-Петербургского регионального отделения Российской объединенной демократической партии «Яблоко» и регионального отделения политической партии «Справедливая Россия» в г. Санкт-Петербурге - без удовлетворения.

Председательствующий

Статьи законов по Делу № 78-Г11-58

ГПК РФ Статья 151. Соединение и разъединение нескольких исковых требований
ГПК РФ Статья 361. Утратила силу
ГПК РФ Статья 366. (Утратила силу)
ГПК РФ Статья 360. (Утратила силу)

Производство по делу

Загрузка
Наверх