Дело № 8-АПГ12-2

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 4 июля 2012 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, апелляция
Категория Административные дела
Докладчик Хаменков Владимир Борисович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №8-АПГ12-2

от 4 июля 2012 года

 

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе правительства Ярославской области на решение Ярославского областного суда от 19 апреля 2012 года, которым удовлетворены требования Майорова В.И. о признании недействующим в части постановления правительства Ярославской области от 9 декабря 2009 года № 1189-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Ярославской области».

председательствующего судей

Хаменкова В.Б.,

Ерёменко Т.И. и Калининой Л.А.

при секретаре

Завражнове М.Ю.

 

установила:

 

9 декабря 2009 года правительством Ярославской области принято постановление № 1189-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных

объединений Ярославской области», которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Ярославской области, подлежащие применению в целях налогообложения и иных установленных законодательством целях с 1 января 2010 года.

Данное постановление официально опубликовано в газете «Документ-Регион» от 18 декабря 2009 года № 35.

Майоров В.И. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене названного постановления правительства Ярославской области в части установления кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков.

Требования мотивированы тем, что его принятие повлекло увеличение кадастровой стоимости земли в сто раз и привело к увеличению земельного налога.

Заявитель также указывал, что постановление № 1189-п принято с нарушением требований Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316 и приказа Росземкадастра от 26 августа 2002 года № ПУЗ 07 «Об утверждении Методики государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений», поскольку кластеризация земельных участков дачных объединений проведена только в разрезе собственников земельных участков без учёта оценочных зон и выделения эталонного земельного участка в отдельном кластере. При этом, поскольку земельные участки заявителя не входят ни в одно садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан, то при определении их кадастровой стоимости не должен был в полном объёме применяться приказ Росземкадастра от 26 августа 2002 года № П/307.

Решением Ярославского областного суда от 19 апреля 2012 заявленные требования удовлетворены.

Постановление правительства Ярославской области от 9 декабря 2009 года № 1189-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Ярославской области» в части установления кадастровой стоимости и среднего уровня кадастровой стоимости 1 квадратного метра земель по участкам Майорова В.И. признано недействующим со дня его принятия.

В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене указанного решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.

Подпунктами «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 той же статьи Земельного кодекса РФ).

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (пункт 2 статьи 66 названного кодекса).

В силу пунктов 1, 3 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316 (далее - Правила), организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил).

Приказом Минэкономразвития России от 28 июня 2007 года № 215 утверждён Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель» (далее -Административный регламент), согласно пункту 9.9 которого сведения о кадастровой стоимости земельных участков представляются на утверждение органу исполнительной власти субъекта РФ территориальным управлением Роснедвижимости в виде проекта акта об утверждении результатов кадастровой оценки земель.

Проверка соблюдения требований действующего законодательства Российской Федерации, методических и нормативно-технических документов при определении кадастровой стоимости земельных участков, правильности расчетов, правильности полученных результатов является полномочием Роснедвижимости, осуществляемым в процессе проверки Отчёта об определении кадастровой стоимости земельных участков на соответствие методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель (пункты 9.8-9.12 Административного регламента).

Проверка Отчёта производится Роснедвижимостью до утверждения результатов кадастровой оценки органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом территориальное управление Роснедвижимости представляет органу исполнительной власти субъекта

Российской Федерации для утверждения именно те результаты кадастровой оценки, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена проверка, и которые в качестве результатов, согласованных Роснедвижимостью, направлены после проверки в территориальное управление Роснедвижимости для представления в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 9.9 Административного регламента).

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что непосредственные работы по государственной кадастровой оценке земельных участков и составление Отчёта по теме: «Государственная кадастровая оценка земель садоводческих, огороднических и дачных объединений в Ярославской области» проводились в 2008 году ФГУП «Федеральный кадастровый центр «Земля».

Отчёт об определении кадастровой стоимости земельных участков был проверен Росреестром (правопреемником Роснедвижимости) на соответствие Методике государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, утвержденной приказом Росземкадастра от 26 августа 2002 года № П/307. По результатам проверки, проведенной в соответствии с Административным регламентом, Росреестром принято решение о соответствии Отчёта методике, которое оформлено Актом проверки № 5. После проведения проверки согласованные Росреестром результаты кадастровой оценки (вместе с Актом проверки) направлены в Управление Роснедвижимости по Ярославской области.

Основываясь на приведенных положениях закона, а также установленных по делу фактических обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что результаты кадастровой оценки земель утверждены компетентным органом в пределах его полномочий с соблюдением установленных федеральным законодательством правил и процедур.

Вместе с тем, проверяя обоснованность постановления правительства Ярославской области от 9 декабря 2009 года № 1189-П в оспариваемой части, суд верно исходил из следующего.

Из дела видно, что заявитель является собственником земельных участков, расположенных в Некрасовском районе Ярославской области, которые не входят в состав каких-либо садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан.

Как следует из наименования и содержания пункта 1.2 Методики государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, утверждённой приказом Росземкадастра от 26 августа 2002 года № П/307, она применяется для определения кадастровой стоимости земельных участков именно садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих товариществ, садоводческих, огороднических и дачных потребительских кооперативов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих партнерств, иных садоводческих, огороднических и дачных объединений. Таким образом, указанным нормативным актом регулируются вопросы определения кадастровой стоимости исключительно тех земельных участков, которые входят в состав соответствующих объединений граждан,

следовательно, его применение к земельным участкам, не входящим в состав таких объединений, недопустимо.

Об этом, в частности, свидетельствует необходимость в соответствии с названным актом составления перечня всех вышеуказанных объединений субъекта Российской Федерации (п. 2.2.1), определения перечня факторов кластеризации для каждой из групп объединений на уровне субъекта Российской Федерации (п. 2.2.3), определения эталонного земельного участка для каждого объединения (п. 2.2.4), объединения эталонных земельных участков в кластеры на основе схожести их характеристик, определенных в разрезе факторов кластеризации (п. 2.2.5) и т.п.

Кроме того, приказом Минэкономразвития РФ от 12 августа 2006 года № 222 утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешённого использования или уточнения площади земельного участка.

Пунктом 2.1.2 данных методических указаний (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого акта) установлено, что в случае образования нового или выявления ранее учтённого земельного участка в границах садоводческого, огороднического или дачного объединения кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для соответствующего объединения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель на площадь земельного участка.

Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Росреестра от 22 марта 2010 года № 15/87-СБ о применении пункта 2.1.2 названных методических указаний, в случае образования нового или выявления ранее учтённого садового, огородного или дачного земельного участка, не входящего в состав соответствующих объединений, его кадастровую стоимость возможно определить путём умножения среднего для муниципального района (городского округа) (в случае отсутствия - для субъекта Российской Федерации) значения удельного показателя кадастровой стоимости на площадь земельного участка.

Поскольку, как установлено в ходе рассмотрения дела, при установлении кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих Майорову В.И., использовалась Методика государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, утверждённая приказом Росземкадастра от 26 августа 2002 года № П/307, которая, исходя из приведённых выше правовых предписаний, не может применяться к спорным отношениям, суд обоснованно признал постановление правительства Ярославской области от 9 декабря 2009 года № 1189-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Ярославской области» незаконным в оспариваемой части.

Указание в жалобе на то, что суд применил правовые акты Российской Федерации, принятые после принятия правительством Ярославской области оспариваемого постановления, является необоснованным, поскольку последнее

признано недействующим в части не на основании названных выше приказа Минэкономразвития РФ от 12 августа 2006 года № 222, письма Росреестра от 22 марта 2010 года № 15/87-СБ. Содержащаяся же в решении ссылка на эти акты приведена судом в обоснование вывода о незаконности применения Методики государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений к участкам, не входящим в такие объединения, и является правильной.

Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании материального закона, применённого в конкретном деле, и не свидетельствуют об ошибочности обжалуемого судебного решения.

На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

 

определила:

 

решение Ярославского областного суда от 19 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу правительства Ярославской области -без удовлетворения.

Статьи законов по Делу № 8-АПГ12-2

Статья 72. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
ГПК РФ Статья 328. Полномочия суда апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 329. Постановление суда апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 330. Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке
ЗК РФ Статья 65. Платность использования земли

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх