Дело № 8-Г09-18

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 5 августа 2009 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Ерёменко Татьяна Ивановна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №8-Г09-18

от 5 августа 2009 года

 

председательствующего Т.И. Ерёменко

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Воробьева С( | /Щ ~[ о признании противоречащим

федеральному законодательству и недействующим постановления губернатора Ярославской области от 02.08.1996 года № 449 «О плате за проезд автотранспорта с тяжеловесными грузами», постановления Правительства Ярославской области от 01.10.1997 года № 210-п «О постах весового и габаритного контроля за проездом автотранспорта, перевозящего крупногабаритные и тяжеловесные грузы по автодорогам общего пользования Ярославской области» и постановления правительства Ярославской области от 02.12.1996 года № 275-п «О выдаче разрешений на перевозки автомобильным транспортом крупногабаритных (или) тяжеловесных грузов» по кассационной жалобе правительства Ярославской области на решение Ярославского областного суда от 17 апреля 2009 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Еременко, заключение прокурора Генеральной прокуратура Российской Федерации Л.Е. Степановой, полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

Губернатором Ярославской области принято постановление от 02.08.1996 года № 449 «О плате за проезд автотранспорта с тяжеловесными грузами», которое официально опубликовано в газете «Губернские вести» № 30 от 15 августа 1996 года.

Правительством Ярославской области приняты постановления от 01.10.1997 № 210-п «О постах весового и габаритного контроля за проездом автотранспорта, перевозящего крупногабаритные и тяжеловесные грузы по автодорогам общего пользования Ярославской области», официально опубликованное в газете «Губернские вести» 1997, № 38 и от 02.12.1996 № 275-п «О выдаче разрешений на перевозки автомобильным транспортом крупногабаритных (или) тяжеловесных грузов», официально опубликованное в газете «Губернские вести» 1996, № 42.

Названными нормативными правовыми актами определены порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок выдачи специального разрешения на их движение; утверждены Положение о взимании платы с владельцев или пользователей указанного транспорта, ставки платы за проезд; установлен размер, порядок исчисления и взимания платы с владельцев или пользователей такого транспорта, порядок осуществления весового контроля, в том числе организация пунктов весового контроля транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов.

Воробьев С.А., являющийся водителем грузового рефрижераторного автопоезда, обратился в Ярославский областной суд с заявлением о признании указанных актов противоречащими федеральному законодательству и недействующими в обоснование заявленных требований ссылаясь на то, что принятием оспариваемых постановлений субъект РФ вышел за пределы предоставленных ему полномочий. Оспариваемые акты противоречат положениям Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В судебном заседании правительство Ярославской области просило суд в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решением Ярославского областного суда от 17 апреля 2009 года заявленные Воробьевым С.А. требования удовлетворены.

Постановление губернатора Ярославской области от 02.08.1996 года № 449 «О плате за проезд автотранспорта с тяжеловесными грузами», постановление правительства Ярославской области от 01.10.1997 года № 210-п «О постах весового и габаритного контроля за проездом автотранспорта, перевозящего крупногабаритные и тяжеловесные грузы по автодорогам общего пользования Ярославской области» и постановление правительства Ярославской области от 02.12.1996 года № 275-п «О выдаче разрешений на перевозки автомобильным транспортом крупногабаритных (или) тяжеловесных грузов» признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.

В кассационной жалобе правительство Ярославской области просит указанное решение суда отменить ввиду нарушения судом норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене обжалуемого решения суда.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с положениями ст. 11 Федерального Закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится: установление порядка возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, масса которых с грузом или без груза и (или) масса нагрузки расчете на одну ось которых превышают нормы, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и порядка определения размера такого вреда; установление порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозку опасных и (или) тяжеловесных грузов, и транспортных средств, габариты которых с грузом или без него превышают нормы, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, порядка, осуществления весового и габаритного контроля, в том числе организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядка определения постоянно действующих маршрутов транспортных средств, осуществляющих перевозка опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов. Пунктом 7 ст. 12 названного закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено только определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения.

Как усматривается из содержания оспариваемых в настоящем деле постановлений, ими определен порядок взимания платы с собственников (владельцев, пользователей) автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы по автодорогам и тарифы провоза тяжеловесных грузов по автодорогам; порядок выдачи специального разрешения на автомобильные перевозки по маршрутам, проходящим полностью или частично по автодорогам общего пользования государственной собственности области; а так же утверждено положение о постах весового и габаритного контроля за проездом автотранспорта по автодорогам общего пользования Ярославской области.

Таким образом, областной суд пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые нормативные акты приняты субъектом РФ за пределами предоставленных ему полномочий, что противоречит положениям

федерального законодательства и является основанием для признания оспариваемых актов недействующими.

Кроме того, из преамбулы оспариваемых постановлений усматривается, что они приняты во исполнение постановления правительства РФ от 26.09.2005 года № 962 «О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы по автомобильным дорогам общего пользования» и постановления правительства РФ от 14.09.1996 года № 1211 «Об установлении временных ставок платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автодорогам и использовании средств, получаемых от взимания этой платы». Между тем, субъектом РФ не было принято во внимание, что данными постановлениями Правительства РФ регламентирован порядок взимания платы с владельцев и пользователей автомобильного транспорта, перевозящего грузы по дорогам федерального значения, тогда как оспариваемыми постановлениями такой порядок установлен в отношении дорог регионального или межмуниципального значения.

При данных обстоятельствах дела оснований не согласиться с выводами Ярославского областного суда не имеется.

Довод кассационной жалобы о том, что дороги регионального или межмуниципального значения являются собственностью субъекта РФ, в связи с чем субъект РФ вправе принять нормативные акты в целях их сохранности, не могут повлечь отмену обжалуемого судебного постановления, поскольку полномочия субъекта РФ в этой области определены федеральным законодательством.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

Решение Ярославского областного суда от 17 апреля 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Правительства Ярославской области -без удовлетворения.

Статьи законов по Делу № 8-Г09-18

ГПК РФ Статья 361. Утратила силу

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх